Пример программы обучения


И. А. Галкина (к.пс.н.)

Период развития ребенка в возрасте от трех до пяти лет – очень важное время, как для детей, так и для их родителей. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, являющиеся важнейшей составной частью психического развития ребёнка и основой формирования его умственных способностей. Задача родителей, педагогов и психологов помочь ребенку освоить большой объем всевозможных знаний, умений и навыков. Насколько успешно будет это усвоение, настолько успешным будет и общее умственное и психическое развитие ребенка.
В первой части нашей статьи мы рассмотрели особенности развития детей от трех до пяти лет и то, на что следует обращать внимание при их воспитании. Родительское участие, несомненно, первостепенно для ребенка, но при этом, оптимально будет, если семья сможет также организовать для своих малышей занятия с педагогами и психологами, которые имеют большой опыт работы в области детской психологии. В этой статье в качестве примера мы опишем специфику работы психолога по одной из программ нашего центра «Летиции», а именно по программе «Психологические развивающие занятия» для детей от трех до четырех лет и подробно расскажем о том, чем она может быть полезна для ребенка.


Цель программы носит триединый характер и задачи объединяются в три категории.


1. Обучающие задачи заключаются в том, чтобы:

  • Сформировать у ребенка мотивацию учения, познавательную активность, радость творчества.
  • Расширить представления о предметах и явлениях окружающего мира.
  • Обогатить словарный запас ребенка и активизировать его.
  • Познакомить со звуками и буквами родного языка, научить слоговому чтению.
  • Научить практическим действиям сравнения, обобщения, классификации.
  • Познакомить детей с общими математическими понятиями. 
  • Сформировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени.


2. Развивающие задачи заключаются в том, чтобы:

  • Развить познавательные психические процессы: внимание, память, мышление зрительное и слуховое восприятие ребенка.
  • Развить пространственное восприятие, ориентирование, сенсомоторную координацию и моторные навыки. 
  • Развить графические навыки.
  • Развить речь, чувство темпа, ритма, выразительности. 
  • Развить восприятие цвета, умения различать и соотносить цвета. 
  • Развить восприятие формы, величины, длины и умения соотносить предметы по данным категориям. 
  • Развивать мыслительные операции «обобщение», «сравнение», «классификация».
  • Развить умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 
  • Развить произвольность (умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры).
  • Развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитательные задачи заключаются в том, чтобы:
Воспитать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу.
Сформировать у детей положительное отношение к учению, интерес к процессу познания.
Сформировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д. 
Развить у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Программа состоит из шести тем:

  • «Речевое развитие».
  • «Развитие элементарных математических представлений».
  • «Развитие познавательных процессов».
  • «Ознакомление с окружающим миром».
  • «Развитие коммуникативных навыков».
  • «Развитие двигательной сферы».

Каждая тема в свою очередь состоит из трех-пяти подтем.

Психолог, работая с детьми по первой теме - речевое развитие , обращает внимание на формирование словаря, звуковой культуры и связной речи. Для этого он использует игры со словами, загадки, стихи. Особо внимание уделяется составлению описательных рассказов по игрушке и картинке.

Результатами работы психолога становятся:

  • Умение детей использовать в речи существительные, обозначающие названия профессий и техники; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношения людей; глаголы.
  • Умение правильно произносить все звуки и определять их на слух, говорить не торопясь, выразительно. 
  • Умение пользоваться прямой и косвенной речью, поддерживать беседу, составлять небольшие рассказы о предмете, картине, по теме.

Вторая тема - развитие элементарных математических представлений - состоит из пяти подтем: количество и счет, величина, геометрические фигуры, ориентация в пространстве и ориентация во времени. Используются игры, упражнения и практические задания, например, такие как «Разложи полоски по длине», «Найди самый высокий домик», а также различные игры на воображение.

