И.А. Галкина (к.пс.н.)

Особое место в процессе рисования занимают нетрадиционные техники. Под термином «нетрадиционный» мы понимаем использование материалов и инструментов рисования, которые не общеприняты и не традиционны. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.


Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования имеет много плюсов:
– снимает детские страхи;
– увеличивает уверенность в своих силах;
– формирует пространственное мышление;
– подталкивает детей к творческим поискам и решениям;
– знакомит с разными материалами;
– развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности;
– развивает мелкую моторику рук, что очень важно для общего развития ребенка;
– развивает творческие способности и воображение;
– формируется эстетическое восприятие.


Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляют детей, у них сохраняется стабильная активность, работоспособность на всех периодах занятия. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», поскольку можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.


Развитие художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования происходит поэтапно:
– от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
– от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
– от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
– от применения в рисунке одного вида техники к использованию нескольких нетрадиционных техник изображения;
– от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.


С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать множество приемов нетрадиционного рисования.

Перечислим некоторые из этих приемов:


Рисование пальчиками
Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошками
Для рисования ладошками краску следует развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить на плоскую тарелку. Затем макнуть ладошку ребенка в тарелку или нанести краску с помощью широкой кисточки непосредственно на ладонь малыша. Необходимо помочь ему правильно расположить ладонь на листке бумаги и сделать отпечаток. С помощью отпечатков пальцев можно довести рисунок до задуманного образа.

Рисование ватными палочками
Основная техника рисования — это мазки (штриховка), которые можно выполнять, если держать палочку вертикально (получаются тонкие линии) или же почти горизонтально, под углом около 30 градусов (так могут получаться толстые и широкие штрихи). Кроме мазков, используется точечная техника, в результате которой получают круглые отпечатки.

«Тычок» жесткой полусухой кистью
При рисовании этим способом краска должна быть густой (консистенция сметаны) и желательно раскладывать её понемногу (3-4 мм) в маленькие розетки. Кисточка должна быть жёсткой (натуральная щетинная), и, самое главное, сухой (т.е. перед работой её не надо окунать в воду). Краски на кисточку необходимо набирать мало, только на её край. При нанесении «тычка», кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка.

Оттиск мятой бумагой
Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными. После этого ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Печать по трафарету
Оттиск губкой дает возможность получить необычные изображения: разные пушистые зверюшки, игрушки, птички и другое. Важное условие: губку не мочить в воде.

Свеча и акварель
Техника заключается в том, что свечой или белым восковым мелком рисуют на белой бумаге изображения, а затем сверху закрашивает лист акварельной краской. Элементы, нарисованные свечой, остаются не закрашенными краской.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:

«Кляксография»
Для работы нужна бумага, кисть и краски. На кисть набирается краска, с высоты нужно капнуть на бумагу. При помощи поворота листа или подув на него дать кляксе расплыться, образуя интересное изображение.

Монотипия
Суть монотипии заключается в нанесении от руки красок на ровную и гладкую поверхность, с последующим оттиском на бумагу, сложенную пополам. Полученный отпечаток всегда уникален, и создать две одинаковых работы невозможно. Полученные цветные или монохромные кляксы либо оставляют в первоначальном виде, либо продумывают подходящий образ и прорисовывают недостающие детали.

Рисование с секретом в три пары рук
Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок.

Разрисовка маленьких камешков
Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками.

Тканевые изображения и батик
В мешочек собираются остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Например, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы. Можно также наносить рисунки на ткани специальными красками (эта техника «батик»).

Рисуем с помощью открыток
Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому рисунку интересное художественное оформление.

Предела совершенствованию и развитию фантазии в изобразительной деятельности нет. Можно использовать почти все, что есть под рукой, для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, кофейной гущей, вареньем и т.п. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д. Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, развивает воображение, свободу для самовыражения. Нетрадиционное рисование позволяет более полно раскрывать творческий потенциал ребенка и повышает интерес к художественной деятельности.


Есть специальные пособия (альбомы) и методические рекомендации для родителей, как правильно использовать различные приемы нетрадиционного рисования. В этих альбомах даны образцы и примеры того, что и как можно нарисовать с помощью того или иного приема. Рисованием дома можно заниматься хоть каждый день, лишь бы у ребенка было желание рисовать, и делал бы он это с удовольствием. Занятия обязательно должны проходить в игровой форме (ведь в период всего дошкольного детства ведущей деятельностью является игровая). Важно поддерживать и развивать мотивацию ребенка заниматься художественной деятельностью. Надо обязательно хвалить ребенка, вывешивать на видное место его наиболее удачные «произведения искусства», стимулировать ребенка рассказывать родным, друзьям, что он нарисовал. Комментарии ребенка к его рисункам очень полезны для развития речи и мышления. Желательно один-два раза в неделю посещать специальные занятия по изотворчеству, ИЗО, которые проводят опытные педагоги-художники. В нашем развивающем центре «Летиция» организованы занятия по рисованию, ИЗО для детей всех возрастов (и даже для взрослых – «Релакс - рисование»), которые ведут замечательные преподаватели, художники. С результатами их работы с детьми можно ознакомиться на сайте и в самом детском центре «Летиция».