Каримулина Елена Геннадьевна, специально для Психологического центра «Летиция»

Понять своего ребенка означает, в том числе, дать правильную оценку особенностям его развития, его интеллекта, познавательной сферы. Как быть тем родителям, кто предполагает, что их ребенок не по годам умен, смышлен, увлечен «взрослыми» интересами? Дебора Руф, специалист из Миннеаполиса по вопросам одаренности детей, написала отмеченную наградами книгу «Пять уровней одаренности» (2005), дает нам некоторые рекомендации, как можно оценить одаренность своего ребенка, на какие вопросы для самих себя ответить, на что обратить внимание. Она в течение многих лет наблюдала одаренных детей, занималась вопросами детско-родительских отношений и исследовала, как развивался одаренный ребенок с момента рождения. Одаренный ребенок дошкольного возраста имеет особенности поведения и развития, которые можно заметить с первых дней жизни. Чем раньше наблюдаются эти особенности, тем больше вероятность, что ребенок одарен. Что же это за особенности? Воспользуемся данными Деборой Руф рекомендациями по оценке одаренности.

От рождения до 4 месяцев:

  1. Может установить зрительный контакт вскоре после рождения, продолжает такой контакт и осознает присутствие других;
  2. Устанавливает зрительный контакт, когда его нянчат;
  3. Не любит находиться в люльке, детской кроватке или детском кресле (по типу автомобильного);
  4. Хочет, чтобы кто-либо находился в комнате и общался с ним;
  5. Очень восприимчивый; реагирует на комментарии других людей.

От 4 месяцев до 1 года:

  1. Редко тянет игрушки в рот;
  2. Целенаправленно взаимодействует с игрушками: редко портит их или действует наугад;
  3. Обращает внимание, когда рядом читают и смотрят ТВ;
  4. Играет в ранние детские игры («Ладушки», «Поехали-поехали», «Сорока-ворона» и др.);
  5. Машет ручкой на прощание, говорит «мама», «папа», «пока»
  6. Прослеживает направление, не упускает детали, знает последовательность повседневных дел.

От 1 года до 18 месяцев:

  1. Проявляет интерес к соревнованию, сердится, если что-то не разрешают делать;
  2. Удерживает внимание;
  3. Проявляет интерес к буквам, числам, книгам, разговорам;
  4. Отмечается хорошая глазо-двигательная координация в заданиях на сортировку, с «вкладышами» (вложить что-либо или вытащить);
  5. Использует паззлы или складывает разрезные картинки лучше, чем дети данного возраста;
  6. Не жует и не рвет книги;
  7. Старается понравиться, действует так, чтобы получить одобрение, легко обижается или расстраивается.

От 18 месяцев до 2 лет:

  1. Сам умеет говорить, хорошо понимает чужую речь;
  2. Знает буквы, цвета, цифры. Некоторые особенно одаренные умеют считать, оперировать с количеством, распознают формы и цвета, знают алфавит по порядку и узнают буквы по отдельности. И это не потому, что их натаскивают родители, а потому что они проявляют к этому интерес;
  3. Проявляет упрямство и упорство, хочет что-либо делать по-своему, и доводит дело до конца;
  4. Его нелегко отвлечь от того, чем он занят, не реагируют на отвлекающие маневры;
  5. Может пропеть вместе с вами песню, знает все слова и мелодию;
  6. Имеет чувство юмора, воспринимает шутки на разные темы (выходящие за пределы «туалетных тем»);
  7. Активность ребенка целенаправленна и важна;
  8. Проявляет интерес к сложным механизмам, умеет с ними обращаться, если ему это позволено, и не ломает устройства;
  9. Командует другими детьми, теряет к ним интерес, если те не слушают его;
  10. Бабушки и дедушки часто жалуются на такого ребенка, считают его капризным и избалованным;
  11. Рисует и понимает, что нарисовал;
  12. Может построить башню из 6 и более кубиков;
  13. Узнает разные формы и может их определять в предметах;
  14. Замечает, реагирует на красоту природы;
  15. Обращает внимание на переживания других;
  16. Перед тем как жаловаться, пытается сам разобраться, что произошло.

От двух до трех лет:

  1. Удерживает внимание к любимым ТВ передачам и видео;
  2. Показывает огромный интерес к написанию букв и цифр;
  3. Замечает ваши ошибки, ловит на слове, не забывает про ваши обещания или изменения в планах;
  4. Легко расстраивается из-за неудач, до навязчивости увлечен какими-либо вещами;
  5. Люди со стороны замечают, что ваш ребенок умен не по годам;
  6. У ребенка возникают трудности при игре со сверстниками, предпочитает играть со старшими детьми, хотя другие дети этому не рады, потому что для них он все же недостаточно зрелый;
  7. Бывают неожиданные приступы гнева, особенно если ему мешают что-либо закончить, как он того хочет;
  8. Играет в игрушки и игры для детей на два-три года старше его;
  9. Легко читает, знает знаки на улице, в магазине, узнает названия (улиц и другое), этикетки, напечатанные слова;
  10. Ребенок предпочитает сотрудничать со взрослым, а не просто подчиняться, в противном случае возникают приступы гнева;
  11. Любит соревноваться.

От трех до четырех лет:

  1. Любит исследовать;
  2. Любит поговорить;
  3. Любит читать, находить ответы на свои вопросы;
  4. Любит спорить, рассуждать;
  5. Может работать на компьютере;
  6. Может пугаться того, что не понимает, обдумывать наперед, и заранее волноваться;
  7. Проявляет интерес, узнает, что, как и почему, задает вопросы и внимательно слушает ответы, отличаясь этим от своих сверстников;
  8. Интересуется стратегией и применением правил, раздражается на тех, кто не понимает правил;
  9. Лидер и командир;
  10. Придумывает что-либо;
  11. Искусно манипулирует другими;
  12. Перфекционист, фиксирован на развитии собственных навыков

От четырех до пяти лет:

  1. Начинает читать простые книги, главы из книг, иногда самостоятельно, не достигнув возраста пяти лет;
  2. Проявляет интерес к серьезным темам, но может пугаться своего непонимания (например, природные катаклизмы - это интересно и страшно одновременно);
  3. Интуитивно схватывает математические понятия и причинно-следственные отношения, может состязаться со старшими детьми в настольные и карточные игры;
  4. Легко осваивает компьютер, клавиатуру, видеоигры;
  5. Имеет большой словарный запас, хорошо запоминает факты, события, другую информацию;
  6. Задает вопросы о смысле жизни, собственной ценности, значимости;
  7. Имеет выраженные способности к абстрактному мышлению, любит теорию, философские и отвлеченные рассуждения;
  8. Имеет потребность вовлекать других в осмысленные и разумные рассуждения, прежде всего взрослых

Оценить ребенка как одаренного не является самоцелью. Понять, как в дальнейшем помогать ребенку находить адекватную его возможностям образовательную среду, чтобы интерес к знаниям не угасал, но самое главное - не обрекать ребенка на одиночество, на эмоциональный вакуум. Познание самого себя происходит через сопоставление и сравнение со сверстниками, одноклассниками, с ближайшим окружением. Если же интересы одаренного ребенка опережают интересы других, он может переживать определенную психологическую пустоту, изоляцию и непонимание.