И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

Эгоистами называют людей, которые личные интересы ставят превыше всего, любят только себя, учитывают только свое мнение, не отзывчивы к проблемам, интересам, чувствам других людей. Специалисты отмечают, что уровень эгоизма у современных детей значительно выше, чем у прошлого и позапрошлого поколения. Они связывают это с радикальными изменениями в воспитании. Сейчас многие родители настолько боятся нанести «психологическую травму», что часто перегибают палку и своим поведением воспитывают в ребенке эгоизм, удовлетворяя все детские желания как по мановению волшебной палочки. А по мере того, как растут детские запросы, растет и эгоизм малыша. Его проявления особенно болезненны для любящих родителей. Отдавая ребенку самое лучшее, они надеются, что повзрослев, он будет относиться к ним с такой же нежностью и заботой, но столкнувшись с негативным отношением в свой адрес, родители начинают задаваться вопросом: «Что делать, если ребенок растет эгоистом?» Рассмотрим методы воспитания, которые к этому приводят, а также способы, которые можно использовать, чтобы избежать излишнего себялюбия у детей.

Перечислим типичные ошибки и ситуации, приводящие к развитию детского эгоизма.


Неадекватная (завышенная) оценка личности ребенка. Современную систему воспитания часто называют детоцентрированной, так как многие родители делают своего ребенка центром вселенной, что совсем не идет ему на пользу. У ребенка формируется неправильное представление о любви: он просто позволяет окружающим любить себя, требует заботы, искренне считая, что близкие рады всегда и во всем угождать ему. Такая схема переносится и во взрослую жизнь: подобное отношение ожидается от супруга, друзей, коллег.

 

Стремление родителей постоянно навязать свои желания и цели детям. Такой излишне авторитарный подход воспитания часто приводит к тому, что отстаивая свои права, ребенок включает эгоизм как защиту. Он не понимает, почему должен прислушиваться к другим, если его самого не слышат.

 

Подавление самостоятельности. В условиях постоянной нехватки времени многим родителям проще самим надеть ребенку ботинки, убрать игрушки, выкинуть мусор. Но это убивает в ребенке стремления делать что-то самому. С 2-3 лет малыш в состоянии многое делать самостоятельно, например, кушать, мыть руки, одеваться, помогать убираться после игры и пр. Но некоторые мамы и папы не стремятся развивать в ребенке полезные навыки самообслуживания. В результате мы наблюдаем картину, когда мама завязывает первокласснику шнурки, несет за него портфель и вдобавок делает уроки. Такое воспитание растит зависимых, эгоистичных, инфантильных личностей, которым придется нелегко во взрослой жизни. Особенно ярко недостаток самостоятельности будет проявляться во время принятия каких-то решений. Если вы с самого начала все и всегда решали за ребенка, то в любой последующей ситуации он будет прибегать к вам и требовать от вас незамедлительный ответ, и вы просто обязаны будете решить его проблемы тут же, отложив все свои дела.

 

Личные примеры эгоизма у родителей. Когда родители воспитывают ребенка, руководствуясь только своим удобством, ведут себя эгоистично друг с другом, ставя все время во главу угла свои интересы, то и ребенок в дальнейшем примет эту же позицию, считая ее нормой.
Подкуп детей родителями. Когда взрослые искусственно стимулируют хорошее поведение ребенка, они закладывают мину замедленного действия. Подкупая несозревшую личность сладостями, подарками или деньгами, взрослые формируют эгоистичную модель поведения, приучают его вести себя примерно лишь тогда, когда это ему выгодно. В этом случае ребенок начинает ценить не свои поступки, а их стоимость. Собственная оценка переносится, таким образом, с морально-этических принципов на денежное (материальное) выражение. У ребенка должен быть моральный стимул и уважение к своим родителям, а не корыстный расчет.

 

Чрезмерная опека и стремление постоянно контролировать ребенка. Излишняя опека часто возникает, когда малыш достался семье с большим трудом. Подсознательно боясь потерять долгожданного ребенка, родственники сдувают с него пылинки, чтобы он чувствовал себя комфортно, однако слишком навязчивое желание родителей постоянно участвовать в жизни ребенка ведет к тому, что он просто теряется в своих желаниях и мыслях, не может сам решать важные вопросы и боится шаг ступить без помощи родителей.

