И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

Такое явление, как бегство ребенка из дома, к сожалению, становится весьма частым в наше время. Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Даже в самой хорошей семье ребенок может сбежать. В основном, уходят подростки 10-17 лет. Побег – это, как правило, форма выражения протеста существующему положению вещей, попытка таким образом изменить что-то.

 

Основные причины детских побегов:


- психические заболевания;
- конфликт с родителями, отсутствие взаимопонимания в семье;
- желание свободы (бунт против родителей);
- стресс после пережитой трагедии или жестокого обращения;
- избалованность;
- страх наказания;
- этап взросления и простое любопытство, желание познать что-то новое;
- внутренние проблемы в начале построения отношений с противоположным полом;
- размолвки между родителями, развод родителей (бегство как способ выражения протеста);
- желание ребенка самостоятельно зарабатывать себе на жизнь;
- желание избавиться от жесткого контроля при навязывании ребенку родительской точки зрения;
- неблагополучная семья: алкоголизм родителей, регулярное появление посторонних неадекватных людей в доме, насилие и др.;
- детская наркомания или «вербовка» в одну из сект;
- излишняя опека;
- плохие оценки в школе и избегание неминуемого наказания; - конфликты и травля со стороны сверстников, проблемы в школе и др.

 

Что делать, если ребенок убежал из дома?

  • Первым делом, прокрутите в памяти все, что говорил вам ваш ребенок в последние дни-недели. Возможно, вы что-то упустили или проигнорировали.
  • Прозвоните всех знакомых/друзей ребенка. Желательно поговорить с их родителями, чтобы они сообщили вам, если ваше дитя вдруг появится у них.
  • Проверьте одежду/вещи ребенка: ушел ли он «в чем есть» или подготовился и взял вещи с собой.
  • Ребенок пропал вечером? Звоните классному руководителю, опрашивайте всех одноклассников ребенка. Возможно, кто-то знает о его планах на вечер или проблемах.
  • Звоните в скорую – не забирали ли с улицы ребенка такого-то возраста, в такой-то одежде. Сразу после этого звоните в полицию с теми же вопросами.
  • Идите в ваше районное отделение полиции с фотографией ребенка и его документами. Пишите заявление и подавайте в розыск. Сотрудники полиции не имеют права не принять у вас заявление. Фразы вроде «погуляет и вернется» или «ждите 3 дня, потом приходите» игнорируйте – пишите заявление.
  • Следующий шаг – визит к инспектору по делам несовершеннолетних. Ему также несите фото ребенка и максимально полную информацию о нем.
  • Не прекращайте поиска по друзьям, одноклассникам и знакомым ребенка – возможно у кого-нибудь уже появилась информация о его местонахождении.

 

Что делать после возвращения сбежавшего ребенка?

Когда ребенок нашелся, категорически нельзя кричать, применять физическую силу, а также демонстративно молчать и игнорировать ребенка. Если ребенок способен сейчас разговаривать по душам – выслушайте его. Спокойно, без претензий. Слушайте и пытайтесь услышать и понять. Не прерывайте и не обвиняйте, даже если монолог ребенка будет сплошным потоком обвинений в ваш адрес.

Ваша задача:

  • Успокоить ребенка.
  • Расположить его к себе.
  • Установить контакт.
  • Убедить, что вы его примете любым, что попытаетесь понять.
  • Найти компромисс.
  • Признать свои ошибки перед ребенком, если они были.

 

Как себя вести родителям, чтобы избежать побегов детей из дома?

  • Будьте другом своему ребенку. Тогда с вами всегда будут делиться переживаниями и проблемами. Не пытайтесь навязать ребенку свою дружбу – делайте это аккуратно, постепенно вовлекая ребенка в доверительные отношения. Чаще берите его с собой в поездки и на отдых, участвуйте в его жизни, искренне интересуйтесь его делами.
  • Не будьте тираном и диктатором. Ваш ребенок – личность, повзрослевший человек. Чем больше запретов, тем сильнее ребенок будет стремиться к свободе от вашей «опеки».
  • Уделяйте ребенку достаточно внимания. И в 5 лет, и в 13, и даже в 18 ребенку хочется внимания (понимания, доверия, уважения) к себе. Ребенку нужна забота, а не тотальный контроль. Безусловно, границы ребенок должен знать, а вседозволенность не приносит ничего хорошего. Но даже поставить ребенка на место или отругать его за что-либо можно таким способом, чтобы у ребенка появилась положительная мотивация сделать то, о чем вы просите.
  • Воспитывайте в ребенке с ранних лет ответственность и самостоятельность. Поддерживайте ребенка во всех начинаниях и позволяйте ему быть таким, какой он есть, а не тем, кем вы хотите его видеть.
  • Никогда не угрожайте ребенку, даже шутя, что выгоните из дому, если он что-нибудь натворит. Зная о возможном наказании, ребенок никогда не скажет вам правды и даже может натворить еще более серьезных глупостей или просто уйдет сам.
  • Поощряйте самостоятельное принятие решений ребенком. При этом, предупреждайте о последствиях того или иного поступка если ребенок требует свободы.
  • Не запирайте своего повзрослевшего ребенка дома, но берите координаты его друзей, включая их домашние адреса/телефоны, просите, чтобы каждые 1,5-2 часа он вам отзванивался и сообщал, что у него все хорошо.
  • Будьте примером для ребенка. Не делайте того, что ребенок может захотеть повторить.
  • Старайтесь вместе с детьми решать, как им проводить досуг. Если их свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены
  • Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного к вам доверия. Выслушивайте ребенка всегда, особенно, если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Не отбивайте у ребенка желания советоваться с вами. И тогда с любой бедой, проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.

Как видно из перечня причин побега, не всегда только родители несут за это ответственность, но от отношений ребёнка с родителями зависит очень многое. Если родители разбираются в чувствах и переживаниях детей, уделяют много внимания личности ребёнка, то многие проблемы подросток может преодолеть при поддержке близких. Важно знать, что для формирования самостоятельности, для развития своего «Я», достижения впоследствии личностной зрелости, возможности принять на себя ответственность за свою дальнейшую жизнь, детям необходимо «отделиться от семьи». И итогом такого отделения должен стать не разрыв подростка с семьей, а установление новых отношений, основанных не на принуждении, а на партнерстве и дружбе.

При возникновении любых вопросов и проблем, связанных с воспитанием, обучением, поведением ваших детей, не сомневаясь, обращайтесь в наш детский развивающий центр «Летиция». Опытные специалисты-психологи нашего центра приложат все силы, чтобы помочь вам разобраться в ситуации и найти способы разрешения ваших проблем!