Юлия Асанова

 

Часть 1

Дети дошкольного возраста очень много играют. Многие из нас, взрослых знают, что игра необходима детям для полноценного развития, познания окружающего мира, эмоционального развития, социализации.

Но не многие знают, что наблюдая за тем, как и во что играет ребенок, можно «считывать» его эмоциональное состояние, возможные проблемы, о которых в силу возраста он рассказать не может. Дошкольник транслирует свои эмоции и чувства через поведение, рисунки, творчество и игры.

Если проанализировать, какие игрушки использует ребенок, какова основа игрового сюжета и  роли ребенка в  игре, можно обнаружить особенности, которые указывают на наличие у него психологического неблагополучия.

 

Итак, вот список основных признаков, которые должны настораживать:

  • Вычурность
  • Регресс
  • Отсутствие сюжетно-ролевой игры
  • Неспособность длительно сосредоточиться на игре
  • Застревание на одной эмоции
  • Игра с воображаемым другом
  • Агрессивность
  • Самотравмирование во время самостоятельной игры
  • Зацикленность на одном игровом сюжете
  • Назойливость
  • Игра только с гаджетом

Рассмотрим эти признаки.

Вычурность.

Ребенок в  основном играет неигровыми предметами и  чаще всего одними и  теми  же в  течение нескольких месяцев или лет. Действия во время игры однообразны: долго вертит предмет, стучит им, что-то пересыпает, обнюхивает или облизывает.  В игре не  воспроизводятся обычные межличностные отношения. Часто играет в  одиночку вымышленными игрушками, персонажами. Основная часть игры разворачивается в  его воображении, и  ее  фактически невозможно додумать и понять. В  такую игру нельзя включиться, потому что игровой мир ребенка имеет только ему одному ведомый смысл. Такие особенности являются самыми настораживающими, так как могут указывать на наличие психического нарушения.


Регресс.

Наблюдается потеря уже приобретенных игровых навыков, сюжетов, умений. Ребенок отказывается от  речевого сопровождения игры, исчезает сюжетно-ролевая игра, происходит откат к предметно-манипулятивной. Утрачивается способность играть самостоятельно, без взрослого, или в  компании ровесников. 

Такое поведение свидетельствует о  наличии у  него интенсивных переживаний, которые он  не  может выразить словами. Основная функция регресса  – защитная, возникает в  ответ на  отсутствие чувства безопасности и  символизирует желание ребенка воссоединиться с  матерью, быть маленьким и  защищенным.  

Состояние регресса характерно для детей, перенесшим насилие или оказавшимся свидетелями насильственного преступления, жестокого обращения с  близким родственником, стихийного бедствия. Также могут возникнуть у  дошкольников, которые были вынуждены быстро адаптироваться к  значимым изменениям в  жизни. 

 
Отсутствие сюжетно-ролевой игры.

Если сюжетно-ролевая игра отсутствует у  ребенка в  дошкольном возрасте, то  можно говорить об  отставании в  развитии. Но не  путайте со  случаями, когда ребенок желает играть в  сюжетно-ролевые игры, но  не  умеет этого делать. Например, не  может сам развивать сюжет, не  умеет присоединиться к  сверстникам для игры, не  может договориться о  ролях, все время меняет сюжет так, чтобы игра была приятна только ему, несмотря на  другие намерения остальных игроков. В  таких случаях сюжетно-ролевая игра есть, но  ее  реализация затруднена невротическими проблемами ребенка.   

 

Часть 2


Не способеность длительно сосредоточиться на  игре. 

Если ребенок не способен удержать внимание на  игре дольше пяти минут в  шестилетнем возрасте и  старше, то  это служит одним из  критериев синдрома дефицита внимания. Но  при этом нужно обратить внимание и  на  другие признаки. Определите, способен ли ребенок дождаться своей очереди в  игре или нет. Проявляет  ли он  импульсивность, невнимательность к  деталям, есть  ли трудности с  самоорганизацией?


Застревание на  одной эмоции

– ребенок, завершив игру, не  может переключиться с  того чувства, которое испытывал в  ней. Чаще всего это заметно в  агрессивных играх, например, в войну. Он продолжает действия с  той  же эмоцией - нападает на  родителя, крушит предметы, не  отвечает на  изменения поведения окружающих, не  успокаивается, не  умиротворяется.  

Такая ригидность эмоционального состояния характерна для детей с  функциональной незрелостью нервной системы. Это вариант развития, который постепенно корректируется по  мере созревания мозга.  

