Я - тормоз

Елена Каримулина психолог

Проблема медлительных детей заслуживает специального внимания. Особенно остро она встаёт перед родителями, когда ребёнок идёт в школу: именно в ней по большей части проявляют себя медлительные дети.

Многим родителям приходится слышать от учителей: «Ваш ребёнок не справляется на контрольных работах в классе, успевает сделать только половину заданий», или: «Когда все начинают писать, ваш только берёт ручку», или: «Он самым последним сдаёт тетрадь с заданиями, а если работает устно, то не успевает следить за работой других детей, поэтому, когда его спрашиваешь, выясняется, что он не знает, где мы читаем», «Он как будто витает в облаках, думает о чём-то постороннем, поэтому не сразу слышит задания».

Определённые признаки того, что ребёнок – медлительный, были наверняка заметны еще до поступления в школу. Но, как правило, медлительные дети не так бросаются в глаза родителям и воспитателям, как дети гиперактивные, а иногда и вовсе выпадают из поля зрения: ведь они не драчливы, не конфликтны. Поэтому родители отвечают на жалобы школьного педагога примерно так: «В саду моего ребёнка никогда не ругали. Я бы никогда не мог (могла) подумать, что в школе возникнут проблемы». Однако школьные уроки – это не занятия в детском саду или подготовительной группе. При так называемых фронтальных опросах в классе такие дети выпадают из общего темпа, начинают тормозить работу в целом, поэтому учитель сразу таких детей замечает.

1.1. МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ МЕДЛИТЕЛЬНОМУ – РОЗНЬ

Многообразные жалобы, которые высказывает учитель, только на первый взгляд укладываются в понятие «медлительный ребёнок». Давайте понаблюдаем такого ребёнка в повседневной жизни. Выяснится, что медлительные дети очень разные. А значит, и работа с ними будет не одинаковая. На что, прежде всего, родителям следует обратить внимание?

Во-первых, присмотритесь, насколько медлительность школьника проявляется во всех делах. Каковы темповые показатели при выполнении устных и письменных заданий, а также в одном или в разных темпах выполняются работа по письму, чтению, математике, а также всевозможные задания, требующие преимущественного участия рук (аппликация, вышивка, бисероплетение, оригами, задания с кубиками или лего-конструкторами).

Возможен такой вариант. Ребёнок любое домашнее задание выполняет медленно, иногда какой-нибудь один предмет, например математику, выполняет чуть-чуть быстрее всех остальных, но различия в темпе, в целом, несущественны. Он медлителен во всём. Возится, когда ест, одевается, его нужно постоянно тормошить и поторапливать. В этом случае, если речь идёт лишь о темповых особенностях ребёнка, если ему предоставить неограниченное время, он может со всеми делами справиться успешно.

Другой вариант. После наблюдения за сыном или дочерью выясняется, что торможение наблюдается преимущественно в делах, требующих участия рук. Это дети неловкие. Они, например, по много раз пытаются вырезать что-то ножницами, отрезают не тот кусочек бумаги или не в том месте, им нужно всё переделывать заново. Как только ребёнок берёт ножницы в руки, сразу становится ясно, что это небезопасно для него. Ножницы проделывают немыслимые виражи в воздухе, грозя попасть ему в лицо. Интересно, что у этих детей (моторно-неловких) бывает выраженная специализация рук. Например, мальчик-левша очень ловко помогает отцу в работе, связанной с каким-то мелким ремонтом или по дому. В 5 лет легко отвинчивает гайки, работает отвёрткой. Однако ножницы в руках держит плохо. Пишет в 7 лет с большими проблемами, не успевает за работой класса, рука крайне напряжённая, как бы не слушается, с проявлениями тремора. А вот задания, не связанные с записью в тетради, выполняет успешно.

Третий вариант. Медлительность носит выраженно предметный характер. Например, учитель говорит, что ученик не справляется со всем объёмом заданий только на уроках письма или математики. Данный вариант медлительности связан с так называемой гетерохронией развития ребёнка, при которой не все психические функции созревают одновременно. Но у каких-то детей они носят более отчётливый характер.

Понаблюдайте, насколько медлительность проявляется одинаковым образом в разных условиях. То есть постарайтесь установить, является ли медлительность особенностью, характеризующей всю жизнедеятельность ребёнка. Оказывается, не все дети медлительны в домашних условиях. «Моя дочка совершенно другая дома, она носится по квартире, самостоятельно выполняет домашние задания. Все эти примеры, о которых говорила учительница, легко делает дома, а в школе её как будто подменили». Такие дети, как правило, медлительны при ответах у доски или с места, преимущественно тогда, когда требуется дать устный ответ. Часто их называют стеснительными (такой вариант также может иметь место), хотя не всегда данная особенность является следствием именно стеснительности, то есть проявлением особенностей общения.

В некоторых случаях у ребёнка может обнаруживаться затруднённость включения в речь – в истории развития этих детей родители иногда отмечали, что их дети несколько позднее по сравнению со сверстниками начинали говорить. Или у них наблюдается замедленность речи при назывании предметов, то есть собственно речевая функция имеет ряд особенностей, не связанных только с темповыми характеристиками. Поскольку дома вся ситуация более непосредственна, то и медлительность в речи не проявляет себя сколь-нибудь заметным образом. В школе эта особенность обостряется, поскольку вся ситуация ответа требует произвольной организации речевого высказывания.

