И.А. Галкина (кандидат психологических наук)



Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает в основном через игровую деятельность. Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого - больше слушать, с третьим - бегать и прыгать, а четвертого – приучать к усидчивости. При этом в любом случае, готовить ребенка к школе необходимо, и все, чему вы научите ребенка сейчас, поможет ему быть успешнее в школе. Существуют разные аспекты готовности к школе, которым соответствуют определенные критерии.

Готовность к школе бывает: физическая, нравственная, психологическая, мыслительная.

Физическая готовность:

  • согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению;
  • обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

 

Нравственная готовность:

  • умение строить отношения с учителем;
  • умение общаться со сверстниками;
  • вежливость, сдержанность, послушание;
  • отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

 

Психологическая готовность:

  • это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
  • это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
  • умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
  • это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания, иначе, психологических функций.

 

Развитие психологических функций:

  • развитие мелких мышц руки (ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
  • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
  • координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
  • развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
  • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
  • развитие произвольной памяти (способность к опосредствованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово - картинка либо слово - ситуация).

 

Мыслительная готовность: 

  • наиболее важные показатели – это развитие мышления и речи;
  • очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому что»; «если, то»; «поэтому»;
  • учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай»;
  • речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

 

Здесь мы собрали конкретные советы, которые могут вам пригодиться при подготовке ребенка к школе.

Соберите больше информации о будущей школе
Познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия.

 

Организуйте распорядок дня
Обязательно соблюдайте режим дня и время прогулок. От этого зависит здоровье вашего ребенка, а значит и его способность лучше и проще усваивать учебный материал. Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевания, слезливость, грубость, головные боли и т.д.). Особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствует повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы. Не забывайте также про сбалансированное питание и физические упражнения.

 

Развивайте самостоятельность у детей
Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Ребенок должен уметь:

- исполнять каждодневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т.д.);

- проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин);

- самостоятельно одеваться, быть опрятным;

- содержать свои игрушки и вещи в порядке.

 

Формируйте у ребенка умения общаться:
Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

Уделите особое внимание развитию произвольности
Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. При неумении работать по образцу, соблюдая правила и дисциплину необходимо с раннего возраста приучать детей к правилам. Этого очень легко достичь при помощи игр, в которых установлены определенные ограничения и нормы поведения. Немаловажна и оценка всех действий, которые выполняет ребенок, как в игре, так и в повседневной жизни. Похвала и оправданное порицание в раннем возрасте формируют у детей уважительное отношение к оцениванию их знаний и поведения.

 

Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка

  • во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);
  • выучите названия времен года;
  • используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение;
  • развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;
  • знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;
  • научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.

 

Тренируйте моторику ребенка

  • развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
  • При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы должны быть чуть расслаблены;
  • копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой. При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

 

Избегайте чрезмерных требований
Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нем ненужную неуверенность в себе. Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.

 

Приучайте к вежливости
Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным при общении как со взрослыми, так и с ровесниками.

 

Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последние становятся систематическими
Все проблемы с учебой, поведением и здоровьем гораздо проще решить в самом начале. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними в первую очередь.

 

Развивайте речь ребенка и его словарный запас
Читая книги, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будет проблем с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

 

Не забывайте про игры
Не занимайте все время ребенка занятиями, в игре ребенок тоже учится. Вместо долгих объяснений иногда лучше просто поиграйте вместе с ним и в процессе выучить что-то новое.

 

Ограничьте время нахождения ребёнка за телевизором и компьютером
Родители ошибочно полагают, что времяпрепровождение перед телевизором и за компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряжённого дня. Оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребёнка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, перевозбуждение, раздражительность и др.

 

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе
Расскажите ребенку заранее о распорядке дня в школе, о том, как проходят уроки и перемены, об авторитете учителя, правильном поведении на занятиях и т.д. Объясните необходимость и целесообразность школьных правил.

 

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником
Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

 

Тренируйте усидчивость
Зачастую ребенку старшего дошкольного возраста не хватает терпения для выполнения поставленных ему задач. Но если родитель предлагает свою помощь и вместе с ним выполняет задание, то у малыша со временем сформируется привычка доводить начатые дела до конца.

Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия и радости. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка и вы сомневаетесь в его готовности к школьному обучению, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителям или психологам. В нашем развивающем центре «Летиция» опытные педагоги и психологи ведут специальные занятия по подготовке детей к школе. Это уникальные программы, разработанные нашими высокопрофессиональными специалистами – «Психологическая подготовка к школе» и «Учебные навыки». В «Летиции» проходят, как групповые, так и индивидуальные занятия по этим программам. Как показала наша уже более чем 15-летняя практика, дети, посещавшие эти занятия, не имеют трудностей в обучении в начальной школе, у них легко и быстро проходит период адаптации к школе, они легче заводят друзей, самооценка у них, как правило, адекватная, они уверены в себе и в своих силах. Все это вместе способствует гармоничному развитию личности ребенка и позволяет избежать многих трудностей и проблем, с которыми сталкиваются дети, не посещавшие занятий по подготовке к школе. Звоните, записывайтесь и приходите с 1 сентября в «Летицию» на занятия по подготовке детей к школе! Мы вас всегда ждем!