ППЦ «Летиция» при ГБОУ Гимназия 45 им. Л.И. Мильграма

Паспорт дополнительной общеразвивающей программы

«Умничка»

 

Сведения об авторе

Колотилина Алла Александровна

педагог дополнительного образования

Направленность программы

социально-педагогическая

Возраст обучающихся

4-5лет

Срок реализации программы

сентябрь 2017 – июнь 2018

Год разработки программы

2017

Цель программы

Сформировать  у ребенка позитивный образа «Я», внимательное и доброжелательное отношение к окружающим и миру в целом, обучение навыкам вежливого общения, ценностных и нравственных установок, норм поведения. Создание условий для развития, позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Формирование познавательной сферы дошкольника, развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, способностей, формирование элементарных математических представлений, а также воспитание положительного отношения к процессу обучения, через развитие познавательно – исследовательской деятельности.

Задачи

1. Обучающие задачи:

  • сформировать у ребенка мотивацию учения, познавательную активность, радость творчества;
  • расширить представления о предметах и явлениях окружающего мира;
  • ·      обогатить словарный запас ребенка и активизировать его;
  • ·      познакомить со звуками и буквами родного языка, научить слоговому чтению;
  • ·      формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, знакомить с геометрическими фигурами;
  • ·      учить практическим действиям сравнения, обобщения, классификации;
  • ·      познакомить детей с общими математическими понятиями (представления о числах в пределах 5, вычислений, измерения);
  • ·      формировать пространственно-временные отношения;
  • ·      учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве;
  • формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени.

2. Развивающие задачи:

  • развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие ребенка;
  • развивать пространственное  восприятие, ориентирование, сенсомоторную координацию и моторные навыки;
  • развивать графические навыки (с целью подготовки руки ребенка к письму);
  • развивать речь, чувство темпа и ритма, дикцию и выразительность речи, речемыслительную деятельность;
  • развивать навык цветового соотнесения и умение различать цвета;
  • развивать восприятие формы (круг квадрат, треугольник), величины, длины, а также умение соотносить предметы по данным категориям;
  • развивать умения различать геометрические фигуры по цвету, размеру и форме;
  • развивать мыслительные операции «обобщение», «сравнение», «классификация»;
  • развивать умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
  • развивать произвольность (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры.);
  • развивать коммуникативные навыки, необходимые для общения, в частности, навыки культурного общения.

3. Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу;
  • сформировать у детей положительное отношение к учению, воспитывать у детей интерес к процессу познания;
  • формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.;
  • вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
  • корректировать нежелательные черты характера и поведения детей.

Новизна программы

Комплексный подход в обучении и индивидуальный в развитии личности ребенка. Отличительная особенность программы заключается в проведении занятий, различных по форме и содержанию. На одном и том же занятии задействованы различные сферы деятельности,реализуются упражнения «Гимнастики мозга» (нейропсихологический комплекс упражнений для помощи в сенсорной интеграции и преодолении негативных эмоциональных переживаний), используются развивающие практические задания, творческие упражнения, наглядность, музыкальное сопровождение в процессе выполнения творческих заданий. Основное внимание уделяется развитию выявленных способностей и потенциалу ребенка, а также развитию его познавательной активности.

Формы занятий

Групповая, мини-группы, индивидуальная. Максимальное количество учащихся в группе – 12 человек.

Режим занятий

2 раза в неделю по 50 мин.

Планируемые результаты

1) По завершению занятий:

  • дети получат представления о предметах и явлениях окружающем мире, растительном и животном мире, труде людей;
  • дети научатся употреблять в речи простые и сложные предложения; расширят и обогатят свой словарь; научатся правильно произносить все звуки; говорить не торопясь, выразительно, читать по слогам;
  • дети научатся владеть счетом в пределах 5; овладеют практическими действиями сравнения, вычисления, измерения, классификации, преобразования;
  • дети научатся пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям;
  • дети научатся правильно устанавливать пространственно-временные отношения, ориентироваться по элементарному плану, находить последовательность событий и нарушение последовательности;
  • дети научатся узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, шар, куб, а также находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
  • у детей сформируются представления об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;

2. По завершению занятий дети:

  •  разовьют моторную координацию пальцев рук;
  • будут ориентироваться в пространстве, на листе, во временной перспективе;
  • научатся выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения рук;
  • научатся творчески подходить к решению задач (обобщать, анализировать, классифицировать и т.д.);
  • научатся запоминать и повторять ряды звуков, слов, движений; запоминать 4-6 предметов;
  • смогут отвечать на вопросы, требующие размышления;
  • научатся различать цвета и оттенки, предметы по форме, величине и длине.

     3. По завершению занятий:

  • дети научатся соблюдать требования взрослого, правила поведения в группе;
  • дети научатся культурным формам общения со взрослыми, сверстниками, а также доброжелательному отношению к друг другу;
  • у детей сформируется положительное отношение к учению, интерес к процессу познания;
  • дети научатся планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.

Формы подведения итогов реализации программы

Диагностическое тестирование навыков. Открытый урок для родителей учащихся.