И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

Буллинг относительно новый термин, обозначающий старое и всем известное явление – детскую жестокость. Многие помнят советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой травли одноклассников. Понятие «буллинг» появилось в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.


Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц. Профилактика буллинга поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него «агрессоров» и «жертв». Это статья – для родителей, детей, педагогов, для тех, кому пришлось столкнуться с травлей и издевательствами в школе и для тех, кто хочет оградить своего ребёнка от этого явления.

Виды буллинга:

  • физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);
  • вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
  • социально-психологический – социальное исключение или изоляция (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);
  • экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
  • кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза.

Причины и мотивы буллинга

Давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга.
Причин на самом деле много. Разделим причины на группы:

  • педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребёнок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;
  • психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
  • социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
  • семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

 

К мотивам буллинга можно отнести:

  • зависть;
  • месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);
  • самоутверждение в коллективе;
  • стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;
  • желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.

Участиники буллинга

В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели. Поговорим о каждой из этих ролей.

 

1. Жертва
Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:

  • с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);
  • неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;
  • с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);
  • с низким интеллектом и проблемами в учебе;
  • «любимчики» учителей или, наоборот, изгои.

2. Агрессор
Потенциальный буллер – это человек:

  • с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
  • стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
  • агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
  • с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

Агрессорами могут быть дети, как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

 

3. Наблюдатели
Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.

  1.  Наблюдатель встаёт на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой.
  2. Наблюдатель занимает пассивную позицию, никак не вмешиваясь в конфликт.
  3. Наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.

Последствия буллинга
Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.

  • Агрессор в ситуации травли получает ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества», которое в дальнейшем приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие проблемам с полицией.
  • Наблюдатели буллинга часто испытывают стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость, или превращаются в агрессоров.
  • Жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей даже через много лет. У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания. Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления. И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида.

Как определить, что ребёнок стал жертвой травли?
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребёнок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:

  • отсутствие рассказов об одноклассниках и школьной жизни;
  • нарушение сна и аппетита;
  • синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.
  • беспричинные боли в животе и груди;
  • нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
  • нервный тик, энурез;
  • печальный вид, беспокойство, тревожность;
  • длительное подавленное состояние, постоянно плохое настроение;
  • участившиеся простуды и другие заболевания;
  • склонность к уединению, нежелание общаться;
  • проблемы с аппетитом;
  • излишняя уступчивость и осторожность.

Буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как же все-таки надо действовать.

 

Что делать ребёнку?
Ребёнку в силу возраста сложно самому защититься от буллинга. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему:

  1. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не «стукачество».
  2. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
  3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
  5. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

 

Как вести себя родителям?

  1. Дайте ребёнку понять, что он не виноват в том, что подвергается травле, и что Вы на его стороне. Поддержите и успокойте.
  2. Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения.
  3. Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников.
  4. Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика Вашего ребёнка.
  5. Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.
  6. В ситуации кибербулинга: если буллер известен – заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность – распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями и прямиком отправляйтесь в правоохранительные органы.


Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные помогут и поддержат в трудную минуту.

 

Как вести себя педагогам?

  1. Проверяйте любую информацию о проявлении насилия учениками.
  2. Обращайте внимание на формирование группировок в классе и выделение «изгоев» и «белых ворон».
  3. Просматривайте личные странички Ваших учеников в социальных сетях, обращайте внимание на посты и комментарии. Никто не призывает Вас нарушать внутреннее пространство и лезть в личную жизнь Ваших подопечных. Но предупредить, предотвратить насилие и агрессию и защитить слабых очень важно.
  4. Организовывайте мероприятия по сплочению детского коллектива, совместные походы, экскурсии, выезды.
  5. Привлекайте к работе по профилактике буллинга школьного психолога и социального педагога, сотрудничайте с семьями.

 

Подведем итоги. Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели. Если вы узнали, что в школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход. Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором. Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или класс.


В нашем детском развивающем центре «Летиция» работают замечательные опытные специалисты-психологи, которые помогут вам решить многие сложные вопросы и проблемы, возникающие у ребенка в семье, школе, среди сверстников. Не исключение и проблема буллинга детей любого возраста. Не сомневайтесь и не откладывайте решение возникшей проблемы – звоните и приходите на консультацию в наш развивающий центр «Летиция».