И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

Родители часто жалуются, что дети их не слышат и не реагируют на замечания, игнорируют их просьбы. Чтобы в будущем предотвратить негативные эмоции и конфликты, важно научиться понимать, почему так происходит. Давайте рассмотрим самые распространённые ошибки, из-за которых дети не слышат своих родителей:


1. Не хватает зрительного и тактильного контакта
Если увлечённый игрой ребёнок не слышит вас, нет смысла раздражаться. Дело в том, что детям очень сложно одновременно концентрироваться на двух и более вещах, поэтому им зачастую необходим непосредственный контакт для того, чтобы привлечь внимание.

 

2. Многоуровневые просьбы
Родители часто дают ребенку инструкции, состоящие из нескольких этапов: Например, «переоденься, вымой руки и иди обедать». Для взрослого это простая просьба, а ребёнку до 4 лет очень сложно запомнить последовательность выполнения действий.

 

3. Многословные просьбы
Если взрослые, формулируя замечание, начинают вдаваться в рассуждения и лишние подробности, то ребенок может запутаться в словах и не понять смысл того, о чем его просят.

 

4. «Косвенные» замечания
Если сказать малышу фразу типа: «Тебе нравится ходить в грязной кофте?», то ребёнок вряд ли осознает, что от него хотят, чтобы он переоделся и надел чистую одежду, так как дети понимают всё буквально. Использовать метафоры и сарказм с детьми до подросткового возраста не слишком эффективно.

 

5. Замечания на повышенных тонах, крик, выражение негативных эмоций
Как бы ни была неприятна ситуация, старайтесь сохранять спокойствие, так как если вы потеряете контроль над собой, ваши негативные реакции отвлекут внимание ребенка, и он, скорее всего, не сделает нужных выводов на будущее. Например, если родители кричат на ребёнка, добиваясь послушания, то ребёнку будет сложно понять, что от него хотят из-за того, что крик вызывает чувство тревоги и страха, приводя к снижению способности здраво мыслить.

 

6. Требование мгновенной реакции
Ребёнок не способен мгновенно воспринимать сказанное, это происходит с небольшой задержкой в несколько секунд. Одной из причин этого является то, что произвольное внимание формируется у детей примерно к 6-7 годам. Это значит, что быстро переключиться с того, что интересно ребёнку на то, что нужно от него родителям, детям до 6 лет очень сложно.

 

7. Частое употребление частицы «Не»
Наш мозг устроен очень интересно, он схватывает то, что услышал и немедленно побуждает к этому действию, при этом частица «не» игнорируется. «Не ходи по луже!» звучит для малыша, как заманчивое предложение испробовать её глубину.

 

8. Частое одёргивание
Если постоянно предупреждать малыша: «Не упади», «Не испачкайся», «Отойди оттуда» и т.п., то ребёнок начнёт воспринимать мамины слова, как фон, не вникая в их смысл.

 

9. Неправильное общение с ребёнком
Ребёнок копирует поведение родителей, в том числе и правила коммуникации. Если ребёнок стремится рассказать папе о чём-то важном, по его мнению, а папа в это время разговаривает по телефону и отмахивается от него, то и малыш с большой вероятностью вскоре тоже начнет также вести себя с родителями.

 

10. Непоследовательность
Родители часто говорят детям, что если они сделают или, наоборот, не сделают то, что нужно, то их ждут неминуемые последствия: отберут игру, компьютер, телефон, не пустят к друзьям и так далее. Но если после непослушания ребенка последствия нет, то в следующий раз нежелательное поведение повторится с большой долей вероятности.

 

11. Игнорирование возрастных особенностей
Иногда родители даже не осознают, что просят от детей слишком многого. Важно понимать, что к концу дня дети, как правило, устают больше, чем взрослые, их психика оказывается перегружена различными стимулами в течение дня, а нервная система еще не приспособилась к саморегуляции. Отсюда к вечеру у многих детей начинаются истерики от усталости. И так же от усталости они теряют концентрацию внимания, а нам кажется, что они специально нас не слушаются. Особенно, если с нашей стороны идет непрекращающийся поток наказов-приказов.

