И.А. Галкина (кандидат психологических наук)
Психологическая травма — это сильное негативное воздействие, справиться с которым ребенку не удается в силу возрастных особенностей. Это случается, когда событие превосходит способности ребенка к адаптации. Травму может спровоцировать одно событие — допустим, автомобильная авария. Травма также может быть вызвана регулярным повторением одной и той же сложной ситуации — например, травлей в школе или жестоким обращением с ребенком в семье. Порой складывается впечатление, что ребенок легко и быстро справляется с травмой. Здесь важно не торопиться и помнить, что последствия могут проявиться позднее. Детская психологическая травма может оказать огромное влияние на жизнь, на развитие личности в целом, на эмоциональные реакции, на процесс принятии решения и т.д. Последствием подобной травмы может стать депрессия, глубокое ухудшение общего эмоционального фона, повышенная раздражительность или, напротив, появление безразличия к внешним событиям, появление или усиление страхов, фобий и т.д. Все это ведет к искажению нормального поведения, затруднению процессов общения, временной утрате работоспособности. При этом следует понимать, что психологическая травма, особенно детская, — явление субъективное. Причиной подобной травмы у детей и подростков может стать почти любая неприятность, неудача, негативное событие, не говоря уж о различных несчастных происшествиях, внезапных утратах, горе. Станет ли то или иное событие действительно травматичным, и насколько глубокой окажется травма, как быстро сумеет ребенок преодолеть ее последствия, — все это зависит от множества факторов.
Виды и причины возникновения психотравмы у детей
Психологи делят детские травмы на пять основных видов:
- отвержение (предательство, игнорирование, изгнание);
- разрыв отношений (конфликт, ссора, фразы родителей: «Видеть тебя больше не могу!», «Считай, что я для тебя не существую», «Ты мне больше не сын!»);
- утрата (потеря любимых близких людей);
- плохое здоровье;
- насилие.
Причинами могут выступать травмирующие события, которые имеют большое значение для ребенка. Часто взрослые даже не понимают, что какими-то действиями провоцируют травмирование детской психики, поэтому так важно знать эти причины.
Самыми распространенными причинами возникновения детских психологических травм являются:
- болезни;
- насилие;
- факт предательства со стороны значимого взрослого;
- недостаток внимания со стороны родителей;
- смерть родных;
- пагубные зависимости родителей;
- жестокое обращение родителей: побои, наказания и прочее;
- частые конфликты в семье;
- подавление воли и желаний ребенка – требование тотального послушания;
- разводы;
- враждебная социальная среда (в детском саду или школе);
- чрезмерная опека;
- резкие изменения привычного окружения и хода вещей: переезд на новое место жительства, переход в другую школу, появление в семье нового ребенка, вынужденный отрыв от семьи;
- насилие, в том числе, в семье, в школе, в детских коллективах, где оно может приобретать форму травли;
- Физическая боль, испытанная, например, в ходе посещения зубного врача.
Каждый малыш переживает психологическую травму по-своему. Но опытный специалист или внимательный родитель заметит признаки, которые сигнализируют о том, что ребенок нуждается в помощи психолога.
Признаки травмы у ребенка:
Скорее всего, ваш ребенок страдает от психологической травмы, если у него:
- изменилось поведение;
- заметен повышенный уровень тревожности;
- наблюдается нарушение концентрации внимания;
- часто меняется настроение;
- появляются проблемы со сном;
- возникают трудности в общении со сверстниками;
- усугубляется чувство вины (употребляет фразы: «Это все из-за меня», «Если бы не я, ничего бы не произошло»);
- отсутствует уверенность в себе;
- возникает ощущение брошенности и ненужности (употребляет фразы: «Меня никто не любит», «Никто и никогда мне не поможет»);
- учащенное сердцебиение;
- повышается утомляемость;
- понижается работоспособность.
В отличие от физических травм, психологическая травма далеко не всегда явна, ее бывает сложно вовремя заметить.
Ее эмоциональные симптомы включают в себя:
- повышенную тревожность, пугливость, суетливость,
- тики или навязчивые действия,
- частые смены настроения,
- подавленность, замкнутость,
- ярость, раздражительность,
- снижение концентрации внимания.
К физическим симптомам относятся:
- нарушения сна (трудности засыпания, кошмары),
- энурез, энкопрез,
- потеря аппетита или, наоборот, переедание,
- психосоматические явления (например, постоянные жалобы на боли в животе, головные боли),
- повышенная утомляемость,
- мышечное напряжение.