1.2. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Если в основе медлительности вашего ребёнка лежит темперамент, то наверняка в семье есть родственники, которых можно назвать медлительными, неспешными, то есть в этом случае медлительность обусловлена генетически. Попробуйте задать себе такой вопрос: «Помешала ли этому родственнику медлительность стать счастливым, или он вовсе не был так несчастлив, как может показаться мне сейчас применительно к моему ребёнку? Может быть, для этих детей лучше всего подходит поговорка: «Тише едешь – дальше будешь»? Но, тем не менее, жизнь с её быстрым темпом таких детей может отбросить, помешать им реализовать себя. Мы знаем, что в некоторых вузах на вступительных экзаменах фактор времени является существенным (учитывается количество правильно выполненных заданий за определённый промежуток времени). Так как помочь своему ребёнку?

Первое: поощрять регулярные занятия спортом, лучше не командными видами, а индивидуальными, потому что в команде медлительные дети мешают общему игровому процессу, и в этом случае спорт становится фактором, невротизирующим ребёнка. В то же время спорт способствует формированию волевых качеств, умению сосредотачиваться на конкретном деле.

Второе. Таких детей с самого детства надо приучать планировать рабочую неделю. Например, начинать выполнение домашних заданий заранее, особенно по тем предметам, которые бывают 1–2 раза в неделю. В некоторых случаях очень плодотворно бывает проводить летние каникулы за чтением учебников по географии или истории, то есть тем предметам, где наряду со специальными знаниями требуется общая осведомлённость ребёнка. Не подумайте, что это довольно скучное занятие для детей: им самим подчас надоедает быть предоставленными самим себе. Медлительный – вовсе не означает отброшенный от жизни или без интереса к самой жизни.

Третье. Принцип «капля камень точит» подходит к стилю жизни медлительного ребёнка: «Пусть я отвечаю медленно, работаю медленно, но я знаю больше, чем некоторые «шустрики». Профессионализм, углублённые знания помогут такому ребёнку восполнить недостаток темпа.

Как быть с теми детьми, чья медлительность носит избирательный характер и связана с проблемами общения? Это дети подчас стеснительные или те, кто более успешно справляется с письменными заданиями по сравнению с устными. Здесь прежде всего нужно развивать коммуникативные навыки. Если эти ребятишки успешно проходят период адаптации к школе, находят себе друзей по душе, то на общем положительном фоне взаимоотношений с учителем у них наблюдается улучшение в работе по темповым показателям в классе. Они начинают охотно отвечать, в этом случае требуется большой профессионализм от учителя, например, умение включать таких учеников в разговорный процесс. В одних случаях можно попросить повторить задание, которое было дано устно и затем перейти к самостоятельному ответу ребёнка. Начинать с изложения задания проще, чем сразу приступать к ответу на поставленный вопрос – то есть учителю следует учитывать роль фактора произвольности у таких детей. Чем более произвольной является область деятельности, тем легче может возникнуть заторможенность, особенно в речи.

Совет родителям таких детей: помните, что искусство общения – это умение так построить беседу, чтобы собеседник имел возможность задать вопрос или поддержать беседу сам. Нельзя ограничиваться повседневными расспросами о ситуации на уроке или успехами в школе. Ребёнок не сумел ответить на уроке (а вы-то знаете, что он знал ответ на вопрос), попробуйте так поговорить с ним, чтобы у него возникло желание поделиться своими знаниями с другими – «От избытка сердца говорят уста». В некоторых случаях помогает то, что родители перестают напряжённо сами воспринимать ситуацию в классе. Дайте возможность ребёнку высказаться дома. Поддержите беседу таким образом, чтобы акцент сместился в сторону содержания ответа, а не на то, отвечал или не отвечал ребёнок перед классом. Вопрос о медлительности при ответе может отпасть сам собой со временем. В начальной школе таким детям помогает то, что они постепенно всё больше осваивают письменную речь, которая психологически организована иначе, чем устная.

Вариант медлительности, связанный с трудностями освоения какого-либо школьного предмета, предполагает, прежде всего, необходимость выяснения причины затруднений и в консультации специалиста (нейропсихолога, дефектолога, патопсихолога). Медлительность может быть проявлением несформированности каких-либо высших психических функций (например, вследствие неблагополучного внутриутробного развития). Медлительность – сигнал нам, взрослым, чтобы мы могли мобилизовать наше внимание и помочь ребёнку в решении его проблем.

И ещё. При любом варианте медлительности научите ребёнка работать по принципу «я думаю о том, что делаю», это означает сосредоточенность на задании; эта установка, которую может задавать родитель, когда отводит ребёнка в школу, улучшает темповые параметры работоспособности. И последнее. У святой Терезы, жившей в 18-м веке во французском городе Лизье, есть такое сравнение. Всех людей она уподобляла разным цветам, которые растут в Божьем саду. Дождь поливает их независимо от того, какие они. Любой цветок может радовать глаз, даже самый маленький и, казалось бы, незаметный, и наоборот. Так и с людьми. Любой человек может найти в жизни место. И радоваться, и дарить радость другому.