И.А. Галкина (канд.психол.наук)

Для развития речи и ее коррекции часто используют занятия, которые называют «логоритмика». Логоритмика - это система терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики, которая помогает детям приодлеть речевые нарушения.  Основная цель логоритмики – коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Логоритмика положительно сказывается на развитии всех детей, корые находятся в стадии активного освоения речи (2,5-4 года). Но в первую очередь ее рекомендуют тем, у кого отмечаются:


    • дизартрия, задержка речевого развития, нарушения в произношении одельных звуков;
    • заикание или наследственная предрасположенность к его развитию;
    • слишком быстрая, прерывистая или чересчур медленная речь;
    • нарушения координации движений, моторики.

 

Для занятий логоритмикой характерен комплексный подход, благодаря которому удается воздействовать на разные сферы  развития ребенка.

Значение логоритмики:


    • Оздоровительное:


- укрепление костно-мышечного аппарата;
- формирование правильной осанки, походки;
- развитие координации движений и моторных функций;
- развитие правильного речевого дыхания.


    • Образовательное:


- развитие пространственных представлений;
- развитие переключаемости и координации движений;
- развитие ритмической выразительности;
- развитие воображения и ассоциативно-образного мышления;
- развитие коммуникативных умений и навыков.


    • Воспитательное:


- воспитание и развитие чувства ритма;
- воспитание положительных личностных качеств у дошкольников;
- воспитание нравственно-эстетических и этических чувств.


    • Коррекционное:


- укрепление мышц органов артикуляторного аппарата;
- развитие мелкой моторики и тонких движений пальцев рук;
- развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей;
- развитие голоса;
- развитие дыхания;
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
развитие фонематического слуха.

 



Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:


    • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.


    • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.


    • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как чёткая артикуляция - основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Работа над артикуляцией развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.


    • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания,
помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно используются:


    • упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
    • выработка продолжительного речевого выдоха,
    • тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и аркуляционной систем.
    • Фонопедические упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.


    • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.


    • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.


    • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.


    • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.


    • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.


    • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах  – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.


    • Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.


    • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.


    • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

 



В нашем детском развивающем центре «Летиция» (в некоторых дошкольных учреждениях комплекса школа  № 45) в этом году начались новые занятия по программе «Логоритмика». Занятия пользуются спросом у родителей, и мы надеемся, что они принесут реальную пользу детям.