И.А. Галкина (к.пс.н.)
В первой части нашей статьи мы рассмотрели игры, развивающие психические функции, а во второй - отдельно остановимся на играх, которые подготавливают ребенка к школьному обучению, способствуя развитию мелкой моторики, обучению грамоте и математике.
Игры для развития мелкой моторики
- «Чем не Золушка?»
Взрослый жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы, а перебрать ее времени не хватает, поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.
- «Буква растет»
Ребенок получает лист бумаги, в противоположных концах которого нарисованы буквы - одна очень маленькая, другая очень большая. Взрослый предлагает изобразить процесс увеличения или уменьшения букв, то есть рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т.д. Нужно обратить внимание ребенка на то, что буква должна расти понемногу, таким образом надо довести букву до размера, обозначенного на противоположном конце листа.
- «Нарисуй фигуру»
Взрослый показывает ребенку 5-6 геометрических фигур, потом просят нарисовать на бумаге те, которые он запомнил. Более сложный вариант - попросить нарисовать фигуры, учитывая их размер и цвет. Побеждает тот, кто быстрее и точнее воспроизведет все фигуры.
- «Лес, море»
Взрослый бросает мяч ребенку, называя какую-либо область обитания животных (лес, пустыня, море и т. п.). Возвращая мяч, ребенок должен назвать животное данной местности.
Игры для развития речи и обучения грамоте
- «Ответь и закончи предложение»
Взрослый предлагает ребенку закончить предложения:
- Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу.)
- Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу.)
- Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу.)
- Папа принес конфеты и положил их... куда? (в конфетницу.)
- Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).
- Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).
- Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).
- Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).
- Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).
- «Зоопарк»
Групповая игра. Дети садятся в круг, получая по картинке и не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:
1. Внешний вид.
2. Чем питается.
Надо отгадать, что это за животное. Кто первый отгадал – тот и выиграл.
- «Кто кем был или что чем было»
Взрослый задает вопросы ребенку:
- Кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?
- «Назови как можно больше предметов»
Групповая игра. Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь.
- «Подбери рифму»
Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них звучащие похоже. Предлагает ребенку помочь подобрать слово:
По дороге шел жучок,
Песню пел в траве... (сверчок).
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.
- «Угадай звук»
Взрослый произносит звук про себя, четко артикулируя. Ребенок по движению губ угадывает звук и произносит его вслух.
- «У кого хороший слух?»
Взрослый показывает картинку и называет ее. Ребенок хлопает в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах можно молча показывать картинку, а ребенок должен проговаривать название картинки про себя и реагировать так же.
- «Кто в домике живет?»
Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Ребенок называет всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л']. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.
Примерный материал: еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.
- «Кто больше?»
Групповая игра. Каждому ребенку дается карточка с одной из известных детям букв. Взрослый показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Тот, кто услышит звук, соответствующий его букве, получает фишки. Выигрывает набравший большее количество фишек.
- «Цепочка»
Групповая игра. Один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.
- «Телеграф»
Групповая игра. Взрослый говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.
Игры для математического развития
- «Сравни и заполни»
Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображениями геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаком вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.
- «Заполни пустые клетки»
Играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.
- «Чудесный стаканчик»
Групповая игра. На каждый стаканчик наклеить цифру, выбрать водящего, он должен отвернуться. За это время спрятать под один из стаканчиков игрушку. Водящий поворачивается и угадывает, под каким стаканчиком спрятана игрушка. Он спрашивает: «Под первым стаканчиком? Под шестым?» И т. д., пока не угадает. Можно отвечать подсказками: «Нет, больше», «Нет, меньше».
- «Праздник в зоопарке»
Взрослый ставит перед ребенком игрушки животных и предлагает их «покормить» (вместо еды используются пуговицы). Далее называет число, а ребенок выкладывает перед каждой игрушкой нужное количество пуговиц.
- «Длинномер»
Взрослый загадывает какой-нибудь предмет (например, стол) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине. Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.
- «Пройди в ворота»
Групповая игра. Взрослый раздает детям карточки с разным числом кругов. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, то есть ребенка, число кругов которого в сумме с кругами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».
- «Разговор чисел»
Групповая игра. Дети-«числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку. «Число 4» говорит «числу 5»: «Я меньше тебя на один». Что же «число 5» ответило «числу 4»? А что сказало «число 6»?
- «Не зевай!»
Групповая игра. Взрослый раздает карточки с цифрами от 0 до 10 и рассказывает сказку, в которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен ее поднять. Кто не успел быстро выполнить это действие, тот проигрывает (он должен отдать фант). В конце игры проводится «выкуп» фантов (решить задачу, задачу-шутку, отгадать загадку и др.).