ППЦ «Летиция» при ГБОУ Гимназия 45 им. Л.И. Мильграма

Паспорт дополнительной общеразвивающей программы

«Шахматы»

 

Сведения об авторе

КАРАСЕВ Андрей Олегович

педагог дополнительного образования

Направленность программы

социально-педагогическая и физкультурно-спортивная

Возраст обучающихся

7-17 лет

Срок реализации программы

сентябрь 2017 – май 2018

Год разработки программы

2017

Цель программы

Цель программы заключается в том, чтобы подготовить юных шахматистов, владеющих базовыми навыками стратегии, тактики и техники шахматной борьбы, основами общей шахматной культуры.

Задачи

Обучающие задачи заключаются в том, чтобы:

познакомить с историей шахмат;

обучить правилам игры;

дать учащимся теоретические знания по шахматной игре;

ознакомить с регламентом проведения соревнований, основными правилами судейства и турнирного поведения.

Развивающие задачи заключаются в том, чтобы:

развивать логическое и образное мышление, внимание и память; формировать навыки запоминания;

способствовать развитию усидчивости и выдержки;

способствовать развитию критического отношения к себе и к сопернику;

расширять представления учащихся об окружающем мире.

Воспитывающие задачи заключаются в том, чтобы:

привить уважительное отношение к окружающим;

привить стремление к развитию положительных личностных качеств;

развить навыки самодисциплины;

способствовать формированию адекватной самооценки;

воспитать волевые качества и стремление к самосовершенствованию.

Новизна программы

В рамках программы осуществляется системное развитие учащихся: наряду с обучением их шахматной игре, обеспечивается повышение уровня их общей образованности, развитие когнитивных процессов и интеллектуального потенциала, воспитание у них навыков волевой регуляции и положительных черт характера.

Формы занятий

Групповая, мини-группы, индивидуальная, максимальное количество учащихся в группе – 12 человек.

Режим занятий

2 раза в неделю по 1 часу.

Планируемые результаты

По окончании обучения учащиеся должны:

овладеть элементами шахматной тактики и техникой расчёта вариантов в практической игре;

усвоить стратегические основы шахматной игры, методы долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии;

знать стратегические элементы шахматной позиции и основные стратегические приёмы в типовых положениях;

освоить способы реализации достигнутого материального и позиционного перевеса в окончаниях, методы шахматной борьбы за ничью в худших позициях;

знать основные стратегические и тактические идеи большинства дебютных построений, встречающихся в шахматной игре;

овладеть навыками построения своего дебютного репертуара.

Формы подведения итогов реализации программы

Анализ результатов участия обучающихся в соревнованиях и первенствах по шахматам, разбор и обсуждении сыгранных партий.