Виды театральных игр

 

И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

В первой части нашей статьи, посвященной проблеме влияния театральной деятельности на развитие дошкольников, была рассмотрена роль театральной деятельности в жизни детей. Во второй части статьи внимание уделяется видам театральных игр, их специфике, возможности использовать в процессе воспитания и обучения ребенка, а также их влиянию на развитие его личности. 

 

Первая группа - режиссерские игры, которые классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.). В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями. На первый план здесь выступает речь, ее темы, интонация выразительность, дикция.

 

В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и другой общие корни: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо знакомого ему по личному опыту события (кормление куклы, укладывание спать, купание, осмотр доктором и т.п.). С помощью взрослых ребенок обогащается простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только действия с предметами, но и такие, которые связаны с выполнением роли. Таким образом создаются предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре со сверстниками. Но ребенок еще не полностью «созрел» для такой деятельности, поскольку у него недостаточно развиты навыки общения. Поэтому и возникают режиссерские игры, в которых ребенок от действия с отдельной игрушкой переходит к игре по своему замыслу, включая в его канву несколько персонажей, связанных определенными отношениями. Особенностью режиссерской игры является то, что игрушки – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий.

 

У детей в среднем и старшем дошкольном возрасте режиссерские игры претерпевают изменения разного характера. Прежде всего, меняется содержание. У детей 4-5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малышей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а события личной жизни используются уже реже. Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, полученные из разных источников. Появляются новые персонажи, возрастает их число, более отчетливо выделяются главные и второстепенные действующие лица. У детей 6-7 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.

 

В среднем и, особенно, в старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны – 2-3 человека. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли каждый за своего персонажа. Другими словами, в совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, режиссерские игры создают реальные предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры. Но с появлением последней режиссерские игры не исчезают: взаимообогащаясь, дополняя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и в более старшем, чем за дошкольный, возраст.

 

Вторая группа – игры-драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнения роли. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, пантомимику. Участвуя в этих играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Характерным для игр-драматизаций является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных отношений участников совместной игры. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.

 

Виды драматизации:

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

 


Методы работы по организации игр – драматизаций:

метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

 

Правила драматизации

Правило индивидуальности.

Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком.

 

Правило всеобщего участия.

В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т. д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

 

Правило свободы выбора.

Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

 

Правило помогающих вопросов.

Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием с детьми обсуждается, «проговаривается» каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

 

Правило обратной связи.

После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

 

Игры-драматизации способствуют воспитанию интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивают проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, положительно меняя поведение детей: застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи и взаимной поддержки.

 

Театрализацией с детьми можно заниматься самостоятельно, организовав, например, с друзьями, соседями свой домашний театр. Это очень интересно и полезно для развития детей, а заодно и родителей. Но при теперешнем ритме жизни и занятости родителей это, увы, достаточно проблематично. Легче и возможно эффективнее посещать специальные занятия по театрализации, организованные в детских центрах. Там театральную деятельность ребенок будет осваивать под руководством профессионального режиссера, актера, педагога. При этом будет возможность участвовать в настоящих детских спектаклях и выступать на сцене перед родителями, воспитателями, учителями, друзьями, что, безусловно, чрезвычайно важно для развития личности ребенка, его уверенности в себе, самооценки.

 

В нашем развивающем центре «Летиция» организованы и успешно проходят занятия по программе «Театрализация», которые ведут опытные и профессиональные педагоги-режиссеры. Мы регулярно представляем на сайте и в наших социальных профилях фото-отчеты об участии детей в поставленных спектаклях и открытых уроках. На этих фотографиях можно увидеть радость и положительные эмоции как детей, так и их родителей. Занятия по программе «Театралиация», безусловно, приносят большую пользу для общего развития детей, их посещающих.