И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 


Одно из важных условий для гармоничной жизни ребенка — это полноценное и своевременное развитие его речи. Сейчас дети в связи с большим информационным потоком, который они зачастую не успевают перерабатывать, наличием многочисленных гаджетов и увлеченностью виртуальной жизнью, начинают говорить позже, чем их ровесники еще лет 15 назад. Родители бьют тревогу и обращаются к специалистам, но иногда делают это раньше времени, а иногда упускают важный этап, который потом сложно наверстать. Поэтому прежде, чем волноваться и приступать к занятиям с логопедом, стоит узнать, когда они необходимы. Есть простые способы выяснить, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется уже в раннем детстве, поэтому стоит заблаговременно обнаружить и скорректировать дефекты и отставание в пределах возрастных рамок.

 

Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии — это повод обратиться к логопеду.

 

Опишем стандартные нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз:

  • к 1 году различаются простые слова и жесты, произносятся 3—4 слова;
  • к 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2—3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г;
  • в 2,5 года формируется элементарная фразовая речь;
  • в 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы;
  • к 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие;
  • наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5—5,5 годам; к этому возрасту обычно используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами;

 

Серьезные отклонения выявятся уже к 2—3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны, лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике.

В некоторых случаях работы только с логопедом недостаточно. Например, если до года ребенок не издает простейших звуков, то требуется обязательная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога, психолога и отоларинголога.

 

В данной статье речь пойдет о способах работы с детьми дошкольного возраста, которые используют логопеды.

Логопедические занятия с ребенком могут включать:

- пальчиковые игры;

- гимнастику на развитие артикуляции;

- игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмику;

· декламацию стихов и скороговорок.

 

Опишем составляющие стандартного логопедического занятия.

Пальчиковые игры.

Логопедические занятия для детей должны включать в себя пальчиковые игры, поскольку они способствуют развитию мелкой моторики. Учеными давно доказана прямая связь между руками и частью мозга, отвечающей за развитие речевых навыков. Когда ребенок разучивает текст с помощью пальчиковых игр, у него развивается внимание, память, быстрота реакции, эмоциональность, пространственное мышление. Помимо этого, развитие мелкой моторики на логопедических занятиях способствует согласованности движений обеих рук и улучшает взаимодействие полушарий.

 

Приведем примеры упражнений на развитие моторики пальчиков:

Цветочек. Ладони сложены вместе, пальчики направлены вверх. Из ладошек складываем цветочный бутон, прижимая их друг к другу. Ребенок произносит вслух четверостишие. Солнце поднимается, Цветочек раскрывается, (пальчики нужно развести в стороны, но ладошки остаются прижатыми), Солнышко садится, Цветочек спать ложится (пальчики надо вернуть в исходную позицию).

 

Кошечка. Ладони лежат на столе, собраны в кулак. Ребенок произносит слова «Кулачок – ладошка. Я иду как кошка» и расправляет пальчики, не отрывая ладоней от поверхности стола, а потом снова сжимает. Повторить упражнения три – пять раз.

 

Летит птичка. Руки скрещены перед собой, ладонями к лицу. Нужно зацепить между собой большие пальцы. Это будет «голова», а крыльями выступят ладони. Махать ими нужно, не разъединяя пальцев. Птица полетела (машем крылышками), села – посидела (ребенок разъединяет ладони и прижимает их к груди), дальше полетела.

 

Артикуляционная гимнастика.

С ее помощью укрепляются мышцы щек, языка, губ, неба. Именно они отвечают за произношение звуков. Если мышцы языка недостаточно развиты, то речь будет звучать нечетко. Специалист подберет упражнения для коррекции того или иного звука. Гимнастика выполняется перед зеркалом, чтобы ребенок видел все движения. Ему очень важно наблюдать за движениями губ и языка. Так малыш быстрее поймет, какое положение они должны занимать, чтобы произносить звуки правильно.

 

Опишем артикуляционный комплекс:

Губы растянуть в улыбке, но зубы не должны быть видны. Зафиксировать положение на 30 секунд.

Широко улыбнуться, открыв зубы. Зафиксироваться на полминуты.

Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на поверхность нижней губы. Шлепать им, проговаривая слог «ПЯ». При этом верхняя губа касается языка.

Рот открыт. Язык надо вытянуть вперед и попытаться свернуть его в виде трубочки. Зафиксировать положение на полминуты.

В медленном темпе облизывать языком губы от уголка к уголку, не отрывая языка от поверхности губ. Он должен совершить полный круг. Сначала по часовой, затем против часовой стрелки.

На лице широкая улыбка с приоткрытым ртом. Кончиком языка надо касаться то одного уголка, то другого.

Улыбка на лице с приоткрытым ртом. Кончик языка прижать к поверхности зубов и с небольшим усилием проводить по задней стенке нижнего зубного ряда. Повторить 10 раз. Упражнение повторить, но проходить языком надо по внутренней поверхности верхних зубов.

На лице широкая улыбка. На счет «раз» дотрагиваемся до нижних зубов, на счет «два» — до верхних. Повторить упражнения 5 раз.

Рот открыт. Пусть ребенок быстро высовывает и прячет кончик языка. Но он не должен касаться зубов и языка.

На лице широкая улыбка. Язык расслаблен и лежит на нижней губе. Выдыхая воздух, ребенок должен дуть на лежащий на столе комочек ваты, чтобы он смог двигаться.

Дополнить артикуляционную гимнастику нужно другими упражнениями. Это должны быть упражнения для развития слуха, звукоподражание и логоритмика. Опишем эти упражнения.

