И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

В прошлой статье говорилось о пользе и вреде похвалы, а сегодня важно выделить основные ошибки, которые делают родители, когда хвалят и критикуют своих детей.

Как хвалить нельзя:

Нельзя хвалить и поощрять ребёнка за любую мелочь. Похвала наиболее уместна, когда малыш приложил усилия. В противном случае поощрение для малыша становится обыкновенным делом, теряется истинный смысл. Таким образом, ребенок будет ждать, когда его похвалят за любой, даже совсем не значимый поступок.

 

Нельзя использовать сравнение между детьми. Никогда не сравнивайте своих детей. Часто происходят такие ситуации, где родители похвалили ребенка, но сделали акцент на том, что у другого получилось лучше или хуже. Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. В таком случае малыш не воспримет вашу похвалу, а даже подумает, что вы, наоборот, показали, что другой ребёнок выполнил работу лучше. Из-за подобных сравнений может развиться комплекс неполноценности. Также не следует говорить, что он построил песочный замок лучше его друга. Таким образом, воспитывается нездоровое самомнение.

 

Нельзя ждать совершенства. Не стоит идеализировать ребенка, чтобы потом не разочаровываться, так как совершенных людей нет. Завышенные ожидания родителей могут также воспитать в ребенке болезненный перфекционизм или «комплекс отличника», которые будут существенно осложнять его жизнь во многих сферах.

 

Нельзя льстить или преувеличивать заслуги. Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости или неискренне, так как подобными действиями обесценивается похвала и воспитывается в ребенке чрезмерную потребность в восторженном, восхищенном признании его личности.

 

Нельзя использовать критику и похвалу одновременно. Иногда взрослый может похвалить ребёнка, а затем подробно рассказать, что ребенок сделал плохо. В таком случае критика запомнится, а похвала не будет воспринята.

 


Важно понимать, что такое критика и когда она целесообразна. Если вы даете оценку действий ребенка в формате: «Это хорошо, а это плохо», то это не критика, а действие, не имеющее смысла. Конструктивная критика — та, которая укажет направление развития, акцентирует то, что получается хорошо и даст мотивацию к совершенствованию. Только в этом случае дети услышат ее правильно и двинутся навстречу своим новым победам.

 

Конструктивная критика в воспитании играет важную роль:

  • помогает ребенку в получении нового опыта и знаний;
  • способствует самоанализу;
  • способствует гибкости и адекватности в поведении.


Деструктивная критика может быть очень опасна. Неправильная обратная связь разрушает самооценку, демотивирует и порождает страхи. Для того, чтобы критика помогала развитию ребенка и улучшению отношений в семье, надо знать некоторые правила.

 

Правила, которые нужно использовать при конструктивной критике:


Критиковать поступок ребенка, а не его личность. Критиковать надо конкретные действия и поведение, объясняя их последствия. Ни в коем случае нельзя критиковать личность ребенка. Ребенок всегда хороший и любимый, но поступить может неправильно. Недопустимо навешивать «ярлыки» и говорить: «Ты глупый», «У тебя руки кривые», «Неряха» — критика должна мотивировать, поэтому важно не просто перечислять недостатки и ошибки поведения, а объяснять их последствия и показывать возможность исправления ситуации. Умение исправлять ошибки гораздо важнее, чем способность их не совершать. Идеальных людей не бывает.

 

Не делать трагедии из мелких неудач. Если ребёнок забыл сделать простое задание, которое вы ему дали, вежливо скажите, что расстроились и надеетесь, что завтра он его сделает. Этого будет достаточно. А ещё этим вы научите чувствовать разницу между большой проблемой и неприятностью.

 

Учить и помогать. У детей не всегда всё получается с первого раза, а иногда они просто боятся что-то сделать. Уделите время и научите ребёнка, помогите преодолеть страх перед незнакомой задачей. Детям крайне важна помощь и ободрение значимых для них взрослых.

