ППЦ «Летиция» при ГБОУ Гимназия 45 им. Л.И. Мильграма

Паспорт дополнительной общеразвивающей программы

«Музыкальное развитие для дошкольников»

 

Сведения об авторе

Фролова Марина Валентиновна,

педагог дополнительного образования

Направленность программы

художественно-эстетическая

Возраст обучающихся

4 - 6 лет

Срок реализации программы

сентябрь 2017 – июнь 2018

Год разработки программы

2017

Цель программы

Сформировать средствами музыкального искусства опыт ценностного отношения ребёнка к окружающей действительности. Направлять педагогическую деятельность на целостное и комплексное развитие личности ребёнка. Содействовать привлечению внимания детей дошкольного возраста к достижениям мировой музыкальной культуры.

Задачи

1. Обучающие задачи

  • развивать целостное и дифференцированное восприятие музыки и других видов искусств;
  • активизировать произвольное, затем преднамеренное запоминание, расширять объём памяти, побуждая помнить весь освоенный музыкальный репертуар;
  • будить воображение, пополняя опыт детей внемузыкальными впечатлениями, содержанием литературных произведений и театральными действиями;
  • содействовать становлению наглядно-образного мышления. Умению сравнивать содержание песен, побуждать к элементарному обобщению, стимулировать работу мыслительной деятельности в процессе пения и игры на инструментах;
  • следить за правильным звукообразованием во время разучивания песен, пополнять словарный запас, связанный с освоением музыкальных терминов, развивать связную речь, побуждая детей к эстетическим суждениям в ходе обсуждения музыкального материала;
  • формировать устойчивость внимания, помогать удерживать мотив деятельности, укреплять произвольное внимание.

2. Развивающие задачи:

Способствовать раскрытию музыкальных навыков у ребёнка, создавать условия для их развития и формировать музыкальные способности, а именно:

  • восприятие музыки: умение следить за развитием образа, его изменениями, сменой выразительных средств в предлагаемом музыкальном фрагменте;
  • эмоциональную отзывчивость на музыку: умение настраиваться на сопереживание музыкальной выразительности, улавливать изменение её характера, выделять яркие интонации произведения;
  • музыкальную память: обогащать опыт ребёнка музыкально-слуховыми впечатлениями, певческие представления, побуждать повторять выученные песни и музыкальные пьесы;
  • музыкальное воображение: развивать у ребенка способность передавать впечатления от прослушиваемой музыки, используя другие виды искусства (живопись, поэзию и т.д.);
  • музыкальное мышление: умение сравнивать музыкальные произведения, моделировать их содержание;
  • координацию слуха и голоса: учить ребенка точному или приближённому интонированию при соблюдении звуковысотности;
  • координацию движений: совершенствовать у ребенка макро движения и умение менять их в соответствии с характером и темпом музыки, активизировать микро движения ребенка в процессе игры на ударно-шумовых музыкальных инструментах, уметь петь «по руке»;
  • метроритмические компоненты: умение воспроизводить и повторять знакомые ритмоформулы на «собственных» и ударно-шумовых музыкальных инструментах, разучивать ритмические модели и рисунок небольших музыкальных пьес;
  • музыкально-творческие способности: побуждать детей к проявлению музыкального, песенного, музыкально-игрового творчества, способствовать умению импровизировать на заданный образ или на предложенную игровую ситуацию посредством телодвижений и игры на инструментах;
  • лёгкость и пластичность движений, умение передавать в пластике движений характер и настроение музыки, простые танцевальные шаги и формы перестроений в пространстве; осанку и постановку рук в процессе игры на музыкальных инструментах.

3. Воспитательные задачи:

  • расширять познавательный мир ребёнка через знакомство с общественной средой (школой);
  • учить придерживаться элементарных правил культуры поведения и общения с педагогом и сверстниками, побуждать вести себя естественно и корректно;
  • расширять мир природного познания, побуждать к бережному и заботливому отношению к окружающему миру.

Новизна программы

Программа базируется на системе преподавания немецкого композитора и педагога К. Орфа. Эта система заключается в синтезе движения и музыки с помощью игры на различных, в основном ударно шумовых, музыкальных инструментах так называемого орф-оркестра, среди которых барабан, бубен, пандейра, реко-реко, треугольник, маракас, блок-тромль, кабаса и т. д, а также на ударных звуковысотных инструментах: ксилофонах, металлофонах, глёкеншпилях. Принципы музыкально-творческой педагогики К. Орфа - познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь, движение. Новизна занятий выражается во включении в них элементов изобразительного творчества, что позволяет детям раскрывать их субъективное эмоциональное отношение к музыкальным произведениям.

Формы занятий

Групповая, мини-группы, индивидуальная. Максимальное количество учащихся в группе – 12 человек.

Режим занятий

2 раза в неделю по 45 мин.

Планируемые результаты

По окончании обучения:

  • учащиеся получат элементарные представления о музыкальном искусстве (видах, средствах, жанрах, формах); у них сформируются представления о свойствах музыкального звука, ритмической организации, музыкальной интонации; учащиеся научатся пению, движению под музыку, элементарному музицированию;
  • учащиеся будут уметь исполнять не сложные музыкальные композиции на инструментах орф-оркестра;
  • у учащихся будет сформировано ценностное творческое отношение к окружающему миру и доброе отношение друг к другу.

Формы подведения итогов реализации программы

Постановка спектакля.