 

Игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмика

Они необходимы для правильного восприятия речи. Чем четче малыш воспринимает услышанное, тем проще ему это повторить. Речевой слух помогает ребенку понимать, различать и воспроизводить звуки. Если он недостаточно хорошо развит, то речь у малыша нечеткая и содержит ошибки.

Для постановки звуков логопедами также используются постановочные зонды. Такое устройство влияет на положение органов артикуляции, тем самым корректируя произношение.

 

Примеры упражнений на развитие речевого слуха:

Ребенку необходимо продемонстрировать предметы, способные издавать звуки. Это могут быть ложки, барабан, трещотки и другие. Затем необходимо дать малышу прослушать звучание каждого. Потом он поворачивается спиной и угадывает, какой из предметов прозвучал. Целью упражнения становится совершенствование речевого слуха и закрепление навыка в различии звуков.

Взрослый берет в руки колокольчик. Ребенок стоит у стены с закрытыми глазами. Взрослый передвигается по комнате и периодически звенит в колокольчик. Задача малыша – указать на звучащий колокольчик рукой, не открывая глаз.

 

Развитие звукоподражания – еще одна часть логопедических занятий.

Для упражнения используется сюжетная картинка в соответствии с возрастной группой ребенка. Это может быть, например, изображение девочки, укачивающей куклу. Пусть ребенок начнет воспроизводить укачивающие движения и баюкает воображаемую куклу. Важно контролировать его артикуляцию.

Хорошие результаты дают игры, основанные на подражании голосам животного мира. Такие логопедические упражнения будут более интересными, если в ходе занятия будут использоваться изображения животных/птиц, их фигурки и фигурки детенышей. Примером может послужить игра в комарика. На картинке должен быть нарисован комар. «Давай познакомимся с комариком. Он много летает и часто поет свою любимую песенку – «З-З-З». Давай мы тоже будем ее напевать вместе с ним! «З-З-З».

 

Логоритмика представляет собой логопедические упражнения, сочетающие движения, музыку и речь. Такие занятия очень нравятся всем деткам, потому что всегда проходят в веселой обстановке. Взрослый человек читает стихотворение вслух и воспроизводит описываемые в произведении движения. Очень важно заранее подобрать соответствующее музыкальное сопровождение. Потом дети повторяют увиденное. Для занятия можно использовать, например, такое стихотворение:

По узенькой дорожке (ребенок шагает на одном месте)

Шагали наши ножки (начинает делать шаги на месте, высоко поднимая колени).

По камушкам, по камушкам (топчется на месте)

И в ямку бух (малыш подпрыгивает и садится на пол).

 

Декламация стихов и скороговорок.

Логопедические занятия с ребенком должны включать чтение вслух разных детских стихов. Учить с ребенком сложные стихотворения не стоит, лучше начинать с простых четверостиший.

Отличных результатов также можно добиться, если логопедические занятия для детей будут включать скороговорки. Они представляют собой короткие рифмованные предложения, которые помогают сделать речь четкой, хорошо поставленной, расширяют словарный запас ребенка и улучшают дикцию. Например: «Шесть мышат в камышах шуршат». Или «Саша шишки шапкой сшиб, получил на лбу ушиб».

 

Развитие речи в домашних условиях

Для закрепления результатов логопеды обычно дают домашнее задание. При выполнении домашнего задания помощь взрослого необходима, и участие родителей во многом определяет успех. Для выполнения в домашних условиях логопеды рекомендуют следующее: гимнастику для языка; пальчиковую гимнастику и развитие мелкой моторики с помощью различных игр; подбор соответствующих наклеек или рисунков; лексико - грамматические задания по типу: ласково назвать, объединить предметы одним словом, ответить на вопрос и т.д.; упражнения для подготовки к письму: обвести по контуру, дорисовать, заштриховать, закрасить.

 

Некоторые родители предпочитают заниматься с детьми самостоятельно без участия логопеда. Начиная логопедические занятия дома, нужно помнить о следующих правилах:

  • Начинать занятия нужно с 2—3 лет, когда ребенок сможет осознанно повторять задания за родителями. Длительность занятия не должна превышать 15—20 минут. Продолжительность урока необходимо увеличивать постепенно. Первый может продлиться не больше 3 – 5 минут. Заниматься с ребенком необходимо ежедневно, желательно дважды в день, тщательно продумывая ход занятия, увлекая его.
  • Заставлять малыша что-то делать против его воли не стоит, иначе он может отказаться от выполнения упражнений совсем. Если у ребенка что-то не получается, нельзя его ругать. Для успешного усвоения материала ребенок должен быть в хорошем настроении. Его нужно заинтересовать, представив разные упражнения в виде веселых и увлекательных игр.

 

Необходимо также четко понимать, что если есть серьезные речевые дефекты, то самостоятельно с ними не справиться и лучше обратиться к профессионалу, а дома заниматься дополнительно. При комплексном подходе можно значительно улучшить речь ребенка и быстрее решить существующую проблему.

 

В нашем развивающем детском центре «Летиция» работает целая команда опытных высокопрофессиональных логопедов, которые помогут уточнить, конкретизировать проблему, с которой к ним обратились родители. Будет проведена специальная логопедическая диагностика и подобраны необходимые для решения проблемы логопедические упражненияЗанятия с логопедами в «Летиции» индивидуальные и всегда учитывающие индивидуально-личностные и возрастные особенности ребенка. Логопеды по результатам проведенной диагностики дадут подробную обратную связь и на консультации расскажут родителям, что конкретно могут и должны в этой ситуации делать они, а что могут сделать и сами родители. Наши логопеды всегда дают домашнее задание и просят родителей неукоснительно выполнять все рекомендации и упражнения. От степени участия родителей в процессе решения той или иной логопедической проблемы во многом зависит успех ребенка, и количество времени, необходимое на занятия с профессиональным логопедом.