Ведущие:

КАСЧИЙСКИ Георгий Николов

ПОПОВА Екатерина Сергеевна 

 

Цель занятий: обучение игре в шахматы, развитие умственных способностей, внимания, памяти, познавательной мотивации, логического мышления, формирование твердого характера, умения концентрироваться, формирование желания добиваться успехов и стремления к реализации своих идей.

Занятия по шахматам для детей проводятся в два этапа.

На первом этапе проводится обучение основам игры (фигуры и их ходы, сравнительная сила фигур, различные виды шахов и матов, взаимодействие фигур, форсированные ходы, связки, основные понятия шахматной комбинации, открытые дебюты, шахматные окончания). На занятиях преподаватель проводит сеансы одновременной игры с учащимися.

На втором этапе предполагается развить навыки, приобретенные на первом этапе (продолжение изучения шахматных комбинаций, полуоткрытые и закрытые дебюты, продолжение изучения шахматных окончаний, изучение стратегии и тактики шахматной игры и основ шахматной психологии, изучение партий чемпионов мира, проведение шахматных турниров).

На наших занятиях мы учимся не только игре в шахматы, но и умению реализовывать свои идеи. Объяснение взаимодействия шахматных фигур дается на демонстрационной доске, на ней же решаются и многие шахматные задачи. Использование на занятиях шахматных часов дисциплинирует детей, готовит их к участию в настоящих шахматных турнирах.

Шахматы для детей – не только очень полезные, но и увлекательные занятия!

Ученик преподавателя "Летиции" по шахматам Екатерины Сергеевны Поповой трехлетний шахматист Михаил Осипов стал участником шоу «Лучше всех», в котором совсем маленькие дети демонстрируют свои таланты. Удивительно, но в свои три года Миша уже совсем неплохо играет в шахматы, что он доказал в прямом эфире на Первом канале. Соперником юного дарования в этот день стал Анатолий Карпов. Михаил отказался от ничьей с многократным чемпионом мира, сильно расстроился, но потом собрался и под аплодисменты зрителей решил несколько шахматных задач! См. видео по ссылкам ниже:

HTTPS://WWW.1TV.RU/SHOWS/LUCHSHIE-DETI-STRANY-OBEDINYAYTES/VYSTUPLENIYA/MALENKIY-SHAHMATIST-MIHAIL-OSIPOV-LUCHSHE-VSEH-FRAGMENT-VYPUSKA-OT-13-11-2016

HTTP://VM.RU/NEWS/2016/11/15/S-YUNIM-SHAHMATISTOM-MISHEJ-OSIPOVIM-DOMA-NE-SYUSYUKAYUT-340117.HTML

HTTP://MOSCOWCHESS.ORG/NEWS/8143

История шахмат

Индия – родина шахмат. Существует немало легенд и различных предположений о происхождении шахматной игры, но точно установленных фактов пока немного. Исторически достоверным можно считать, что шахматы зародились в Индии больше 2000 лет назад. Согласно одной легенде, шахматы были изобретены индийским математиком, который также изобрел математическое действие возведения в степень. Когда правитель спросил, чем его наградить за эту замечательную игру, математик ответил: "Давайте положим на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую - два, на третью - четыре и так далее. Вот и дайте мне такое количество зерна, которое получится, если заполнить все 64 клетки". Правитель обрадовался, думая, что речь идет о 2-3 мешках, но если посчитать 2 в 64-й степени, то окажется, что это число больше чем все зерно, существующее на то время в мире.

Чатуранга – прообраз шахмат. Игра называлась сначала чатуранга, что значит на санскрите - четыре рода. Это войска с четырьмя родами оружия: колесницы, слоны, конница, пехота. Как свидетельствует Ратнакары (IX в.) в чатуранге было всего 4 фигуры - доска 9х9 - различием и расположением фигур стремились отобразить состав и строй индийского войска того времени. Шахматы, насчитывавшие в старину много разновидностей, из Индии постепенно распространились по всей восточной и центральной Азии. В конце V - начале VI века проникли в Иран. Здесь эта игра пользовалась большой популярностью. Она считалась игрой, где "победу разумом одерживают" (так говорится в одной из древнейших рукописей).

Шатрандж – следующий шаг в развитии шахмат. В VII столетии с шахматами познакомились завоеватели иранской монархии - арабы. Новую для них игру они назвали шатрандж (от персидского шатранг). Тогда правила шахматной игры во многом отличались от современных. Арабы развили и немного усовершенствовали древнюю шахматную игру. Максимального развития шахматы у арабов достигли в IX-Х столетиях. Сохранившиеся рукописи свидетельствуют, что арабы интересовались не только практической игрой, но и шахматной композицией (задачи, этюды), а также исследованиями (анализом) отдельных позиций.

Шахматы в Европе. Шахматы завезли в Европу купцы в XI веке в Испанию и Италию. Позже шахматы были приравнены к азартным играм и запрещены римской католической церковью. Шахматы считались одним из самых распространенных развлечений феодальной знати и входили в программу рыцарского воспитания. Попав в Европу, шахматы подверглись некоторым изменениям - доска стала двухцветной (на Востоке она была одноцветной). В Европе появилось большое количество шахматной литературы и дидактических материалов.

Шахматы в России. На Руси при раскопках XII-XIVвеков шахматы были найдены во многих русских городах. Это говорит о том, что они были завезены в Россию примерно в IX в. О шахматах есть упоминания в русском фольклоре - сказках и былинах. Шахматам уделяли внимание русские цари: Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович, ПетрI. Шахматы в России были в основном игрой дворянства и интеллигенции. Они были любимым досугом поэтов и писателей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева и многих других.

Памятка юного шахматиста 

Сицилианская защита (1-й год обучения, дошкольники)

Испанская и итальянская партии

Как правильно играть в дебюте 

 

  • Расписание занятий

    Программы

    Ф.И.О. преподавателя

    Группы/

    Индивидуальные занятия/

    Место проведения

    Дни занятий

    Время проведения занятий

    Шахматы

    Касчийский Георгий Николов

    Гр.1. - «Гримау, 6А» школьники 1-й год обучения

    понедельник/среда

    13.30-14.20

     

    Гр.1. - «Гримау, 6А» школьники 2-й год обучения

    понедельник/среда

    14.30-15.20

     

    Гр.2 - «Гримау, 6А» 2-й год обучения

    понедельник/среда

    15.35-16.20

  • 1