 

Игра с  воображаемым другом. 

Воображаемый друг стабилен, присутствует в  жизни ребенка ежедневно, участвует во  всех его играх и  бытовых делах, ждет его из  детского сада или школы.

Воображаемый друг  – не  признак психотического процесса, но  сигнализирует о  значительной эмоциональной проблематике ребенка, обедненности его личностных ресурсов, что не позволяют совладать с уровнем психологической нагрузки и  трудностей.  

Такие игры свойственны детям, которые испытывают нехватку общения с  родителями и  сверстниками, перегружены развивающими занятиями, переживают родительскую конфликтность или развод.  


Агрессивность

- ребенок проявляет в игре косвенную и  прямую агрессивность. К  косвенной агрессивности относят командный тон ребенка, отказ принимать условия другого игрока, настойчивую борьбу за  то, чтобы все сделать по-своему, негативные оценки , отказ осуществлять заботу, предписанную игровой ролью:  «не  накормлю», «не  вылечу» и т.п., желание сделать персонажу больнее, хуже. Прямая агрессивность – это когда дошкольник ругается, обзывается, толкается, дерется, отбирает чужое.  

Агрессивность типична для детей из  гиперсоциализирующих семей, в  которых следование этикету важнее детских переживаний: нельзя злиться, шуметь, можно быть вежливым, послушным, всем делиться. Также она может быть показателем нарушений в  развитии или невротических проблем у  ребенка. 

Выплеск агрессии в  игре может быть и  отражением семейной атмосферы. В  этом случае агрессия в  игре менее устойчива, скорее является способом решения проблемы, чем ожесточенным отношением к  игрокам и  персонажам.  



Часть 3

Самотравмирование во время самостоятельной игры

– когда, например, в отсутствие взрослого ребенок роняет на  себя тяжелые предметы, чем-то царапается, падает и  ударяется на  ровном месте.

Такое поведение сигнализирует о  сепарационной тревоге  из-за разлуки с  родителем, когда ощущение безопасности испытывается только в его присутствии, отказе от  развития самостоятельности.

Самотравмирование свойственно детям с  нарушениями привязанности. Это может происходить, если родители дистанцированы от  ребенка, больше заняты работой или  другими детьми.


Зацикленность на одном сюжете.

Сюжет игры символически отражает значимые переживания и представления о  себе и  мире. Большинство сюжетов отображает какие-то фрагменты социальной действительности: семейные отношения, разрешение конфликтов, установление близких отношений, обучение, торговлю.  

Поэтому повторяющийся сюжет игры можно считать диагностичным, потому что воссоздается сотрудничество, конкуренция, стремление быть важным для других, поиск близости, утоление голода. Обратите внимание на  сюжеты, которые повторяются не  реже, чем раз в  три дня на протяжении не  менее трех месяцев.


Назойливость. 

Ребенок стремится присоединиться к  каждому играющему ребенку без разбора, не  реагирует на  отказы, ведет себя без учета обращенных к  нему высказываний, игнорирует все сигналы о  том, что с  ним не  хотят играть. 
Назойливость появляется, когда потребность ребенка в  общении и  игре никому в семье не  интересна. Ребенок таким образом пытается реализовать неудовлетворенную коммуникативную потребность.  

Навязчивые дети могут быть и  у  родителей, которые не  умеют или не  считают нужным устанавливать границы, учить слышать и  воспринимать отказ. В  результате ребенок не  способен воспринять требование другого человека о  соблюдении личной дистанции.  


Играет только с  гаджетом .

Если электронная игра вызывает у  ребенка больше положительных чувств, чем любая другая, предпочитается взаимодействию с  ровесниками и  членами семьи, можно говорить об  игровой зависимости.
Зависимый от  электронных игр ребенок всегда эмоционально неблагополучен. Он  имеет неудовлетворенные потребности в  сенсорном разнообразии, общении, психологической безопасности, последовательном воспитании.  


Итак, мы подошли к концу и рассмотрели одиннадцать признаков психологического неблагополучия, которые можно отметить, наблюдая за игрой ребенка. Если вы обнаружили тревожные знаки, попробуйте изменить тактику общения с ребенком, проанализировать, какие ваши действия могли вызвать его переживания. Если вы зашли в тупик в сложившейся ситуации, то можно обратиться за консультацией к специалисту (детскому психологу или психотерапевту / семейному психологу / клиническому психологу).