И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

Дружба — это важная составляющая нашей жизни. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями, и это связано не только с нервной системой и темпераментом, но и с условиями развития. Начиная с 4-5 лет, уровень значимости контактов со сверстниками для ребенка постепенно возрастает. Поэтому важно своевременно заметить признаки, указывающие на то, что у ребенка есть проблемы с социализацией.

 

Стоит обратить внимание на возможную проблему и начать предпринимать определенные действия по ее решению, если ребенок:

  • бывает часто агрессивен по отношению к своим сверстникам,
  • жалуется на отсутствие друзей или нежелание сверстников с ним общаться,
  • идет в сад или школу с неохотой,
  • ни с кем не созванивается, не приглашает в гости (или если ему никто не звонит и не приглашает его в гости),
  • часто находится в одиночестве,
  • все свое время проводит за компьютерными играми/чтением/телевизором.

 

Давайте также разберемся с причинами, из-за которых ребенок не может найти друзей. Среди распространенных причин — гиперопека, ограничение общения со сверстниками, отсутствие условий для самоутверждения ребенка или отрицательное отношение родителей к его самостоятельным действиям. Все это может привести к психологической неготовности ребенка к общению с другими детьми. Помимо причин, вызванных воспитанием родителей, проблемы с налаживанием контактов могут быть связаны и с личностными особенностями самого ребенка, например, в тех случаях, если он слишком замкнут или застенчив. Еще одним источником проблем с социализацией может являться само детское сообщество. Современные дети часто проводят время, играя в одиночестве, зачастую — за компьютером. Это приводит к тому, что мальчики и девочки не знают обычных для нас способов знакомства. Кроме того, у них не так сильно развита способность к эмпатии, им сложно поддерживать друг друга и разговаривать на важные темы.

 

Научиться строить отношения с людьми можно так же, как и математике, езде на велосипеде или игре на скрипке. Есть основные навыки и умения, которые помогут ребенку освоиться в коллективе, но работа над их развитием должна проводиться при безусловном участии родителей:

  • умение понимать свои чувства и эмоции, а также способность ими управлять и выражать их в адекватной форме;
  • стремление самого ребенка поддерживать эмоциональный контакт и близость с другими людьми, разделять и уметь понимать их чувства;
  • понимание своих и чужих границ, умение принимать отказы и говорить «нет» самому;
  • умение поддерживать разговор, шутить и задавать вопросы.

 

Приведем советы психологов, которые могут помочь детям в построении дружеских отношений:

Слушайте ребенка

Наблюдая со стороны за становлением дружбы вашего ребенка с другими детьми, вы, вероятно, чувствуете, что не можете разобраться в сложном устройстве их социального круга. Возможно, вас удивляет, почему некоторые союзы распадаются и почему ребенок предпочитает дружить с теми, а не иными детьми. Главное — будьте всегда готовы выслушать ребенка и помочь советом. Таким образом вы получаете гарантию, что дети будут делиться с вами своими радостями и горестями по мере становления дружеских отношений. Если ребенок рассказывает о проблемах во взаимоотношениях, важно не судить его и не огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит. Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности и имея поддержку в лице родителей. После этого им легче найти выход из сложившейся ситуации.


Помогите узнать настоящих друзей

Помогите понять ребенку, как ведет себя настоящий друг, и это поможет ему найти такого человека в своем окружении. Спросите ребенка, кто такой, по его мнению, друг? Обсудите с ним, зачем нам нужны друзья и откуда они берутся. Составьте список «идеальных качеств» настоящего друга. Так ребенку будет легче определиться, с кем стоит, а с кем и не стоит дружить.

 

Показывайте собственный пример

Передать важный опыт дружбы без нотаций и нравоучений можно, рассказав ребенку историю своего знакомства со своими друзьями детства, поведать о том, как протекала дружба, о происходивших ссорах и примирениях. Иначе говоря, важно делиться опытом, а не навязывать его. Зовите своих друзей в гости, ездите к ним, устраивайте совместные мероприятия. Если у друзей есть дети, поощряйте их общение со своим ребенком.

 

Учите ребенка взаимопомощи

Помогите ребенку понять главную цель любой дружбы — оказание взаимной помощи. Согласно исследованиям, те, кто пытается помочь другим, чаще вызывают симпатию окружающих. Научив ребенка понимать потребности друзей и предлагать свою помощь, вы поможете сформировать у него навыки дружбы. 


Формируйте позитивный взгляд на мир

Постарайтесь сформировать у ребенка положительное отношение к себе и к окружающему миру. Если ваш сын или дочь проявляет агрессию или, наоборот, ведет себя слишком пассивно или замкнуто, это может вызывать раздражение и неприязнь у других детей. Объясните, почему важно быть вежливым и доброжелательным по отношению к окружающим. Расскажите, что веселые люди легче находят друзей, а добрая улыбка часто может помочь в сложных ситуациях.


