И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладение речью у каждого ребенка происходит в разные сроки и по-разному, так как это индивидуальный психический процесс, зависящий от многих моментов и факторов. Отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест при обучении детей в школе. За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. Как показывают наблюдения педагогов, у многих детей, поступающих в первый класс, наблюдается целый ряд особенностей развития: слабо развитая мелкая моторика, ограниченный словарный запас, различные стойкие речевые нарушения. В этом случае необходима помощь профессионального специалиста – логопеда. Логопед в начальной школе регулярно занимается с младшими школьниками, оказывая специальную помощь обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении образовательных программ. Иногда помощи школьного логопеда оказывается недостаточно, поскольку у него очень большая нагрузка, и он просто физически неспособен оказать тот объем помощи, который требуется некоторым учащимся для устранения проблем в их речевом развитии. В этом случае на помощь приходят логопеды, работающие в детских центрах. Так, в нашем развивающем центре «Летиция» работает пять высокопрофессиональных логопедов, специализирующихся на устранении различных речевых нарушений. Заявок на их помощь так много, что иногда детей приходится ставить в «лист ожидания», и только через некоторое время у того или иного логопеда появляется возможность начать занятия с ребенком.

 

Рассмотрим категории школьников, требующих пристального внимания и логопедической работы:

  1. Дети c нормальным умственным, речевым и психическим развитием, без отклонений, но с трудом усваивающие программы первого класса. Причинами этого чаще всего являются: недостаточная подготовленность детей к школе, непонимание родителями предстоящей сложности обучения в первом классе. Родители нередко думают, что нужно только знать буквы, или немного читать, а остальному научат в классе, но сейчас школьные программы стали очень насыщенными и объёмными и времени для закрепления пройденного материала практически не выделяется. К школе лучше готовиться заранее, по определённой системе, максимально развивая и повышая уровень знаний, знакомя с лексической, грамматической и фонетической структурой языка. Необходимо упражнять дошкольника и младшего школьника в звуковом, слоговом анализе и синтезе слов и предложений, добиваясь осознанного усвоения предлагаемого материала, чтобы предотвратить в будущем пробелы в знаниях. Все эти знания в «Летиции» дают наши педагоги и психологи, работающие по программам «Развитие учебных навыков» и «Психологическая подготовка к школе». Иногда требуются еще и дополнительные занятия с логопедом. Этот вопрос можно решить после прохождения специальной логопедической диагностики ребенка и консультации с логопедом, который обозначит логопедические проблемы, пути и сроки их решения.
  2. Дети, у которых в дошкольном возрасте была выявлена задержка психического развития (ЗПР). В начальной школе выявленная ЗПР может достаточно серьезно отразиться на успеваемости ребенка. Школьники с ЗПР встречаются очень часто, эмоционально-волевая сфера у них значительно нарушена, а значит, страдает и познавательная деятельность. Психическая неустойчивость, нервные срывы мешают хорошо учиться не только самому ребёнку, но и одноклассникам. Это может выражаться или в психомоторной расторможенности, непредсказуемости, беспричинной смене настроения или, наоборот, в боязливости, медлительности, нерешительности, беспомощности. Дети с ЗПР быстро утомляются, истощаются на уроках, часто просто присутствуют, не вникая в суть объяснений учителя, им сложно ориентироваться в поставленной задаче, вникнуть в неё, сделать логические выводы. Письменные работы, проверка чтения показывают, что уровень самоконтроля у таких детей низкий, восприятие учебного материала поверхностное, неполное. Обучаясь в общеобразовательной школе, дети с ЗПР становятся постоянно неуспевающими, что ещё больше угнетает их психику, вызывая отрицательное отношение к учёбе. Так как учитель не всегда может отличить ребёнка с ЗПР от ребёнка с умственной отсталостью, бывают случаи, когда дети по ошибке попадают в коррекционные классы, что может оказать отрицательное влияние на их личностное и психическое развитие, а также в целом на их последующую жизнь. Именно поэтому так важно во время обратиться за профессиональной помощью к специалисту-логопеду, который после подробной диагностики сможет поставить четкий «диагноз». В «Летиции» есть специалисты, великолепно работающие и помогающие детям с ЗПР.
  3. Дети с задержкой речевого развития или общим недоразвитием речи. В качестве примера можно привести такой речевой диагноз, как стёртая дизартрия, алалия в разных проявлениях и т.д. Этим детям в школе на уроках самостоятельно очень непросто разбираться и усваивать предлагаемый учителем материал. Здесь тоже обязательна помощь логопеда, которую можно получить в «Летиции».
  4. Если у ребёнка сложное сенсорное нарушение: отклонение в развитии слуха (слабослышащие дети), отклонение в развитии зрения (слабовидящие дети), дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП). В этих случаях помощи одного логопеда уже недостаточно и надо обращаться за врачебной помощью к соответствующим специалистам.
  5. В настоящее время в школе очень часто обучаются дети, имеющие дефекты слуха. А слух очень важен для овладения самоконтролем над чёткостью произношения, для восприятия и понимания обращённой речи. Страдают познавательные процессы, нарушается мыслительная деятельность, и это влияет на психическое, личностное, физическое развитие школьника. Слуховые нарушения делятся на врождённые и приобретённые. Причинами врождённых нарушений могут быть патологии недоразвития наружного или среднего уха - аплазии и атрезии. Это является следствием влияния вредоносных факторов материнского организма на будущего ребёнка в период внутриутробного развития. Если мать болеет вирусными инфекциями, принимает лекарственные препараты, алкоголь, то может произойти поражение органа слуха ребенка в раннем периоде его развития. В настоящее время нарушения слуха больше являются приобретёнными вследствие перенесённых инфекционных заболеваний: скарлатины, кори, менингита, паротита. Так же слух может пострадать из-за воспалительного процесса внутреннего, среднего уха или слухового нерва, проводящих путей (невритов). Слуховая функция нарушается в разной степени и приводит к различным последствиям. Дефекты слуха приводят к затруднениям в овладении речью, что существенно влияет на процесс обучения детей в школе. Неярко выраженную тугоухость учителя и родители могут заметить не сразу и поэтому воспринимают ребёнка как невнимательного, нестарательного, упрямого, не вникая в суть основной причины такого поведения. А ребёнок отвечает на такое отношение окружающих, проявляя негативизм, раздражительность, плаксивость и замкнутость. Поэтому для успешного обучения ребёнка с дефектами слуха обязательным условием является своевременная диагностика и специальная коррекционная помощь со стороны логопеда-дефектолога, умеющего работать со слабослышащими школьниками. Помощь логопеда-дефектолога также можно получить в нашем развивающем центре «Летиция».
  6. Особую группу детей в массовой школе составляют дети, имеющие нарушения зрения: близорукость, астигматизм, дальнозоркость. Этим детям сложно быстро и без ошибок читать, понимать смысл прочитанного, списывать из учебника или с доски. Это связано с тем, что у них ослаблено визуальное восприятие и они смешивают и путают буквы. Из-за напряжённого и быстрого темпа на уроках дети утомляются, снижается работоспособность, что вскоре отражается на их успеваемости и здоровье. Предупредить такие последствия также можно и нужно, если вовремя обратиться к специалисту (логопеду-дефектологу) за диагностикой и консультацией и затем оказать ребенку коррекционную помощь. В «Летиции» также можно получить такую помощь логопеда-дефектолога.