 

Критиковать только спокойным тоном. Не превращайте критику в наказание. Цель критики в корректировке поведения. Агрессивная критика вовсе не мотивирует детей, а делает их психологически неустойчивыми и слабыми. Гневный крик снимет ваше напряжение, но вызовет у ребенка защитную реакцию, поэтому критикуйте спокойным тоном, тщательно подбирая слова.

 

Не допускать оскорблений. Критика должна быть доброжелательной. Грубые слова никакого отношения к критике не имеют — это уже наказание. Оскорбления унижают ребенка. Он злится, обижается, ненавидит. Постоянные оскорбления приведут к заниженной самооценке и закомплексованности. Обиженный ребенок не способен адекватно воспринимать слова, он видит только ваше недовольство. При этом критика имеет накопительный эффект: часто критикуя своих детей, вы рискуете убедить их в «никчемности».

 

Не критиковать ребенка в присутствии других людей. Критика сама по себе травматична, а в присутствии третьих лиц замечания воспринимаются острее. Не так страшно осознание, что ты плохо что-то сделал, как огласка. Замечание, сделанное тактично и незаметно, вызывает желание быстро все исправить. Критика же, высказанная вслух, провоцирует негатив и желание закрыться. Критика в присутствии других людей унижает ребенка.

 

Предлагать альтернативу. Делая ребенку замечание, важно обязательно предложить какие-то варианты выхода из ситуации, как сделать то, что нужно сделать, целиком и полностью опуская отрицательные оценки личности ребенка. Например, Ваш ребенок не пришел вовремя домой. Вместо того, чтобы ругать его, применять ограничения, выразите ему свои чувства: «Я беспокоюсь о тебе, и поэтому хочу, чтобы ты приходил вовремя» или «Я хочу, чтобы ты меня уважал, и поэтому звонил, если опаздываешь». Нужно обязательно подсказывать, поддерживать ребенка, предлагать разные варианты выхода из сложившихся сложных ситуаций. Критика должна указывать не на то, что плохо, а что можно сделать лучше. Такой подход предотвратит обиду, останется желание исправляться, самооценка останется на прежнем уровне.

 

Не возвращаться к прошлым ошибкам. Не стоит усугублять у детей чувство вины и ощущение неполноценности, бесконечно напоминая им о прошлых ошибках — это обижает и снижает самооценку. Неприятно выслушивать о собственных недостатках, поэтому возникает острое желание прекратить общение.

 

На одну критику – семь похвал. Важно не переусердствовать с критикой. Хвалить ребенка нужно гораздо чаще, чем критиковать. Психологи считают, что на одну критику должно приходиться семь похвал. В этом случае ребенок будет верить в свои силы и искать возможность исправиться. Критика, безусловно, важна и нужна, но она всегда вызывает в человеке желание оправдаться. Это естественно — любое обвинение требует защиты. Оборона – это обратная сторона критики. В этом кроется ее опасность. Любая похвала приятна человеку и располагает к дальнейшему общению.

 

Не критиковать обобщениями. На фоне своих негативных чувств не используйте фразы: «ты никогда…», «ты всегда…», «ты как всегда...», «ты ни разу…» и т.д. Эти слова заставляют ребенка думать примерно так: «я не такой, как нормальные дети», «я плохой», «родителям тяжело со мной», «родители меня не любят». Такие фразы угнетают ребенка и программируют ему негативные установки.

 

В заключение важно отметить, что при родительской критике ребенок должен понимать: тот, кто его критикует, его любит даже в тот момент, когда критикует. Необходимо также учитывать возрастные особенности, поскольку до 3 лет дети воспринимают критику, как отторжение. Поэтому маленьким детям целесообразнее просто задавать вопросы и показывать направления для развития.


В нашем детском развивающем центре «Летиция» вы всегда можете получить консультации опытных психологов, педагогов, логопедов по всем интересующим и волнующим вас вопросам и проблемам, с которыми вы сталкиваетесь в процессе воспитания детей. Звоните, записывайтесь, приходите! Мы всегда рады помочь всем - как взрослым, так и детям!