Развивайте ребенка физически

Родителям важно развивать ребенка не только интеллектуально, но и физически. Дети, хорошо владеющие своим телом, как правило, уверены себе и своих силах, и положительно воспринимаются большинством сверстников. Запишите ребенка в спортивную секцию: объединенные общим интересом, дети куда проще находят общий язык и заводят друзей. Лучше всего для поиска друзей и преодоления трудностей в общении подойдет командный вид спорта вроде футбола, волейбола, баскетбола. Ребенку не нужно будет искать повод, чтобы начать разговор с ровесниками, - сама ситуация будет подталкивать его к общению.


Создавайте условия для общения со сверстниками

Ребенку стоит чаще контактировать со сверстниками, чтобы приобрести навыки успешного общения. Для этого постарайтесь предоставить детям возможность общаться с ровесниками: организуйте детский праздник или разрешите ему приглашать сверстников к себе домой и самому ходить в гости. Если у вас взрослое мероприятие и в гости пришли ваши знакомые, не стоит отправлять ребенка в свою комнату. Общение со взрослыми поможет ему получить важный опыт и почувствовать себя более уверенно. Постепенно расширяйте круг общения ребенка. Например, предложите ему посещать спортивный клуб или художественную студию. Общие интересы и увлечения сближают детей – ребенок сам захочет проводить с ними больше времени.


Не вмешивайтесь без необходимости в отношения детей

Позвольте ребенку самостоятельно справляться с разногласиями и конфликтами в отношениях с другими детьми. Вмешаться можно, если дети не смогут найти приемлемого решения. Но и в этом случае взрослым желательно поинтересоваться их мнением, прежде чем предлагать какой-либо совет. Помните, чрезмерная опека родителей может стать причиной неприятия ребенка в среде сверстников. Также не стоит заставлять сына или дочь общаться с теми, кто им не по душе. Каждый человек, независимо от его возраста, вправе сам выбирать себе друзей. Ваша цель – дать ребенку понять, что вы ему доверяете и считаете достаточно взрослым для самостоятельного принятия решений и выбора друзей.

 
Научите ребенка поддерживать разговор

Очень часто дети испытывают проблемы с поиском друзей просто потому, что не могут или не умеют поддерживать даже самый простой разговор. Они просто не знают, о чем говорить. Надо рассказать ребенку, с чего можно начать разговор. Простого «Привет, как дела?» достаточно для начала, но потом можно пойти дальше и, например, научить детей делать искренние комплименты. Важно учить детей прислушиваться к тому, что говорит другой человек, задавать наводящие вопросы, прокладывать «мостики» между тем, что они сказали до этого и что говорят теперь или собираются сказать. Надо найти темы, которые можно обсудить с потенциальными друзьями, - и вашим детям будет, что сказать, даже если разговор зайдет в тупик. 


Помогите ребенку обнаружить свои сильные стороны

Особенно важна помощь в познании себя для стеснительных и нерешительных детей. Объясните ребенку, что в мире нет черного и белого: на каждую слабость есть своя сила. Например, человек, который мало говорит, обычно очень хорошо умеет слушать. Тот, кто плохо считает, может хорошо рисовать и т.д. 


Научите ребенка контролировать свои эмоции

Мало кто захочет дружить с тем, кто обзывается или устраивает истерику, когда что-то идет не так, как ему хочется. Если в какой-то момент вы поймете, что сложности с построением отношений у вашего ребенка возникают из-за того, что он не умеет держать свои эмоции под контролем, объясните ему, что все мы время от времени испытываем самые разные эмоции - это нормально, и мы можем контролировать способы их проявления. Поэтому, если, например, кто-то сломал игрушку ребенка, не нужно бросаться в драку или начинать плакать, вполне достаточно сказать: «Я очень сержусь на тебя и расстроен, что ты сломал мою игрушку!». 


Учите говорить искренние комплименты

Открытый и доброжелательный человек спокойно отмечает достоинства других и не стесняется говорить им добрые слова. Научить ребенка говорить комплименты несложно, если не делать это самоцелью и не навязывать ребенку установку о том, что он обязан это делать. Любое доброе слово должно идти от сердца и звучать легко и непринужденно.

 

В нашем детском центре «Летиция» на развивающих психологических занятиях опытные психологи уделяют особое внимание развитию коммуникативных способностей и навыков, умению детей адекватно и конструктивно общаться друг с другом. Прорабатываются также способы выражения самых различных эмоций. Наши психологи учат детей правильно распознавать эмоции и адекватно их выражать, не причиняя дискомфорта окружающим. Групповые занятия особенно важны для детей 4-6 лет, когда потребность в общении становится у них весьма заметной и ощутимой. Важно не пропустить благоприятный период для развития коммуникативных способностей детей. Звоните, записывайтесь и приводите детей на наши занятия в «Летицию»! Мы вам всегда рады и ждем!