И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

Надо ли хвалить детей? Некоторые родители уверены, что ребенка нужно хвалить как можно больше, ведь это способствует повышению самооценки и достижению успеха в дальнейшей жизни. Другие считают, что хвалить детей вообще не стоит, ведь они привыкают к этому и перестают стараться.


Психологи утверждают, что всем детям очень важно получать одобрение от значимых других, так как это положительно влияет на формирование гармоничной личности.


Польза похвалы


Похвала формирует доверительные отношения. Получая позитивный отклик на свои действия от значимых взрослых, ребёнок понимает, что его любят, о нём заботятся и ему готовы помочь.


Похвала дарит веру в себя и укрепляет самооценку. Одобрение позволяет поверить в себя и свои силы. Ребёнок, которого хвалят родители, не будет так остро реагировать на неконструктивную критику со стороны чужих людей. Он знает, что если у него что-то не получается, это нестрашно. Нужно просто лучше стараться и пробовать ещё. Своевременная похвала и поощрения родителей создают крепкий фундамент для адекватной и стабильной самооценки.


Похвала поддерживает мотивацию. Добрые слова прибавляют силы и желания для выполнения определенной задачи. Например, если ребёнок не понимает математики и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать даже мелочи, за которые можно похвалить, он будет заниматься охотнее.

 

Похвала и поощрение родителей для дошкольника является наилучшим способом показать, что он сделал правильно. Похвала помогает малышу понять, насколько правильны его поведение и действия. Если, к примеру, ребёнок раскидывает игрушки, и мама ему говорит, что так делать нехорошо, он осознает, что такое поведение неправильное. Затем у него возникает вопрос: «А как же правильно?» И здесь на помощь приходят взрослые, показывая, что игрушки нужно убрать на место. Когда ребенок начинает выполнять то же самое, необходимо хвалить его, говорить, какой он молодец, как хорошо помогает маме. Похвала дает ребенку положительные эмоции, он начинает верить в себя и свои силы, а также получает подкрепление своих хороших поступков.

Хвалить ребёнка — искусство, которому должен обучиться каждый родитель. Однако для того, чтобы научиться хвалить ребенка правильно, надо знать, как это делать грамотно. Предлагаем вам советы психологов


Как хвалить ребёнка


Благодарите. Благодарность близка к похвале, но имеет больше форм выражения. Необязательно каждый раз говорить «Спасибо» — благодарность может выражаться в улыбке или кивке головы. Главное, чтобы это было искренне.


Говорите о чувствах. Рассказывайте, что чувствуете, когда ребенок что-то сделал. Это оценит сам поступок, покажет, что вам не всё равно, вы искренне переживаете, и научит ребёнка проговаривать свои эмоции. Например, если он верно выполнил задание, скажите «Я очень рада, что ты отлично усвоил эту тему». А ещё лучше спросите, как чувствует себя ребёнок, преодолев трудности.


Будьте искренним. После рабочего дня иногда бывает тяжело эмоционально реагировать на рассказы ребёнка и часто звучит просто формальное «молодец». Важно показать, что вы искренни и готовы разделить с ребёнком его радость. Если же сил нет совсем, честно скажите: «Сегодня я очень устал(а), но я правда рад(а) за тебя. Давай обсудим это событие, когда я немного отдохну».

 

Разделяйте похвалу и критику. После похвалы ненароком может вылетать упрёк или критика: «Сегодня ты сделал хороший доклад, но почему не убрал на кухне?» Такие фразы полностью обесценивают похвалу и даже могут обидеть. Похвалили — остановитесь. Покритикуете в другой раз, когда будет причина.

 

Хвалите ребенка за конкретные действия. Важно больше обращать внимание на поступок, а не на личность. Добавлять к слову «Ты молодец!», определение, почему он молодец. Ребенок должен слышать, за что конкретно его хвалят. Малыша нужно хвалить за старания и определенные действия, стремиться объяснить, что именно он сделал хорошо. К примеру, если ребенок нарисовал картину, то можно похвалить его за аккуратность и правильно выбранные цвета или интересный сюжет. Однако не стоит убеждать его в том, что он уже гениальный художник.

 

Хвалите эмоционально, добавляя жесты и мимику. Искренняя радость сопровождается жестами, мимикой. Улыбайтесь, обнимайте ребенка, целуйте, пусть он слышит не только слова, но и чувствует то, что вы довольны.
Похвала должна быть своевременной. Если малыш занят важной работой, то можно показать одобрение сразу, это поможет активизировать детскую деятельность. Когда он закончил свое дело, похвалите его в тот же час, а не на следующий день.

 

Старайтесь больше хвалить ребёнка за такие достижения, которые ему дались с трудом. Например, если малыш хорошо рисует, а лепить ему еще сложно, но у него стало получаться, то пластилиновые поделки, конечно, отдельно заслуживают похвалы и поощрения.

