И.А. Галкина (к.пс.н.)

Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным. В этом возрасте дети уже имеют собственное "хочу" и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Ярко выраженная особенность данного периода – так называемый, кризис трех лет.

Каждому периоду развития ребенка свойственны свои потребности, способы взаимодействия, модели поведения и осознания себя. В возрасте трех лет это проявляется возникновением в речи слова «Я». Если ребенок раньше без проблем говорил о себе в третьем лице, называя себя по имени, то теперь это происходит все реже и реже. Кроха начинает воспринимать себя как самостоятельного человека, имеющего свои особенности и желания. Послушный и ласковый малютка в это время может сильно измениться и превратиться в упрямца и капризулю. Осознание своего «Я» начинается под воздействием с каждым днем возрастающей практической деятельности. Именно поэтому в данном возрасте от ребенка можно все чаще услышать «я сам». В этот период ребенком движет не только желание больше узнать и освоить что-то новое, теперь для него окружающий мир становится сферой самореализации, где он проверяет свои силы и испытывает возможности. Кстати, это тот момент, когда у ребенка возникает самолюбие, являющееся одним из наибольших стимулов к самосовершенствованию. Новое осознание своей личности проявляется еще и в стремлении подражать взрослым и быть во всем на них похожим. Малыш, желая доказать свое равенство со старшими, может пытаться делать то же, что и они – самостоятельно причесываться, обуваться, одеваться и т.д., а также отстаивать свои мнения и желания. Кроме этого, происходит перестройка социальной позиции, меняется отношение не только к себе, но и к близким и даже посторонним людям. Основные мотивы поступков крохи все чаще зависят не от мгновенного желания, а от проявления личности и отношений с окружающими.

Признаки кризиса трех лет

Кризис трех лет – это важный этап в становлении психического развития ребёнка. Первые признаки кризиса нередко можно заметить уже в 1,5 года, а пик его приходится на возраст около трёх лет (2,5-3,5 года). Кризис трехлетнего возраста может длиться несколько месяцев и больше, протекать у разных детей с разной интенсивностью. В этот период у крохи меняются взаимоотношения с окружающими, и появляются новые социальные навыки. Взрослеющий человечек не раз будет сталкиваться с возрастными порогами, но кризис трех лет считается важной вехой на пути личностного роста.

Психологи обращают внимание родителей на семь симптомов кризиса. Перечислим их: упрямство, негативизм, самостоятельность, обесценивание, деспотичность, строптивость, бунт.

  • Упрямство. Высказав какое-либо желание, малыш будет стоять на своем до последнего, причем, даже если это самое желание у него уже давно пропало. Обычно переубедить ребенка не помогают никакие уговоры и обещания чего-то более стоящего. Таким образом, малыш хочет понять, что с его мнением считаются.
  • Негативизм. Под этим термином подразумевается стремление ребенка противоречить и делать все не так, как ему говорят. Например, кроха может очень хотеть пойти на прогулку или порисовать, но откажется от этого лишь потому, что предложение поступило от взрослого. Но подобное поведение вовсе не является баловством или непослушанием. Таким образом, ребенок поступает вовсе не потому, что этого ему хочется – так он пытается защитить свое «Я».
  • Самостоятельность. Ребенок стремится все делать и решать только сам. На первый взгляд это неплохо, однако возрастные кризисы у детей в три года делают эту черту чрезмерной, неадекватной их возможностям. Поэтому такую самостоятельность правильней назвать скорее своеволием.
  • Обесценивание. Все, что некогда ребенку было дорого или интересно, может потерять для него всякое значение. Причем, это касается не только вещей или любимых занятий, измениться может поведение и даже отношение к близким. В этот период родители для малыша могут «стать вредными», милая соседка, которую он ранее с радостью встречал – нехорошей, любимая мягкая игрушка – старой и т.д. Иногда дети начинают обзываться и хамить, хотя раньше были очень вежливы.
  • Деспотичность. Ребенок начинает указывать окружающим, что те должны делать или как себя вести, и требует, чтобы ему подчинялись. Например, кроха решает, кто должен уйти, а кто остаться, что он будет одевать, есть, когда пойдет спать и куда гулять.
  • Строптивость. Если негативизм направлен конкретно против того или иного взрослого, то строптивость безлична и направлена на все действия, которые предлагаются малютке.
  • Бунт. Проявляется в желании привлечь к себе больше внимания. Кроха трех лет старается показать родителям, что его желания имеют такой же вес, как и их собственные, поэтому идет на конфликт по любому поводу.

Что делать при кризисе трех лет

Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему очень нужна поддержка взрослых. Реакция родителей на капризы ребенка при кризисе трех лет - очень важный вопрос. Родителям стоит подготовиться к этому возрастному периоду заранее, выработав оптимальные стратегии поведения.

Предоставьте ребенку свободу выбора

Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей признания их независимости, даже не смотря на то, что сами к этому еще не готовы. Поэтому для ребенка в этом возрасте очень важно, чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы и не давайте прямых указаний, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее, избегая ситуаций, когда ребенок может ответить «нет». Например, если ребенок изъявляет желание одеваться самостоятельно, пусть, в этом нет ничего плохого, просто предусмотрите это и начните собираться на четверть часа раньше. Также можно предложить выбор между несколькими вариантами, например, гулять в парке или на детской площадке и т.д.