В результате ребенок должен уметь следующее:

  • Уметь считать в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько всего?». Сравнивать две группы предметов, используя счет.
  • Уметь сравнивать три предмета разной длины, ширины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, ширине, высоте; понимать соотношения между ними.
  • Узнавать и называть круг, шар, треугольник.
  • Определять направления движения (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз). Знать правую и левую руку.
  • Называть части суток.

Третья тема - развитие познавательных процессов - включает в себя развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, а также формирование мыслительных операций (навыков анализа; синтеза; сравнения; обобщения). Здесь психолог работает с такими играми как «Снежный ком», «Что изменилось?», «Кого не стало?», корректурные пробы, «Чем похожи, чем отличаются?», дает детям логические задачи, ребусы, игровые упражнения.

Дети учатся таким вещам как:

  • Различать звуки природы, родной речи, звучание различных предметов. 
  • Воспринимать цвета предметов, форму, размер, величину.
  • Запоминать предметы (объем 3-4), удерживать внимание (объем 3-4)
  • Анализировать предметы по признакам (цвет, форма, размер). Исключать предметы по отличительным признакам. Обобщать. Выделять отличия и сходства по всем имеющимся признакам

Четвертая тема - ознакомление с окружающим миром - позволяет детям узнать о явлениях общественной жизни, предметах ближайшего окружения, природе. Ребята получают знания с помощью составления рассказов по картинкам, описательных рассказов, ролевых и дидактических игр, загадок, игр со словами, знакомству с художественной литературой.

Освоив эту тему, ребенок должен:

  • Иметь представления о праздниках. 
  • Знать профессии взрослых.
  • Знать названия предметов быта, их назначение, уметь вычленять признаки предметов, определять материал, из которого изготовлена вещь.
  • Знать названия транспорта.
  • Уметь различать и называть овощи, фрукты, ягоды, знать названия деревьев, цветов.
  • Знать названия домашних животных (их пользе, о труде людей по уходу за домашними животными). Знать названия диких животных, иметь представление об их жизни в природе.

Пятая тема - развитие коммуникативных навыков - направлена на формирование у детей опыта поведения среди сверстников, воспитание элементарных навыков вежливого общения, формирование образа Я и представлений о семье. Для этой цели служат составление рассказов, чтение художественной литературы, проективные методики, игры с правилами, настольные игры, упражнения в парах.

Дети обучаются:

  • Соблюдать правила, уметь делиться со сверстниками.
  • Иметь представление о своих особенностях (пол, цвет глаз, волос, предпочтения в еде и др.), о своих достижениях, умениях.
  • Здороваться, прощаться, благодарить за помощь.
  • Знать, как зовут членов семьи, чем занимаются.

Шестая тема - развитие двигательной сферы - включает развитие крупной и мелкой моторики, основы саморегуляции, снятие психомоторного напряжения, развитие зрительного анализатора. Детям даются игры со шнуровкой, мозаикой, занятия в сенсорной комнате, пальчиковая гимнастика, логоритмика, работа с пластилином, аппликация, подвижные игры и т.д.

В результате освоения данной темы дети умеют:

  • Выполнять упражнения, согласуя движения рук и ног, держать равновесие, выполнять упражнения в парах.
  • Расслабляться, выполнять упражнения на дыхание.
  • Выполнять глазодвигательные движения в разных направлениях.
  • Уметь управлять своим поведением и соблюдать установленные правила

Таким образом, актуальность данной программы заключается в том, что она обеспечивает качественное, комплексное обучение, развитие и воспитание детей среднего дошкольного возраста. Программа учитывает личностное своеобразие каждого ребенка, дает ориентировку на развитие способностей и расширение кругозора ребенка, способствуя познавательному, интеллектуальному, речевому, эмоциональному, музыкальному и физическому развитию.


Регулярное посещение занятий в нашем детском центре «Летиция» поможет не только ребенку развить свою память, внимание, различные способности, усидчивость, любознательность, коммуникативные навыки, но и родителям получить представления о грамотном психолого-педагогическом сопровождении процесса воспитания и обучения своих детей.