И.А. Галкина (к.пс.н.)

 

 

В первой части нашей статьи мы рассмотрели игры, развивающие психические функции, а во второй - отдельно остановимся на играх, которые подготавливают ребенка к школьному обучению, способствуя развитию мелкой моторики, обучению грамоте и математике.

 

Игры для развития мелкой моторики

  • «Чем не Золушка?»

Взрослый жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы, а перебрать ее времени не хватает, поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.

  • «Буква растет»

Ребенок получает лист бумаги, в противоположных концах которого нарисованы буквы - одна очень маленькая, другая очень большая. Взрослый предлагает изобразить процесс увеличения или уменьшения букв, то есть рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т.д. Нужно обратить внимание ребенка на то, что буква должна расти понемногу, таким образом надо довести букву до размера, обозначенного на противоположном конце листа.

  • «Нарисуй фигуру»

Взрослый показывает ребенку 5-6 геометрических фигур, потом просят нарисовать на бумаге те, которые он запомнил. Более сложный вариант - попросить нарисовать фигуры, учитывая их размер и цвет. Побеждает тот, кто быстрее и точнее воспроизведет все фигуры.

  • «Лес, море»

Взрослый бросает мяч ребенку, называя какую-либо область обитания животных (лес, пустыня, море и т. п.). Возвращая мяч, ребенок должен назвать животное данной местности.


Игры для развития речи и обучения грамоте

  • «Ответь и закончи предложение»

Взрослый предлагает ребенку закончить предложения:

- Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу.)

- Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу.)

- Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу.)

- Папа принес конфеты и положил их... куда? (в конфетницу.)

- Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).

- Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).

- Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).

- Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).

- Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).

  • «Зоопарк»

Групповая игра. Дети садятся в круг, получая по картинке и не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид.

2. Чем питается.

Надо отгадать, что это за животное. Кто первый отгадал – тот и выиграл.

  • «Кто кем был или что чем было»

Взрослый задает вопросы ребенку:

- Кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

  • «Назови как можно больше предметов»

Групповая игра. Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь.

  • «Подбери рифму»

Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них звучащие похоже. Предлагает ребенку помочь подобрать слово:

По дороге шел жучок,

Песню пел в траве... (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

  • «Угадай звук»

Взрослый произносит звук про себя, четко артикулируя. Ребенок по движению губ угадывает звук и произносит его вслух.

  • «У кого хороший слух?»

Взрослый показывает картинку и называет ее. Ребенок хлопает в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах можно молча показывать картинку, а ребенок должен проговаривать название картинки про себя и реагировать так же.

  • «Кто в домике живет?»

Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Ребенок называет всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л']. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал: еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

  • «Кто больше?»

Групповая игра. Каждому ребенку дается карточка с одной из известных детям букв. Взрослый показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Тот, кто услышит звук, соответствующий его букве, получает фишки. Выигрывает набравший большее количество фишек.

  • «Цепочка»

Групповая игра. Один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

  • «Телеграф»

Групповая игра. Взрослый говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.


Игры для математического развития

  • «Сравни и заполни»

Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображениями геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаком вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

  • «Заполни пустые клетки»

Играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

  • «Чудесный стаканчик»

Групповая игра. На каждый стаканчик наклеить цифру, выбрать водящего, он должен отвернуться. За это время спрятать под один из стаканчиков игрушку. Водящий поворачивается и угадывает, под каким стаканчиком спрятана игрушка. Он спрашивает: «Под первым стаканчиком? Под шестым?» И т. д., пока не угадает. Можно отвечать подсказками: «Нет, больше», «Нет, меньше».

  • «Праздник в зоопарке»

Взрослый ставит перед ребенком игрушки животных и предлагает их «покормить» (вместо еды используются пуговицы). Далее называет число, а ребенок выкладывает перед каждой игрушкой нужное количество пуговиц.

  • «Длинномер»

Взрослый загадывает какой-нибудь предмет (например, стол) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине. Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.

  • «Пройди в ворота»

Групповая игра. Взрослый раздает детям карточки с разным числом кругов. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, то есть ребенка, число кругов которого в сумме с кругами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».

  • «Разговор чисел»

Групповая игра. Дети-«числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку. «Число 4» говорит «числу 5»: «Я меньше тебя на один». Что же «число 5» ответило «числу 4»? А что сказало «число 6»?

  • «Не зевай!»

Групповая игра. Взрослый раздает карточки с цифрами от 0 до 10 и рассказывает сказку, в которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен ее поднять. Кто не успел быстро выполнить это действие, тот проигрывает (он должен отдать фант). В конце игры проводится «выкуп» фантов (решить задачу, задачу-шутку, отгадать загадку и др.).