И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

Выбор профессии является одним из главных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как именно от этого во многом зависит его дальнейший образ жизни. Для того чтобы минимизировать вероятность ошибок, проводятся различные профориентационные мероприятия, которые помогают выбрать профессию, как в соответствии с личностными особенностями и характеристиками познавательных процессов и способностей, так и с ситуацией на рынке труда.

В работе по профориентации достаточно часто используется предложенная Е.А. Климовым классификация по типам взаимодействия человека с разными сферами жизни:

 

  1. С природой.
  2. С художественными образами.
  3. Со знаковыми системами.
  4. С техникой.
  5. С людьми.

 

Определить отношение к какой-либо категории можно с помощью проведения специального анкетирования.

 

Человек и природа

Если анкета показывает, что подросток относится к категории «человек и природа», значит, у него определенно должны быть склонности и успехи в таких предметах как биология, ботаника, зоология, анатомия. Специальности, которые соотносятся с группой «человек-природа», считаются изменчивыми и представляют некую сложность. Особенностью профориентации является тот факт, что подросток должен знать как о положительных сторонах профессиональной сферы, так и об отрицательной или о возможных трудностях. Также важно отметить, что большинство специальностей из разряда «человек-природа» тесно связаны с техникой. Сложное техническое оборудование, например, присутствует в работе микробиологов. Также во время профориентационной диагностики и занятий важно разграничить обычную любовь человека к природе и окружающей среде от стремления что-то в неё внести, улучшить её состояние, изучить те или иные ее аспекты. Подросток должен понять, что профессия – это как мастерская, где он будет тратить свое время и силы, поэтому он должен быть готов именно к этому.

 

Человек и техника

Данное направление характеризуется связью с машинами, механизмами и собственно различной техникой. Оно подходит для детей, у которых наблюдаются успехи в таких предметах, как математика, физика, черчение, химия. Однако техническое направление требует широкого рассмотрения, а не сведения в одно узкое русло. Технические специальности – это широкое поле для различных новшеств, изобретений, открытий. Поэтому ключом к успеху здесь является тяга к изобретательству и техническому творчеству.

 

Человек - человек

Эта область подразумевает тягу человека к воспитанию, обучению, руководству и к любой сфере, где необходимо взаимодействовать с людьми и воздействовать на них тем или иным способом. Такие сферы подходят ученикам с успехами в литературе, обществознании, истории. Но при этом у них обязательно должны быть особые качества личности, темперамента, нравственные ценности и коммуникативные способности, необходимые при взаимодействии с другими людьми. Для специалиста этой сферы важна подготовка в двух направлениях:

1) обучение взаимодействию с людьми в целях понимания их психологии и успешного взаимодействия и взаимоотношений с ними;

2) специальная профессиональная подготовка в тех областях (искусства, науки, производства и т.п.), которые будут лежать в основе профессии.

 

Человек и знаковая система

Это сложная сфера, которая в современном мире имеет очень большой вес, так как сегодня мы используем самые различные знаковые системы. От специалистов в этой области требуют выполнять учет, контроль, обработку информации и разработку новых знаковых систем. Для того чтобы быть успешным в такой сфере, подросток должен иметь хорошо развитое абстрактное мышление и легко, с удовольствием работать с формулами, цифрами, текстами. При этом хороший специалист в этой области должен быть усидчивым, спокойным, внимательным, уметь концентрироваться и надолго сосредотачиваться на однообразной и, порой, монотонной работе. Это говорит о том, что здесь людям с темпераментом сангвиника или холерика будет достаточно трудно работать, а вот флегматикам и меланхоликам в силу особенностей своих темпераментов будет легче справляться с профессиональными задачами в этой области.

 

Человек и художественный образ

В этой сфере выделяют несколько категорий, которые напрямую связаны с видами художественного изображения:

 

  1. Литература.
  2. Музыка.
  3. Изобразительное искусство.
  4. Актерско-сценическая деятельность.

 

Между этими категориями нельзя провести четких границ, так как они всегда взаимодействуют между собой и пересекаются. Одной из особенностей профессий этой сферы является то, что большая часть трудозатрат полностью скрыта от посторонних. Например, репетиции перед выступлением артиста на сцене могут длиться месяцами, однако само действие, которое доступно зрителю, может длиться всего лишь несколько минут. Для профессий этой сферы однозначно подходят подростки с развитыми творческими способностями в соответствии с указанными выше категориями.

В современном мире всё быстро меняется: на смену одним профессиям приходят другие, появляются новые специальности. Существует уже «Атлас новых профессий» от экспертов Сколково. В этом атласе говорится, какие компетенции понадобятся для той или иной профессии. Зная компетенции ребёнка, можно помочь ему сделать выбор перспективной профессии, наиболее подходящей именно ему.

К надпрофессиональным компетенциям (иначе к тем компетенциям, которые нужны сейчас практически в любой профессии) обычно относят следующие:

  • Мультиязычность и мультикультурность – свободное владение иностранными языками, понимание национального и культурного контекста стран-партнёров, понимание специфики работы в отраслях в других странах.
  • Навыки межотраслевой коммуникации – понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в смежных и несмежных отраслях.
  • Клиентоориентированность – умение работать с запросами потребителя.
  • Умение управлять проектами и процессами.
  • Работа в режиме высокой неопределённости и быстрой смены условий задач – умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем.
  • Творческие способности.
  • Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
  • Программирование ИТ-решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.
  • Системное мышление – умение определять сложные системы и работать с ними (например, системная инженерия).
  • Навыки бережливого производства.
  • Экологическое мышление.

 

Эти компетенции универсальны для разных отраслей. Овладение ими позволяет специалисту переходить между отраслями, не переставая быть востребованным на рынке труда.

Очень часто подростки начинают склоняться к той или иной профессии, исходя исключительно из собственных интересов и предпочтений или желаний и амбиций своих родителей, родственников или советов знакомых, сверстников, друзей. Однако подростки обычно еще не в состоянии адекватно оценить, соответствуют ли их физические данные и психофизиологические особенности, интеллектуальный потенциал и способности, личностные, морально-нравственные и волевые качества тем требованиям, которые предъявляются к работникам определенной профессиональной сферы, выбранной ими. Именно выявление всех указанных выше особенностей развития подростка и является основной задачей, которую ставят перед собой психологи, проводящие диагностику и занятия по профориентации для старшеклассников.

В результате подобных мероприятий юноши и девушки (а также и их родители!) должны определиться, к какому виду деятельности они больше всего расположены, в какой профессии они смогут состояться и быть наиболее успешными, насколько выбранная ими профессиональная сфера соответствует всей совокупности их индивидуально-личностных особенностей.

Существует достаточно много видов исследований, диагностических методов и процедур, предназначенных для выявления индивидуально-личностных особенностей подростков, специфики развития их способностей и когнитивной сферы, уровня интеллектуального развития, их предпочтений и интересов и т. д. Квалифицированная помощь заключается в том, что специалист, проводя глубинную психодиагностику, занятия по профориентации помогает определить наличие и направленность профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; знакомит с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути.

В нашем развивающем центре «Летиция» опытный высокопрофессиональный специалист проводит глубинную профдиагностику, в результате которой помогает старшеклассникам (и их родителям) найти самые подходящие сферы профессиональной деятельности, тем самым облегчая выбор будущего дела, которое должно приносить и радость, и удовлетворение, и пользу, как самой личности, так и обществу, в котором она живет и работает.