 

Избавление ребенка от ответственности и обязанностей. У безответственного ребенка возникают сложности с самодисциплиной и самоорганизацией, обслуживанием себя в быту. Он не реагирует на просьбы, ведь близкие с этим его нежеланием считаются и позволяют не участвовать в делах, которые не нравятся.

 

Наделение ребенка чрезмерной властью. Признание ребенка главным в семье и разрешение диктовать всем свои правила приводит к тому, что ребенок превращается в маленького командира, который считается, прежде всего, только со своими желаниями и требует от других подчинения, игнорируя их потребности.

 

Недостаток внимания. Дети очень чувствительны к нежности, ласке, эмоциональному контакту. Если взрослые слишком сдержанно проявляют свои чувства или редко общаются с ними по причине сильной занятости, они страдают из-за недостатка любви. Ребенок просто не понимает, как нужно любить, поэтому растет эгоистом. Если ему не хватает внимания, любви, он не чувствуют безопасности в жизни, у него нет устойчивого домашнего мира. Живя в таких условиях, ребенок учится выживать и в детской головке закладываются мысли о том, что если он не сделает сам, то больше никто и не поможет, а значит, нужно думать только за себя, ведь никто в этом мире о нем не думает. Такой эгоизм у детей появляется, как защитная реакция неокрепшей психики.

 

Что же делать, если вы уже заметили признаки эгоизма у своего ребенка или хотите предотвратить их? Приведем советы специалистов.

 

Как не допустить детского эгоизма?

 

Приучайте к самостоятельности

Не стоит пресекать попытки ребенка сделать что-то самостоятельно. Малыш хочет сам завязывать шнурки? Постарайтесь начинать сборы на 15 минут раньше, чтобы не опоздать в детский сад, но предоставляйте ему возможность пробовать снова и снова. Стремится помыть посуду? Не отбирайте губку – пусть учится, старается. Следует поощрять малыша принимать самостоятельные решения и разъяснять, какую ответственность он за них несет. Предлагайте ребенку выбор, не решайте всё за него, ведь он так и вырастет без своего мнения, без своей цели, он будет жить вашими мыслями, чувствовать себя незащищенным и требовать от вас опеки до самой старости.

 

Устанавливайте четкие границы дозволенного

Ребенок приходит в семью и становится ее частью, а не центром вселенной, и должен уважать потребности, интересы других членов семьи. Рано или поздно ребенок начинает прощупывать границы: он стремится понять, что ему будет дозволено, что родители одобрят или проигнорируют, а за что последует наказание. И здесь очень важно не упустить момент и вовремя продемонстрировать соответствующее поведение. Научитесь говорить «нельзя». Как бы ни сжималось ваше сердце от детского плача, постарайтесь проявить твердость. Нельзя идти на поводу у ребенка, если он что-то требует, впадая в истерику. Через несколько минут истерика закончится, и малыш поймет, что таким способом ему не добиться желаемого. Скажите спокойным голосом: «Сейчас мама не может купить эту игрушку, но ты обязательно получишь ее на Новый год». С другой стороны, постоянно говорить «нет» ребенку тоже неверно. Нужно найти разумный баланс между тем, что необходимо и тем, от чего можно отказаться. Главное – показать малышу, что вы не будете моментально исполнять все его капризы.

 

Учите ребенка нести ответственность за свои поступки

Ребенку необходимо осознавать отрицательные последствия своих поступков. Это он сможет понять только на личном опыте. В случаях, когда его жизни не угрожает опасность, родителям стоит ограничиться одним предупреждением, а потом дать ребенку самому столкнуться и справиться с результатами своих действий. Постепенно снимайте с себя ответственность за личные дела ребенка — за то, чтобы он не проспал, не опоздал, сделал уроки и пр. Не сразу, но постепенно подводите ребенка к тому, что за все свои личные дела он должен отвечать сам, а вы в крайних случаях его подстрахуете. Как говорится «на своих ошибках учатся», поэтому, пока ребенок не пройдет свою школу жизни, он не научится по-настоящему жить.