 

Похвалы требует не только конечный результат, но и непосредственный процесс работы. Люди, занимающиеся воспитанием и обучением детей должны знать, что начинать любое дело надо с чувством успеха. Ощущение успеха должно проявляться не только в конце, но быть и в начале действия. Создание условий, вызывающих у детей ощущение радости поиска, преодоления, представляет собой особую задачу. Однако каждый воспитатель должен регулярно самостоятельно решать одну и ту же задачу: за что похвалить ребенка, какие стороны его поведения или, может быть, что из результатов сделанного ребенком могли бы дать повод к положительной оценке личности ребенка. Иногда ребенку нужно прикладывать большое количество сил и времени для достижения результата, а если не подкреплять его старания положительными словами, то он быстро сдастся и перестанет пытаться совершенствоваться. Если школьник уже в течение длительного времени пытается выполнить уроки, то можно смело выказывать одобрение таким поведением. Ведь следует учитывать старания и стремления ученика, а не только правильный результат.

 

Похвала делиться на два направления «Ты», «Я».

В первом случае подразумевается «Ты такой умница!», «Ты очень хорошо сделал!». Во втором случае: «Я тобой так горжусь!», «Я приятно удивлена!», «Я так рада за тебя!». Когда мама или папа хвалят через «Ты», то ребенок воспринимает это вполне хорошо («Я молодец», «Я хорошо сделал»). Это, конечно, приятно. Но похвала через «Я» имеет большую эмоциональную силу, а, следовательно, и большую ценность для ребенка. Необходимо научится чувствовать, где и когда уместно и целесообразно использовать каждую форму. Например, когда вы используете форму «Ты», подпитывая ее эмоциями, то ребенок воспринимает это как то, что он хорошо сделал, и родители это видят, они ценят это. Если же используется форма «Я», то нужно понимать, что фраза «Я рада, что ты убрал свои игрушки», будет звучать лучше, чем «Ты такой помощник». Первая фраза в этой форме звучит более конкретно и убедительно. И ребенок чувствует в этих словах уважение и одобрение родителя. Но использовать в воспитании можно любую форму. Главное, чтобы дети чувствовали обратную связь за свои действия.

Ниже приводим список одобрительных фраз, которые можно говорить своему ребенку в любом возрасте:

  • Ты на верном пути!
  • С каждым днем у тебя получается всё лучше и лучше!
  • Научи меня делать так же!
  • Я горжусь тем, что тебе это удалось!
  • У тебя очень хорошо это получилось!
  • Я рада, что на тебя можно положиться!
  • Твоя помощь очень ценна для меня!
  • Я так счастлива, что у меня такой ребенок!
  • Ты очень хорошо рисуешь/лепишь/читаешь/пишешь и т.д.
  • Твои достижения для меня очень важны!
  • Ты мой настоящий друг!

Мы разобрали, как следует правильно хвалить детей. Но почти все родители иногда допускают промахи и делают так, что похвала оказывается не так эффективна или даже вредна. Во второй части статьи мы подробно рассмотрим самые распространенные ошибки родителей, а сейчас узнаем, какой вред может принести неправильная похвала.


Вред похвалы


Привыкание к похвале. Подбадривая своего малыша и одобряя его действия постоянно, мы даем ребенку ориентир на то, что он самый лучший и все может. Ребенок ждет родительской реакции постоянно и их одобрения. Мало того это переходит и на других взрослых. Сложность заключается в том, что, когда ребенок становится взрослым, то он может продолжить ожидать одобрения других и стать зависимым от мнения других людей.


Потеря содержательного интереса. Когда ребенок постоянно получает похвалу, он уже не пытается что-либо делать ради результата. Он это делает для одобрения. Таким образом внутренняя заинтересованность ребенка самим делом подменяется внешней заинтересованностью в положительной оценке.


Манипуляция с помощью похвалы. Когда мы хвалим ребенка словами «молодец», «хорошо», мы оказываем ему значительную поддержку. Тем самым «подкрепляем действие». Некоторые пользуются таким методом, как «манипуляция похвалой». Ребенка хвалят за определенное поведение постоянно, навязывая ему тем самым свою волю. У ребенка закрепляется в сознании правильность его поступков, которые удобны для родителей. И вроде бы это действенный метод, но он не всегда полезен для самого ребенка. Например, если регулярно ругать за беготню, а за спокойное поведение хвалить, то он может терпеть и сидеть тихонько, лишь бы получить одобрение. Но проблема в том, что у детей скапливается большое количество энергии, поэтому для них естественно желание порезвиться, а отсутствие выхода этой энергии вредно для детской психики - оно может перерасти в агрессию или уныние.

 

Пропадает мотивация. Если ребенка постоянно нахваливать, у него в будущем появляются проблемы с мотивацией. Лучше хвалить за усилия, чем за то, что у него все получается. Сегодня получается, завтра - нет. Дети расслабляются, когда им слишком часто говорят, что они делают что-то лучше других.

 

Формы похвалы бывают разные, в каждой семье существуют собственные традиции и особенности. Некоторые в конце каждого дня подводят итоги поведения малыша и его стремлений, а затем еще раз хвалят своего ребенка. Другие - отмечают достижения ребенка на субботних домашних вечерах. Главное, что дети именно от родителей получают оценку собственного поведения, что является мотивом дальнейшего продвижения и достижения целей.


Правильно хвалить ребенка – это не так просто, это своего рода искусство, которому надо учиться. Если у вас возникли какие-то вопросы, проблемы, связанные с этой и другими темами воспитания детей, то опытные специалисты психологи из нашего развивающего центра «Летиция» всегда готовы оказать необходимую психологическую помощь и провести психологическую консультацию.