И.А. Галкина (к.пс.н.)

 

Подвижные игры

О развивающей направленности подвижных игр знают и педагоги, и психологи, и родители. Многие взрослые люди с детских лет помнят любимые подвижные игры - «Вышибалы», «Салочки», «Казаки-разбойники». Есть русские забавы, которым несколько сотен лет, например, «Гуси-гуси», «У медведя во бору». Игры классифицируют по интенсивности движений (малой, средней и высокой подвижности). Также есть забавы с водящим, игры для улицы и для помещения, с предметами и без них. Большинство подвижных игр являются групповыми, но есть и те, которые можно организовать индивидуально.

 

«На одной ножке по дорожке»

Дети встают на краю площадки. Им предлагается допрыгать до средины площадки на правой ноге (3-4 м). Обратно дети бегут. Затем прыгают на левой ноге.

 

«Вдвоём одну верёвку»

Двое играющих садятся на стулья спиной друг к другу, на расстоянии 2-3 м. Под стульями протянута верёвка. По сигналу надо вскочить, обежать оба стула, сделав вокруг них два полных круга, затем сесть на свой стул, наклониться и вытянуть верёвку. Кто схватит верёвку быстрее, тот и выиграет. Бежать следует каждому в правую сторону. Во время бега до стульев дотрагиваться нельзя.

 

«Заводила»

Играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий отходит в сторону, так как не должен видеть, кого выберут заводилой. Задача заводилы показывать различные движения, которые должны тут же, не отставая от него, повторить остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать, грозить пальчиком и т.д. Водящего зовут в круг. И он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же командует игроками. Заводила должен менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий на него не смотрит. Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним ролями.

 

«Часовой»

«Часовой» - садится на землю в центре круга. У него завязаны глаза. Остальные дети стоят за границей круга. Взрослый показывает рукой на одного из играющих. Тот начинает осторожно приближаться к «часовому». Услышав шаги или шорох, он должен указать рукой, откуда эти звуки доносятся. Если укажет верно, меняется местами с идущим. Если нет, то движение продолжается. Продолжает тот, кто сумеет пересечь круг.

 

«Дружно по дорожке»

На полу комнаты цветным шнуром, обозначается линия. Взрослый с ребёнком становятся друг за другом в начале линии. Взрослый предлагает "погулять по дорожке ". При этом произносит слова:

Дружно по дорожке,

дружно по дорожке

Шагают наши ножки:

Раз, два, раз, два -

Шагают наши ножки.

По кочкам, по камешкам,

По кочкам, по камешкам...

В ямку - бух!

Ребёнок двигается вслед за взрослым вдоль линии. На слова "по кочкам" они вместе прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперёд, руки на пояс; на слова "в ямку - бух!" присаживаются на корточки, руки кладут на колени. Когда мама скажет: "Вылезли из ямки", ребёнок вместе с ней встаёт на ноги.

 

«Дуй на шарик»

Надувается то количество шариков, сколько будет игроков. Задача - дуть на шарик до финиша. Побеждает самый первый. Эта игра отлично разрабатывает легкие детей.

 

«Вороны и воробьи»

В этой игре детей делят на две команды. Одна команда называется воробьи, другая - вороны. Воспитатель объясняет каждой команде задачу. Например, команда «воробьи», как только их назовут должна лечь на пол, а команда «вороны» встать на стульчики. Все движения выполняются быстро. Тот, кто перепутал, выбывает из команды и игры. Побеждают те, у кого на конец игры осталось больше игроков в команде.

 

«Рыбалка»

Игроки становятся в круг. В центре круга стоит ведущий. Он должен взять толстую веревку или канат и крутить ею по низу, стараясь веревкой коснуться ног других игроков. Игроки же, в свою очередь, подпрыгивают, чтобы веревка-удочка их не задела. У кого не получилось, выбывает из игры.

 

«Угадай, что за животное»

Водящий садиться ко всем детям спиной. Каждый игрок по очереди подходит к нему и издает звук, изображая любое животное, например, корову. Водящий угадывает, что это за животное.

 

«Воздух, вода, земля»

Эта игра не только подвижная, но и ориентирована на детскую сообразительность. Игроки садятся в круг. Ведущий ходит перед ними и говорит «земля, воздух, вода» каждый раз меняя расположение слов. Остановившись около любого ребенка, ведущий произносит слово, к примеру, «земля». А ребенок в ответ должен изобразить любого животного ходящего по земле. При слове «вода» игрок изображает рыбу, а при слове «воздух» - птицу.

 

«Найди цвет»

Дети встают в круг и по команде ведущего ищут предметы названного цвета для того, чтобы до них дотронуться. Кто дотронется до нужной вещи последним, выбывает из игры.

 

« У медведя во бору»

Медведя выбирают считалкой, он живёт в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

«У медведя во бору, грибы. Ягоды беру!

А медведь не спит и на нас рычит!»

Медведь начинает ворочаться, потягиваться и догоняет детей. Кого поймали, тот становиться медведем.

 

«Запрещенное движение»

Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: "Руки вверх!". Тот, кто выполнит "запрещенное" движение, становится в конец колонны. Таким образом, более внимательные дети окажутся в начале колонны, и они считаются победителями.

 

«Летает - не летает»

Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась. Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может плавать - имитируют плавание; если не плавает и не летает - то дети останавливаются.

 

«Найди свой домик»

Каждый ребенок выбирает себе домик (обруч, кубик, мяч, флажок). По сигналу дети бегают по площадке в разных направлениях. На сигнал «Найди свой домик» занимают домики.

 

«Салочки»

Выбирается водящий. Он догоняет остальных. Дотронувшись до другого ребенка, «осаливает» его, и теперь тот становится водящим.

 

«Выше ножки»

Водящий пытается осалить кого-то, но у остальных есть спасение - подняться с земли на какой-то предмет. Если кого-то осалили, когда его ноги касались земли, он становится водящим.

 

«Белочки - собачки»

Выбирают несколько водящих: два или три. Они - «собачки». Белочки перебрасывают друг другу мяч так, чтобы «собачки» его не поймали. Если «собачка» поймала мяч, то она меняется местом с тем, кто этот мяч бросил.

 

«Здравствуй, сосед!»

Играющие делятся на две группы и встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Первые игроки ведущие, начинают игру: встают на одну ногу и скачут в направлении другой команды. Не останавливаясь, они обращаются к игроку: «Здравствуй, сосед!» Тот к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй!» - и прыгает за ведущим. Игра заканчивается, когда дети образуют одну цепь.

Поиск соответствующих возрасту ребенка развивающих игр — одновременно интересная и сложная проблема для родителей. Для детей среднего дошкольного возраста важна социально-эмоциональная сторона деятельности. Они учатся в игре не только сотрудничать, но и подчиняться правилам. Интересная и полезная игровая деятельность в 4–5 лет влияет на успешность социализации ребенка, совершенствует его интеллектуальное и физическое развитие. Указанные выше игры рассчитаны на несколько детей, поэтому организовать такие регулярные игры дома достаточно проблематично, а для успешного развития ребенка они просто необходимы. Поэтому так важно для детей 4-5 лет посещать специальные ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ. У нас в детском центре «Летиция» психологи обязательно включают в свои занятия подвижные развивающие упражнения и игры.