 

Задачи логопеда при работе со школьниками:

  1.  Своевременное выявление детей с нарушениями устной и письменной речи.
  2.  Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.
  3. Разъяснение специальных знаний по логопедии родителям.

 

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
  • профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

 

Таким образом, основные направления работы логопеда заключаются в следующем:

  • преодоление нарушений звукопроизношения;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие звукового анализа и синтеза;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является также тесное взаимодействие логопеда и родителей. Логопед работает над развитием речи ребенка, выполняет артикуляционную гимнастику, показывает родителям правильность ее выполнения. Родители должны внимательно слушать рекомендации логопеда и выполнять все задания, которые он задает на дом. Чем теснее логопед будет взаимодействовать с родителями, тем быстрее и лучше будет результат у ребенка.

 

Рекомендации для родителей по развитию речи у младших школьников

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал радость от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Советы родителям по развитию речи детей:

  1.  Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой, правильной, спокойной.
  2.  Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации. Обсуждайте прочитанное, говорите о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.
  3.  Уделяйте больше внимания развитию связной речи: рассказыванию сказок, пересказу сказок, составлению творческих рассказов (ребенок придумывает их сам), составлению рассказов по картинкам.
  4.  Играйте в настольно-печатные игры, где есть возможность узнавать новые слова и закреплять старые знания.
  5.  Учите с детьми наизусть стихотворения (это способствует развитию выразительности, тренирует память).
  6. Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки, чисто говорки.
  7. Дети очень любят отгадывать и загадывать загадки, которые учат детей делать выводы и анализировать, в целом развивают мышление.

 

Мы рассмотрели категории школьников, требующих пристального внимания и специальной логопедической работы с ними. Выделили основные задачи и направления работы логопеда, а также дали некоторые рекомендации и советы родителям по развитию речи детей. Но главная рекомендация для родителей, заметивших хоть какие-то проблемы или нарушения в речевом развитии своего ребенка, это не упустить время и обратиться как можно скорее за консультацией и помощью к специалисту логопеду или логопеду - дефектологу. Такие специалисты есть и в нашем центре «Летиция», и они весьма успешно и продуктивно работают, помогая детям преодолеть различные трудности и нарушения в речевом развитии.