От 0 до 3. Его первым словом был «гаджет»

Почему сегодня дети начинают говорить позже, и как не мешать, а помогать малышу развивать речь – об этом «КП» рассказали детский логопед Евгения Герасимова и психолог Елена Каримулина

Когда же заговорим?!

Большинство родителей задаются вопросами: «А нормален ли наш ребенок? А развивается правильно? Вовремя ли он начнет говорить?» На самом деле, четких границ нет. Детский логопед Евгения Герасимова сетует: «Нынче даже специалисты теряются: постепенно нормой становится то, что раньше считали задержкой развития. Иногда ребенок в 2 года уже говорит объемными фразами, но есть много трехлеток, у которых в арсенале только лепетные слова и звукоподражания, порой такое встречается и в 4 года. Это не значит, что современные дети глупее, чем предыдущие поколения. Нет! Они просто другие!».

Некоторые очень примерные нормы, на которые можно ориентироваться, наблюдая за развитием речи у малыша, все-таки есть. Но помните - отклонение от «шаблона» на 2-3 месяца и даже на полгода пугать не должно.

Итак:

- около 2 мес. появляется гуление

- к началу 5- 6-го мес.— лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.)

- примерно в 1 год у малыша появляются первые слова «папа», «мама», «дай» - всего около 8-10 слов. «Каким будет самое первое словечко, зависит от того, на чем чаще всего акцентировалось внимание малыша. У сына моей подруги над кроваткой висел коврик с мартышкой - мама любила рассказывать про нее малышу. В итоге, первым словом ребенка было «абизЯ!», родители поняли,- «обезьяна»» - рассказывает Евгения Герасимова.

- примерно в 2 года должны появиться фразы – пара лепетных слов, связанных по смыслу плюс жест. «При этом фраза может быть диффузной - «Мама дай» - означает как «дай», так и наоборот - «держи! На!». Главное, что фраза есть!» - уточняет логопед. У ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала он выражает мысли и просьбы одним словом. Потом — примитивной фразой без согласования («Мама, пить Тата» — Мама, дай Тате попить). Затем постепенно появляются элементы согласования слов в предложении.

- на протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка очень быстро начинает пополнять свой речевой словарик. К 1 г. 6 мес. он имеет в запасе 10—15 слов; к концу 2-го г. — 300 (за 6 мес. около 300 слов); к 3 г. — около 1000 слов (за год около 700 слов).

ВАЖНО

Почему дети начинают говорить позже?

- «Потому что мальчик». Это не миф. Если девчата в 2 года, как правило, уже говорят фразами, то мальчишки того же возраста часто произносят только отдельные слова. Мальчики могут отставать от девочек на срок от 2-3 месяцев до года.

- Леворукость. «Если говорить схематично, то у правшей ведущим является левое полушарие мозга, а у левшей - правое. Центр речи, как правило, находится у человека в левом полушарии. То есть, у леворукого ребенка речевая зона должна сформироваться в том полушарии мозга, которое у него не является ведущим, поэтому левши часто начинают говорить чуть позже» - объясняет логопед. Но переучивать левшей специалисты не советуют - малыш от этого испытывает сильный стресс, что может обернуться заиканием.

- Нарушения внутриутробного развития. Токсикоз, гипоксия, а также стрессы и болезни в третьем триместре беременности могут привести к задержке речевого развития. Как правило, речь формируется на основе других базовых процессов - мышления, внимания, воображения. Какова основа - такова и речь. Но бывает и так, что база развита неплохо, а с речью - проблемы. Логопед поясняет: «Чаще всего, это свидетельствует о том, что «поломка» в нервной системе произошла в последний триместр беременности. Если какие-то неблагоприятные факторы скажутся на внутриутробном развитии раньше, допустим в первые три месяца беременности - то последствия будут гораздо хуже».

- если ребенок недоношенный, то вероятнее всего говорить он начнет позднее, ведь прежде чем начать развиваться «по плану» ему нужно нагнать в развитии ребятишек, родившихся в срок.

- рождение в семье второго ребенка. Особенно это заметно выражено у погодок и близнецов. Малыши много общаются друг с другом, и для этого им достаточно отдельных звуков и жестов. «Они собой довольны, взрослые тоже ими довольны, поскольку дети занимаются сами с собой. В итоге малыши замыкаются друг на друге. Им для общения даже слов не нужно! Поэтому важно чаще заниматься с каждым ребенком отдельно, чтобы речь развивалась нормально», - советует   психолог Центра Образования №1811 Елена Каримулина.

- родители мало разговаривают с детьми. «Чем старше ребенок становится, тем больше с ним надо общаться. Но когда ко мне приходят на консультацию, я вижу, что мамы не умеют правильно разговаривать со своими малышами! Как только ребенок захнычет - она сует ему какой-нибудь навороченный гаджет - мобильник, планшетник, айпод... И малыш тут же успокаивается. Но так нельзя!» - сокрушается Елена.

Как помочь малышу научиться говорить хорошо?