***

 

Разобрав основные ошибки, дадим ряд советов, которые помогут родителям быть услышанными и получить от детей желаемую реакцию:

 

Зрительный и тактильный контакт
Прежде, чем озвучивать свою просьбу, нужно установить зрительный контакт с ребёнком и переключить его внимание на себя. Ваши глаза должны быть на уровне глаз ребенка, ещё лучше взять его за руку, обратиться к нему по имени. Малыша старше 3,5 лет полезно попросить повторить, что он услышал и о чем его просят.

 

Одно задание
Дети не всегда могут отследить последовательность родительских просьб. «Возьми стакан, поставь в раковину, а потом вытри стол или разденься, вымой руки и иди кушать». Дети не могут запомнить весь алгоритм действий и застревают на каком-то этапе. Разбейте сложные задачи на простые. Озвучивайте ребёнку одно задание: «Убери стакан», и если оно выполнено, переходите к следующей просьбе.

 

Понятный язык
До 7 лет дети не владеют абстрактным мышлением. И если в своих диалогах родители используют фразы типа: «Ты долго будешь ещё ворон считать?», то маленький ребёнок не понимает, о чем они его спрашивает и при чем тут вообще вороны. Он не может догадаться из этой фразы, что его просто торопят и побуждают к действию. Говорите на понятном для ребёнка простом языке, так, чтобы он смог понимать вас буквально.

 

Реализация озвученных последствий
Последствия должны быть, во-первых, реалистичными, которые вы сами можете соблюсти (например, отобрать телефон не навсегда, а на один вечер), во-вторых, они просто должны быть. И не стоит, конечно, забывать, что последствия за невыполнение просьб должны соответствовать возрасту ребенка и степени тяжести его проступка. Лучший способ удержать эмоции под контролем – быть последовательными. Если ребёнок поймет, что нет способа выпросить часовое сидение перед телевизором, он перестанет игнорировать просьбу выключить мультики.

 

Временной запас и маленькие хитрости
Давайте малышу «временной» запас. Договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба возвращаться домой наверняка будет услышана. Если, например, сын «не слышит», что пора оставить машинки и пойти ужинать, предложите машинкам посоревноваться – кто быстрее доедет до кухни и т. п.

 

Визуальные напоминания
У детей очень развита зрительная память, поэтому для освоения режимных моментов очень эффективно работают картинки-напоминалки. Например, в полтора-два года кроха уже способен усвоить, что надо мыть руки в трех случаях: перед едой, после «похода» на горшок и после прогулки. Повесьте в ванной и в прихожей яркие картинки, посвященные этим трём ситуациям. Каждое мытье рук ребёнок охотно будет отмечать ярким кружочком или крестиком.

 

Контроль потока замечаний
Когда родители то и дело поправляют ребенка, то в какой-то момент, уставший от давления ребёнок начинает воспринимать это просто как «фон». Лучше сократить количество подобных замечаний, и просто находиться рядом, поддерживая малыша в периоды наибольшей активности.

 

Оценка важности просьбы
Иногда полезно оценить, а действительно ли так важно и необходимо требовать сейчас от ребенка то, что мы просим? Случается, когда ребенок не сделал что-то с первого раза, родители идут на принцип: последнее слово должно быть за взрослым. Не нужно проявлять строгость и принципиальность там, где нет в этом абсолютной необходимости.

 

Доброжелательность
Дети не любят приказной тон и высокомерие. Поэтому родителям важно озвучивать свои просьбы вежливо и спокойно, без заискивания, но твердо и доброжелательно.

 

В нашем развивающем центре «Летиция» вы можете получить ответы на многие волнующие вас вопросы, которые возникают в процессе воспитания детей. Опытные профессионалы – педагоги, психологи, логопеды, работающие в нашем центре, выслушают ваши проблемы, если есть необходимость, проведут соответствующую диагностику и дадут практические рекомендации. Записывайтесь и приходите к нам в «Летицию». Мы всегда готовы и рады вам помочь!