 

Приобщайте ребенка к домашним делам

У ребенка должны быть свои обязанности по дому, которые он должен выполнять не за вознаграждения, а как вклад в жизнь семьи. Он должен понимать, что эти дела он делает для всех, а не только для себя. Отведите ребенку несколько посильных домашних обязанностей, например, полная уборка его комнаты и вытирание пыли во всей квартире. Ребенок должен чувствовать на себе ответственность хотя бы за мелкие домашние дела, которые ему поручили.

 

Расширяйте круг общения ребенка

Естественным образом эгоизм обычно устраняется в детских коллективах. Посещая детсад, ребенок учится уважать запросы сверстников, понимает, что он – не центр вселенной. Однако встречаются случаи, когда в садике дети ведут себя примерно, но приходя домой, начинаю командовать и «строить» взрослых. Если такое происходит, родители должны изменить модель воспитания.
Не захваливайте ребенка сверх всякой меры и не сравнивайте с другими
Адекватно оценивайте способности ребенка. Если вы не хотите столкнуться с ситуацией, когда ребенок растет эгоистом, не сравнивайте его со сверстниками. Утверждение: «Ты лучше всех!» зародит в нем ростки самовлюбленности, а выражение: «У тебя получилось хуже всех» снизит самооценку и вызовет ненависть к окружающим.

 

Будьте примером для подражания

Ребенок хорошо чувствует истинные намерения и отношение к окружающим. Если в семье проповедуются корыстные интересы и безразличие к окружающим, не стоит удивляться, что младшее поколение растет эгоистами. Никогда не выясняйте отношения, не ругайтесь с членами семьи в присутствии ребенка. Конечно, порой трудно сдержать эмоции, но подумайте, какой пример вы подаете малышу. Увидев, как вы кричите на папу или бабушку, он не будет доискиваться причины, а просто скопирует ваше поведение.

 

Поощряйте дружбу с другими детьми

Расспрашивая ребенка о событиях прошедшего дня, интересуйтесь не только его жизнью, но и тем, что делали его знакомые. Если кто-то заболел, спросите: «А ты узнал, как Ваня себя чувствует, не нужна ли ему твоя помощь?» Не давайте понять ребенку, что вы отдаете ему «лучший кусочек», «все самое вкусненькое». Даже последним и вкусным следует делиться с друзьями. Такая позиция приучает к равенству и способствует развитию эмпатии.

 

Воспитывайте альтруистические качества у ребенка

Психологи считают, что бороться с нежелательными качествами в характере нужно путем развития противоположных качеств. С ранних лет приучайте детишек заботиться о других людях, о животных, уступать место старшим, делиться вкусной едой и т.д. Показывайте ребенку пример того, как нужно заботиться об окружающих. Таким образом в ребенке будет развиваться доброта, сочувствие, забота о ближнем; он будет думать не только о своих прихотях, но и об окружающих его людях; не будет заострять внимание только на своих желаниях. Все добрые дела делайте вместе с ребенком и обязательно хвалите его за это, чтобы он чувствовал себя счастливым от того, что сделал что-то приятное людям. Важно не только заботиться об окружающих, но и всегда быть внимательным к ним — поздравлять со всеми праздниками, с днями рождения, звонить и спрашивать «как дела» у родных. Ребенок должен понять, какое это удовольствие доставлять радость другим. Сделайте собственную подборку мультфильмов, фильмов, книг и развивающих игр, которые показывают пользу взаимовыручки, учат дружить и уважать взрослых. Необходимо подчеркивать альтруистические черты у литературных персонажей и киногероев. Однако в погоне за воспитанием альтруистичной личности, не забудьте объяснить малышу, что его интересы тоже важны и имеют значение. Учите его уступать, но не принижать значимость собственных желаний. К примеру: ребенок принимает условия игры своего друга и умеет уступать – отлично. Но если он делает это постоянно и занимает «подчиненную» позицию – плохо. Учите малыша взаимодействовать с миром, объяснять и отстаивать свою позицию словами и правильными поступками.

 

Если у вас остались какие-то вопросы по этой теме или есть какие-то проблемы, связанные с другими темами воспитания ребенка, обращайтесь за консультациями к нашим опытным психологам и педагогам, работающим в развивающем детском центре «Летиция». Мы всегда рады вам помочь!