- Развитие речи начинается сразу же после рождения. Разговаривать с малышом с первых минут жизни! Когда ребенок лежит в колыбели, над ним надо наклоняться, ближе подставляя лицо, чтобы он видел, как у мамы шевелятся губы. Речь должна быть простой, ясной, эмоционально выразительной, чуть замедленной и напевной.

- Читайте больше стихов и сказок. Во время чтения обязательно задавайте вопросы: «Почему Таня громко плачет? Что она уронила?».

- Хороши игры, развивающие мышление, внимание, память, мелкую моторику. В результате подобных занятий у ребенка возникает потребность общаться. На первых парах неважно как ребенок общается. Вы его понимаете? И замечательно! Главное вызвать любое слово, фразу, жест, чтобы малыш откликался.

- занимайтесь упражнениями на звукоподражание. Это отличная тренировка для артикуляционного аппарата: «Как в дудочку дуют? Ду-ду! Как собачка лает? Ав-ав! Как кошечка мяукает? Мяу! Как петушок кричит? Ку-ка-реку! Ко-ко и т.д.»

- К концу 2-го года жизни мягко настаивайте хотя бы на частичном проговаривании ребенком слов. Придумывайте игры, во время которых малыш должен не только правильно называть предметы, но и действовать с ними – осматривать, ощупывать, стучать, бросать. Чаще обращайтесь к малышу с просьбами: «Принеси маленькую машинку», «Подай мишку», «Оденем мишке носочки». Ребенку легче выполнить просьбу, если слово сопровождается показом действия.

- На 3-м году жизни приучайте малыша понимать речь окружающих без наглядного сопровождения. Старайтесь создавать ситуации, которые побуждают ребенка задавать вопросы.

КСТАТИ

А вот этого делать не нужно!

- телевизор в раннем возрасте может способствовать заиканию. «Быстрая смена кадров, эмоциональное напряжение. Даже взрослый, долго сидя у экрана, устает. А для ребенка - это огромная нагрузка на нервную систему. Появляются запинки в речи, бывает, что в итоге они переходят в заикание», - предупреждает логопед Евгения Герасимова. Разрешать смотреть детские передачи можно лет с 3, и очень дозировано - не более 15-20 минут в день.

- не раздражайтесь детской «болтовнёй», малыш тренирует свои органы речи. Однако о речевой дисциплине забывать тоже не стоит: ребенку можно напомнить, что нельзя мешать, когда взрослые разговаривают; попросить не кричать, играть тихо, когда кто-то спит или болен.

- не рекомендуется перегружать ребёнка — учить буквы, обучать чтению в 3-х-4-х-летнем возрасте без его желания; иначе результат будет обратный желаемому. «Все зависит еще и от того, как обучать! Если вы увлечете малыша то можно учить буквы и в более раннем возрасте, но только в игровой форме, и до тех пор, пока малышу это нравится! Например, в 3 года у ребенка уже есть интерес к пазлам - собираем картинку из 3-4 деталей. Собрали - и на картинке появилось слово: «А что за слово? Давай прочитаем, посмотрим из каких оно состоит букв?».

- при раннем речевом развитии не нужно заставлять малыша рассказывать стихи перед публикой — это может привести к заиканию.

- не стоит маленьким детям давать сотовые, планшетники или выбирать для них кнопочные игрушки, в которых для того, чтобы извлечь звук достаточно нажатия одной кнопки. Однотипные движения не способствуют развитию мелкой моторики и речи. Психолог Елена Каримулина поясняет: «Нет дифференциации движений - нет развития. На ранних этапах лучше покупать малышу старые-добрые погремушки!»

- не надо малышу с пеленок давать слушать иностранную речь. Приучать ребенка ко второму языку можно примерно с 2 лет, когда он уже говорит фразами, активно строит предложения на русском. До этого времени не мешайте ему осваивать родной язык, иначе это лишь затормозит развитие - малыш начнет разговаривать позже.

Что должно насторожить?

Не паникуйте и не бейте тревогу заранее. Если вам кажется, что малышу уже пора бы заговорить, а «он все никак» - постарайтесь больше играть с ним в речевые игры - пополняйте его пассивный словарный запас.

Первый раз, ребенка следует отвести к логопеду и детскому психологу в 2-2,5 года. Если малыш не говорит, или в его арсенале до сих пор только отдельные слова – специалисты постараются определить причины задержки и дадут маме советы, как строить общение с ребенком, чтобы «растормозить» речь.

Если не выговариваются свистящие и шипящие звуки, «р» или «л» - ничего страшного! До 3 - 4,5 лет это считается физиологической нормой - у детей в этом возрасте артикуляционный аппарат, как правило, еще не готов к произношению этих звуков.

«А вот если ребенок после 3 лет практически не говорит, это уже, проблема... - предупреждает логопед - 3 года - возраст первого психологического кризиса. Начинает всплывать то, что до этого могло быть незаметно. Бывает, что до 2-2,5 лет ребенок общается нормально, а потом вдруг умолкает... Вот тогда к врачу нужно бежать срочно, поскольку это может быть признаком аутизма».