Поощряйте самостоятельность

Всегда кризис трех лет у ребенка проявляется возросшей самостоятельностью. Малыш пытается все делать сам, хотя его возможности далеко не всегда соответствуют его желаниям. Родителям необходимо отнестись с пониманием к подобным стремлениям. Постарайтесь проявлять больше гибкости, не бойтесь несколько расширить обязанности и права крохи, дайте почувствовать ему самостоятельность, конечно, только в разумных пределах, определенные границы, все же, должны существовать. Просите иногда его о помощи или давайте какие-то простые поручения. Если вы видите, что кроха пытается что-то сделать сам, но не может с этим справиться, ненавязчиво помогите ему.

Научитесь отказывать

Умение говорить четкое «Нет» — необходимо каждому взрослому. В любой семье должны быть установлены границы, за которые выходить никак нельзя и ребенок должен о них знать. В определенных вопросах родители должны ставить жесткие запреты: например, нельзя играть на дороге, сидеть на окне, включать плиту и т.д.

Не акцентируйте внимание на капризах и истериках ребёнка

В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведет ни к чему хорошему. Но и впадать в другую крайность – вседозволенность, тоже нельзя. Ребенок не должен решить, что истерика – это надежный способ добиться своего. Самое мудрое, что могут сделать родители в данной ситуации – отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Например, предложить почитать ему любимую книжку или вместе поиграть в какую-нибудь игру. Конечно, если ребенок уже достиг пика истерики, это не сработает. В этом случае приступ детского гнева нужно просто переждать. Если вы находитесь дома – твердо скажите ребенку, что вы поговорите с ним, когда он остынет, и займитесь своими делами. Оставайтесь спокойными, как бы трудно это ни было. После этого объясните ребенку, что вы его очень любите, но капризами он ничего не добьется. Если истерика случилась на улице или в магазине, по возможности лишите ребенка зрителей, так как дети любят работать на публику.

Занимайтесь творчеством и больше играйте

Как можно больше рисуйте с ребёнком, лепите из пластилина, дома вместе делайте поделки, играйте, водите в различные кружки или центры дошкольного обучения на развивающие занятия. Творчество очень хорошо помогает справиться с эмоциями и перевести негатив в безопасное русло. К тому же, внимание родителей и совместная деятельность очень важны для того, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным. Используйте игровой момент. Например, если ребёнок не желает есть, возьмите куклу и кормите их по очереди. Кстати, приблизительно в три года ролевые игры становятся ведущими у детей. Это значит, что ребёнок в рамках игры может вживаться в разные роли. Для родителей игра может быть хорошим способом заинтересовать ребёнка в выполнении какого-либо дела. Например, ребёнок может не хотеть идти гулять, но пойти выгуливать любимого мишку он согласиться с удовольствием.

Следите за режимом дня

Режим дня полезен для структурирования жизни ребёнка. Он помогает формировать волю, которая так нужна для овладения своим поведением. Кроме того, соблюдение режима помогает ребенку быстрее научиться контролю некоторых своих сиюминутных желаний.

Ведите себя с малышом как с равным

Малыш в этом возрасте хочет, чтобы родители знали, что рядом с ними находится не ребёнок, а взрослый человек, поэтому благодарите его за помощь, спрашивайте разрешение, когда хотите взять его игрушку и т.д.. Относитесь к ребёнку не как к несмышленышу или подчиненному, а как к равному партнёру. Уважайте личность ребёнка. Желание ребёнка быть взрослым можно использовать в своих целях. Например, если нужно перейти дорогу, то можно попросить ребёнка вас перевести. Это намного лучше стандартного: «Так, дай сюда руку, сейчас будем переходить дорогу».

Признайте право ребёнка на совершение ошибок

Если вы видите, что ребёнок что-то делает не так, не стоит тут же вмешиваться и показывать, как правильно. На ошибках учатся, и если нет угрозы здоровью или жизни малыша, можно иногда давать ему возможность набить собственные «шишки», которые при обучении детей не менее важны, чем успехи.

Следите за психологической обстановкой в доме

Многие слова и поступки ребёнок копирует у своих родителей. Ребенок трех лет остро реагирует на психологическую обстановку в семье – скандалы, ругань, повышенные тона. Реакция на подобную атмосферу может быть непредсказуема, поэтому для родителей очень важно соблюдать гармонию в отношениях между собой, когда маленький член семьи входит в кризисный возраст. Если дети трех лет будут видеть ссоры в семье, то это приведет к выраженному чувству собственной неполноценности, а впоследствии к применению такого же стиля поведения с противоположным полом уже во взрослой жизни.

Озвучивайте для ребёнка его переживания и чувства

Это позволит ребенку лучше понять свои чувства и увидеть, что вы понимаете его состояние. Если вы видите, что ребёнок упал и плачет, скажите ему, что он ударился, ему больно, и поэтому он плачет. Если ребёнок играл и сломал любимую игрушку, скажите: «Ты расстроился из-за того, что сломал игрушку. Тебе жаль её. Поэтому ты заплакал». Если ребёнок радуется тому, что у него получилось что-то сделать, так и скажите: «Ты нарисовал хороший рисунок и очень рад. Тебе приятно, что ты смог нарисовать такой рисунок. Ты гордишься». Озвучивание эмоций и чувств поможет ребёнку разобраться в них и лучше понять себя.

Родителям важно знать, что кризис трех лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка.