И.А. Галкина (к.пс.н.)

 

Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников

 


Работу по развитию музыкальных способностей дошкольников следует проводить систематически и последовательно, использовать все виды музыкальной деятельности, применять разнообразные методы и приемы.

Пение как основной способ развития музыкальных способностей

Развитие музыкальных способностей тесно связано с творческой деятельностью, и пение является одним из самых главных инструментов для достижения поставленной задачи.

При исполнении песен ребенок повышает все основные музыкальные навыки: эмоциональную отзывчивость и восприятие музыкальных композиций, ладовое чувство и правильность интонации, а также чувство ритма. Кроме того, пение способствует самовыражению детей дошкольного возраста. Это один из самых доступных форм личностного роста в возрасте 3-6 лет. Поэтому к занятиям по вокалу детвора относится с любовью и посещает их с большим желанием. Исполнение песен – это одна из постоянных потребностей детей дошкольного возраста.

Помогая малышам в тренировке музыкальных навыков и способностей, родители готовят их к следующим этапам на пути к творческой самореализации. Ведь процесс совершенствования творческих способностей не прекращается на протяжении всей жизни и даже в зрелом возрасте.

Значение игры и танца в музыкальном развитии дошкольников

Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучать их основным понятиям музыкальной грамоты.

Используя музыкально-дидактические игры, можно развить у детей чувство ритма, координацию, креативность. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации.

 

Данная форма обучения детей имеет несколько основных задач:

  • развитие эмоциональной, эстетической отзывчивости, а также повышение интереса и любви к музыке;
  • улучшение и совершенствование чувства ритма, слуха и музыкальной памяти;
  • воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности и общительности.

 

На развитие музыкальных способностей ребенка особое влияние могут оказать музыкальные подвижные игры. Именно они будут способствовать:

  • развитию соревновательного духа;
  • умению действовать в коллективе;
  • развитию образного мышления;
  • становлению творческой фантазии.

 

Но самое главное – слушая музыку в процессе игры, ребенок научится на нее реагировать. Если подвижные игры помогут улучшить реакцию, координацию и чувство ритма у дошкольника, то игры с пением помогут формированию интереса к музыке, развитию слуха.

Одним из преимуществ игр с пением является улучшение звукопроизношения, развитие музыкальности и поэтического слуха. Разучивать текст лучше в игровой форме, учитывая существование двусторонней связи, за счет которой в игре улучшается речь, а сама игра становится совершеннее под ее влиянием. В процессе игры дошкольники получают уникальную возможность полностью реализовать музыкальные способности.

Положительным образом на развитие детей влияют танцы с песнями и хороводами. Включение танцев и хороводов в занятия с детьми дошкольного возраста позволит улучшить их координацию, чувство ритма, музыкальное исполнение. Детей старшего дошкольного возраста можно привлекать к разучиванию сюжетных и национальных танцев, предлагая им импровизировать, избегать однообразных и скучных движений, тем самым подогревая интерес к происходящему.

Гармоничное сочетание движений, музыки и слов обязательно даст свои плоды в процессе музыкального воспитания ребенка. Дошкольник научится лучше понимать и реализовывать свои возможности.

Для развития у детей музыкальных способностей опишем примеры игр и упражнений.

 

Музыкальные игры

 

«Музыкальные игрушки»

Динь-динь-динь-динь колокольчик.

Динь-динь-динь-динь колокольчик.

Динь – слушай колокольчик.

Бам-бам-бам-бам – барабанчик.

Бам-бам-бам-бам – барабанчик.

Бам – слушай барабанчик

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши.

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши.

Хлоп – хлопаем в ладоши!

 

Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).

 


«Погремушка»

Погремушка-погремушка,

музыкальная игрушка.

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки.

Отдохнут от шума ушки.

На соседей погляди

И тихонько посиди.

На соседей погляди

И тихонько посиди.

 

Для игры понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание: учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.

Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

 


Пальчиковые и жестовые игры

 

 «Рыбки»

(1) Пять маленьких рыбок играли в реке,

(2) Лежало большое бревно на песке,

(3) И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

(4) Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

(5) А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(6) Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(7) А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(8) Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

 

Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.

Предложите детям «поиграть в рыбок».

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

1 - выполняем волнообразные движения в воздухе.

2 - руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок (бревно).

3 - ладони сомкнуты, чуть округлены; выполняем ими "ныряющее" движение.

4 - качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

5 - ладони кладём под щёчку (рыбка спит).

6 - быстро качаем ладонями (дрожь).

7 - запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).

8 – прячем руки за спину, педагог старается их поймать.

 

«Мой зонтик»

(1) Вот это - мой зонтик, я в дождь хожу с ним

(2) Пусть дождь барабанит - останусь сухим.

(3) А вот моя книжка, могу почитать,

(4) Могу вам картиночки в ней показать.

(5) Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной

(6) Его я бросаю над головой.

(7) А вот мой котёнок, я глажу его,

Мяукает он для меня одного!

 

Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.

 

1 - Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).

2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой руке (зонтику).

3 - Раскрываем ладони "книжечкой" (сомкнуты мизинцы).

4 - Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы).

5 - Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.

6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки.

 


Музыкально-дидактические игры

 

 «Повтори звуки»

Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон». Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», он звучит так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь».

Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением 3 бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «дон», желтый — «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному), металлофон.

 

«Зов»

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.

По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а. Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание.

 

«Где мои детки?»

Дети сидят полукругом напротив ведущего, у каждого по одной маленькой карточке. Ведущий предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы (мелодия начинается со звука ре), слоги тя-тa в слове «утята» и «бя-та» в слове «ребята» поются на фа).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).

Ведущий забирает у детей карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ми первой октавы — ход мелодии тот же). Дети, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке си первой октавы. Гусята «отвечают» на фа первой октавы (тональность си мажор); птенчики «отвечают» на до второй октавы (тональность фа мажор). Затем ведущий дает возможность детям побыть «мамами-птицами».

 

Для игры потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

 

В заключение хочется отметить, что музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если выполнять следующие рекомендации:

1. побуждать активный интерес к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно - эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости;

2. побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности;

3. воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов и т.д.

 


В нашем развивающем центре «Летиция» проводятся различные занятия по развитию музыкальных способностей детей. Есть как специальные занятия музыкой и вокалом с профессиональными музыкантами и опытными педагогами, так и общие занятия по психологическому развитию, в которые включены самые разнообразные упражнения и игры по развитию музыкальных способностей дошкольников.