И.А.  Галкина (кандидат психологических наук)

 

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека, так как в это время закладываются основы гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка. Поэтому очень важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, музыке, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.


Сейчас в классический процесс музыкального воспитания стали активно включать театрализацию и появилось такое направление развивающих занятий как музыкальный театр. Актер музыкального театра взаимодействует сразу с тремя видами искусств: музыкальным, вокальным и сценическим.

Музыкально-театральная деятельность представляет собой комплексную форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию и включает в себя следующее:

- восприятие музыки;
- песенно-игровое творчество;
- пластическое интонирование;
- инструментальное музицирование;
- художественное слово;
- театрализованные игры;
- сценическое действие с единым художественным замыслом.


Театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:


    • инсценировка песен;
    • театральные этюды;
    • развлечения;
    • фольклорные праздники;
    • сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

Особой популярностью в последнее время пользуются постановки мюзиклов.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального, нравственного и художественно-эстетического развития. В процессе театрализованных игр происходит  комплексное воспитание детей - они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.


Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. В целом ставятся задачи научить детей передавать настроение персонажей, менять мимику, правильно произносить слова и грамотно выстраивать фразы. Дети знакомятся с основами сценической речи: работают над дыханием, артикуляцией, тембром, мелодикой и экспрессивностью речи. С помощью театрализованной деятельности ребята также учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев.


Детские спектакли приобретают особую окраску благодаря использованию в них музыки и звуков. Песни и танцы, а также и музыкальные фоны в некоторых спектаклях играют не менее важную роль, чем слово.

Существует ряд правил и ограничений по подбору и разучиванию музыкального репертуара с детьми дошкольного возраста. Например, каждой возрастной группе детей-дошкольников, благодаря возрастным особенностям, соответствует свой диапазон пения, поэтому в работе с детьми используются такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. В этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное.


Музыкальное развитие ребенка происходит в процессе накопления музыкального опыта. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей, осуществляет художественное познание окружающего мира, реализует индивидуальный творческий потенциал.

Обобщенными целями музыкального развития и образования детей являются:


— развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;
— развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.
В связи с этим программа для каждой возрастной группы содержит две части:
— музыкальное восприятие — слушание — интерпретация;
— музыкальное исполнительство — импровизация — творчество.



Наиболее эффективны при слушании музыки, являются следующие методические приёмы:


- «Послушай и расскажи»
- «Послушай и протанцуй»
- «Послушай и сыграй»
- «Слушай и пой» и др.


Кроме слушания и пения большое внимание в музыкально-театральной работе уделяется такому виду деятельности, как ритмопластика, танцевальные импровизации, поскольку в постановках сказок или мюзиклов образные танцы героев занимают одно из самых ярких и интересных мест.


Таким образом, музыкальный театр охватывает многие сферы и способствует развитию музыкально-сценических, вокальных и танцевальных творческих способностей, воображения, ассоциативного мышления и эмоционально-чувственной сферы.


Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – приобретенное качество. Часто говорят, что «наша жизнь – театр» и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, во многом зависит от его первого детского опыта, где он не только получает информацию об окружающем мире, законах общества и нравственных нормах, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Музыкально-театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

В нашем детском развивающем центре «Летиция» давно и успешно реализуются программы «Театрализация» и «Танцы и ритмопластика». Однако в этом году мы решили запустить новую программу «Театрализация с углубленной хореографией», в которой соединены вместе основные составляющие этих программ и все положительные факторы, влияющие на гармоничное развитие творческих способностей ребенка. Эти занятия по существу можно назвать музыкальным театром вместе с танцами и хореографией. Они включают в себя основы сценической речи, актерского мастерства и вокала, а также ритмику и ритмопластику.


Записывайтесь и приходите на новые полезные, увлекательные и веселые занятия! Они помогут детям не только развивать разнообразные творческие способности, но и снимут возможные стрессы и усталость. Всю дополнительную информацию об этих занятиях можно получить у администраторов «Летиции».