Если соотносить симптомы с возрастом, то до трех лет будут преобладать (но могут проявляться и в любом возрасте) телесные симптомы, а также может быть задержка в психологическом развитии. С 4-6 лет может преимущественно нарушаться поведение (появляется замкнутость или агрессивность, гиперактивность), к 10 годам больше эмоциональных реакций (страхи, пугливость, плаксивость, гневливость). В подростковом возрасте могут быть суицидальные высказывания, аутоагрессия, нарушение взаимоотношений. Может происходить возврат к предыдущим стадиям развития (например, ребенок, который ходил уже на горшок, начинает снова ходить в штанишки). В школьном возрасте – затруднения в учебе. Кроме этого, в любом возрасте может нарушаться сон, появляются ночные кошмары.
При наличии нескольких признаков одновременно родители должны обратиться к психологу для получения консультации и диагностики состояния ребенка. Но и сами родители могут помочь ребенку легче справиться с травмой, выбирая верные стратегии поведения.
Советы родителям: как помочь ребенку справиться с психотравмой
- Создать максимально комфортную обстановку, в которой ребенок не будет испытывать беспокойства и страха, а сможет полноценно развиваться и общаться.
- Дать опору моральную (я принимаю твои переживания и выдержу их) и физическую (важно и телесное ощущение опоры).
- Придерживаться ритма в жизни ребенка (режим, последовательность, предсказуемость) – это создает ощущение надежности.
- Позволить выразить - пережить (рассказать, проиграть, прорисовать), содействовать в этом активной позиции ребенка.
- Помочь обозначить чувства и переживания.
- Через тело и движение дать сбросить напряжение.
- Изменить воспитательную стратегию на более мягкую и доброжелательную.
Также важна профилактика травмы — ощущение безусловной любви и безусловной поддержки. Когда ребенок знает, что его любят и никакие его действия не могут стать поводом лишиться этой любви, он будет лучше справляться со стрессовыми ситуациями. Кроме того, надо развивать у ребенка способности справляться с жизненными вызовами. Здесь необходимо подчеркнуть два момента — умение переживать негативные эмоции и умение искать альтернативные выходы из ситуации. Во-первых, не надо бояться того, что ребенок испытает негативные чувства, будет расстроен, обижен или рассержен. Это неотъемлемая часть его развития и взросления. Не нужно всегда защищать его от подобных переживаний, но и утешать и обесценивать не стоит. Вместо фраз типа «Ну что ты так расстроился, это всего лишь игра» лучше сказать «Да, это и, правда, обидно». Во-вторых, стоит учить ребенка искать выходы из трудных ситуаций. Необходимо не решать проблему за ребенка, а помогать ему найти ресурсы, чтобы справиться с ней. Мы говорим: «Да, это неприятно, но что можно сделать в этой ситуации? Как ты считаешь? Как можно поступить, какие есть варианты поведения?» С одной стороны, мы всегда поддержим и поможем. С другой — мы верим в его возможности справляться самому с возрастными стрессовыми ситуациями.
Психологическая травма может быть связана также с завышенными ожиданиями от ребенка со стороны взрослых. Например, когда мы ждем от ребенка, что он заговорит по-английски раньше, чем начнет ходить. И, если говорить о профилактике травмы, серьезное внимание стоит уделить тому, какой уровень ожиданий мы предъявляем ребенку и как реагируем на его неудачи. Важно дать ребенку почувствовать, что ошибка и неудача — это не страшно, а нормально.
В суете повседневной жизни родителям бывает непросто заметить появление перечисленных выше или каких-то иных изменений в состоянии и поведении ребенка. Внимание на это обращают и начинают бить тревогу, как правило, когда ситуация зашла далеко. Но, даже поняв, в чем проблема, далеко не всегда взрослые знают, чем и как помочь. Поэтому важно вовремя проконсультироваться со специалистами – детскими психологами. Современные методики диагностики и коррекции позволяют быстро и максимально эффективно выявлять и преодолевать психологические травмы у детей, снимая риски развития долгосрочных негативных последствий. В нашем детском развивающем центре «Летиция» есть высокопрофессиональные и опытные психологи, которые всегда готовы и рады помочь вам и вашему ребенку!