И.А. Галкина (канд. психол. наук)


Психологические границы личности ребёнка — очень важный
показатель личностного здоровья и благополучия. Как не бывает
полноценного государства без ограничения территории, не может быть и
благополучной личности без сформированных и осознаваемых границ.
Личные границы защищают «Я» человека: его осознание себя как отдельной
личности, его право на свои желания, на своё мнение, на физическую
неприкосновенность и эмоциональную автономию. Без этого ребёнку сложно
разобраться со своим личным пространством, почувствовать себя, принять
себя и научиться защищать себя от внешних воздействий.

 

В современных условиях безопасности детей угрожает множество
ситуаций риска. С психологической точки зрения, способность ребенка
противостоять опасностям, требует от него соответствующих внутренних и
внешних ресурсов. Одними из важных внутренних ресурсов,
обеспечивающих безопасность, являются осознание своих личных границ и
умение их защищать.

 

К сожалению, дети не всегда осознают, что их границы нарушаются,
они не доверяют своим ощущениям, не умеют отказывать. Одной из причин
этого является то, что в семье уделяется недостаточное внимание границам
ребенка. Поэтому очень важно разобраться в том, как мы можем
способствовать развитию их осознания у наших детей.

 

Для облегчения понимания можно на примерах из жизни
познакомиться с распространенными случаями нарушения границ.


1. Физические: применять физические наказания, заставлять целоваться и
обниматься, если ребенок не хочет, мешать спать или требовать спать,
когда вам нужно заняться своими делами и т.д.

 

2. Пространственные: заходить без стука в комнату к подростку, заглядывать
в ванную или туалет, проверять телефоны, компьютеры, карманы,
запирать в комнате в качестве наказания.

 

3. Право собственности: брать или отдавать детские игрушки, выкидывать
личные вещи без разрешения ребёнка, заставлять ребенка насильно
делиться игрушками.

 

4. Эмоциональные: заставлять рассказывать обо всем, игнорировать и обесценивать его чувства (запрещать плакать, сердиться, грустить),
дразнить, оскорблять.

 

5. Временные: опаздывать, резко менять планы и требовать их немедленного
выполнения, постоянно следовать именно вашему плану: «сначала
обязательно сделай уроки», не давать ребенку возможности иметь свое
личное время.

 

6. Интеллектуальные: запрещать ребенку высказывать свое мнение,
высмеивать и критиковать его, заставлять вне школьной программы читать
книги, которые ему не интересны.

 

С целью профилактики нарушения границ в семье, желательно
выполнять следующие рекомендации психологов:

  • уважайте и принимайте право ребенка иметь свое мнение и высказывать
    его;
  • позволяйте делать выбор или участвовать в обсуждении вопросов, которые
    относятся к границам ребенка
  • разрешайте иметь, принимать и выражать различные чувства, учите
    ребенка распознавать свои чувства и чувства других;
  • позволяйте ребёнку сталкиваться с последствиями собственного выбора;
  • учите ребёнка планировать дела и старайтесь придерживаться режима;
  • давайте возможность ребёнку пользоваться его личными вещами так, как
    он хочет;
  • четко говорите «нет» и соблюдайте договоренности, а также научите
    ребенка отказывать;
  • исключите физические наказания, крики, оскорбления;
  • предоставьте ребенку свое личное время и личное пространство, чтобы у
    него была возможность иногда побыть наедине с собой.

 

Очень важно не только найти свои психологические границы, но еще
необходимо научиться их оберегать. Показателем того, что границы в
порядке, является ощущение гармонии с самим собой. Если же границы
систематически нарушаются, то дети часто становятся агрессивными,
раздражительными, тревожными. И чем жестче нарушаются личные
границы, тем тяжелее последствия. Вот лишь несколько примеров, к чему это
может привести:

  • Неуверенность в себе. Размытые личные границы ведут к утрате
    самоценности. Человек не чувствует себя хорошим просто так, по
    умолчанию, а постоянно стремится что-то всем доказать, заслужить
    доброе отношение и любовь. Такие дети, став взрослыми, часто
    сталкиваются с физическим и психологическим насилием, так как не могут распознать его на начальных этапах отношений и не в состоянии
    грамотно выстроить защиту от нападающих.
  • Нерациональные установки. Например, если ребенку все его детство
    твердили: «Тарелка после обеда должна оставаться пустой», то он
    привыкает доедать, во что бы то ни стало. Эта установка переходит на
    бессознательный уровень. И потом, во взрослой жизни, ребенку будет
    сложно, а иногда без помощи психолога и невозможно преодолеть эту
    вредную для здоровья привычку. Отсюда могут быть переедания,
    лишний вес, чувство вины, если не доел все, что было на тарелке.
  • Воровство, жестокость. Ребенок рассуждает примерно так: «Раз я
    должен отдавать свое, значит, и другие должны отдавать мне свое». А
    если не хотят, можно и отобрать или взять незаметно. Формируется
    искаженное представление о справедливости, а понятие сочувствия
    пропадает.
  • Психосоматические заболевания. При постоянном сдерживании
    эмоций, возникают различные недуги, которые не могут вылечить
    врачи, поскольку эти недуги имеют психологические причины и
    формируются под воздействием подавления различных негативных
    чувств в детстве.

В заключение важно отметить, что очень сложно научить детей
чувствовать и защищать свои границы, если взрослые еще сами не особенно
овладели этим умением. В советские годы во многих семьях были иная
психология, идеология и стиль воспитания - все считалось общим, больше
прислушивались к мнению коллектива, чем отдельных личностей, детей
зачастую воспитывали достаточно жестко и авторитарно, поэтому многим
мамам и папам приходится разбираться со своими границами уже не в
детстве, а намного в более зрелом возрасте. Для того, чтобы помочь малышу
осознать и научиться защищать личные границы, сначала родителям
необходимо отыскать и обозначить свои. Тогда семья будет союзом
счастливых, уверенных в себе личностей, где у каждого есть своя автономная
территория, к которой уважительно относятся другие члены семьи, и есть
общее пространство, где все встречаются с радостью и доверием друг к
другу.


По любым сложным и проблемным вопросам воспитания детей вы
можете обратиться в наш детский развивающий центр «Летиция», где
опытные психологи помогут вам разобраться в сложившейся ситуации и
дадут необходимые рекомендации. Звоните и записывайтесь на

консультации к нашим высокопрофессиональным психологам,
педагогам, логопедам. Многолетняя практика работы «Летиции»
показала, что наши специалисты обязательно вам помогут!