И.А. Галкина
(кандидат психологических наук)


Самооценка ребенка оказывает сильное влияние на качество его жизни, как в детстве, так и по мере взросления, поэтому родителям очень важно уделять внимание тому, чтобы ребенок верил в себя и в свои силы. Работа с самооценкой начинается с ее диагностики. После тестирования вы поймете, стоит ли проводить коррекцию и на какие моменты обратить внимание.

 


Тест "Лесенка" для диагностики уровня самооценки

Этот тест на диагностику уровня самооценки у детей можно применять, начиная с 3-х летнего возраста. Надо нарисовать на листе бумаги или вырезать лесенку из 10 ступенек. После этого показать ее ребенку и объяснить, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие дети, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей - еще лучше, а на самой верхней ступеньке стоят самые — самые лучшие (хорошие, умные, добрые и т.п.) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках. Для уверенности можно его об этом переспросить. Затем ребенка следует спросить: на какую ступеньку поставил бы он себя сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит игрушку. Если ребенок ставит себя на 1-ю, 2-ю или 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка. Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю или 7-ю ступеньки, то у него средний уровень самооценки, то есть она адекватная. А если ребенок ставит себя на 8-ю, 9-ю или 10-ю ступеньки, то самооценка у него завышенная. Важно отметить, что у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно (в нескольких пробах с промежутком в 3-4 недели) ставит себя на 10-ю ступеньку.

 

Упражнение «Солнце» для повышения у ребенка уверенности в себе и поднятия его самооценки

Цель этого упражнения – формирование здоровой самооценки, исправление искаженного восприятия ребёнком собственной личности, повышение самооценки и уверенности в своих силах. Необходимые материалы: бумажный лист; маркеры, фломастеры или цветные карандаши. Рекомендуемый возраст: старший дошкольный и младший школьный. Детей просят изобразить солнце с лучиками. При этом не нужно выдвигать никаких требований к изображению и ограничивать ребёнка какими-либо условиями. Пусть он просто рисует солнце на листе, используя карандаши или фломастеры любого цвета. Затем его просят немного рассказать о солнце, представить, что солнце – это он, а потом подписать своё имя на солнце. Если он ещё не умеет писать, то имя подписывает родитель. У солнца должны быть изображены лучики. Если их мало, то родителю нужно самому пририсовать несколько лучей. Дальше родитель просит ребенка подписать каждый солнечный луч, называя своё хорошее качество характера. Какой ты?

Возможно, ребенок не сразу же ответит, поэтому при необходимости нужно ему помочь, назвав его сильные стороны, хорошие качества. Например: «Я думаю, что ты умный и добрый. Продолжи, пожалуйста, какой ты ещё?» Каждую характеристику нужно подписать вдоль луча. Следует следить за тем, чтобы каждый луч был подписан. Пусть даже ребёнок похвастается, пофантазирует, припишет себе качество, которого у него нет или недостаточно развито. И наоборот, не стоит настаивать, если какая-то черта характера не названа. Лист с солнцем вешают в квартире, и через какое-то время возвращаются к этому рисунку, дорисовывая и дописывая новые лучи. Таким нехитрым способом, конечно, при соблюдении описанных выше условий, можно изменить мнение ребёнка о самом себе в лучшую сторону.

 

Упражнение для закрепления жизненных достижений и успехов ребенка

Вне зависимости от возраста, ребенок имеет собственные достижения и успехи в разных делах, видах его деятельности. Родителям нужно напоминать детям об этом. Для этого понадобится лист бумаги и ручка. Мама и папа могут первыми начать описывать достижения ребенка, а продолжить он сможет сам. Это может быть преодоление страха перед поездкой на велосипеде или выход к доске у строгого преподавателя, мытье посуды или победа в шахматы. Перечень подобных достижений напоминает малышу о том, что он обладает большим потенциалом. Лучше если запись происходит ежедневно.

 

Игра для получения положительного опыта оценки себя другими

Ребенок приобретает полезный положительный опыт в игре или групповом занятии с родителями. Для игры понадобится емкость и карточки. Участники становятся в круг, записывают на карточке свои имена и кладут в емкость. Карточки перемешиваются. Затем участники берут карточки в руки, читают имя и записывают одно положительное качество этого человека. Затем карточки снова перемешивают, участники игры их опять берут, и действие повторяется вновь. В итоге, каждый участник получает информацию о том, какие хорошие качества видят в нем окружающие.

 

Упражнение для борьбы со страхами

Следующая игра позволит ребенку перебороть страх и стать увереннее. Здесь также нужно воспользоваться бумагой и ручкой. Ребенку нужно перечислить на бумаге свои страхи. Нередко дети пишут то, что боятся произнести вслух, например, боязнь посещать бассейн, посещать тренировки по единоборству – по причине шанса проиграть, выступать перед публикой, приглашать на день рождения, попросить ручку или книгу. Предложение должно иметь следующий вид: «Я боюсь просить помощь на уроке, потому что…». Затем нужно предложить ребенку сделать то, чего он боится. Пусть он представит, что во время урока просит у своих одноклассников учебник. И еще один важный аспект. После каждого описанного ребенком страха, он должен написать несколько вариантов его преодоления. Это облегчит страх и неуверенность в своих силах возможностях.

 

Игра для матери и дочери

Мать для дочери является образцом для подражания. То, как мать позиционирует себя, как ведет, отражается на девочке. Поэтому следующая игра поможет повысить самооценку девочке. Нужно взять ватманы, маркеры или фломастеры. Создаем четыре плаката: два «Я», «Моя мама», «Моя дочь». Отдайте девочке плакать «Я» и «Моя мама». Пусть она подробно опишет положительные качества свои и матери. Остальные плакаты следует заполнить маме. После этого нужно обменяться работами и изучить, что написано на них. Как показывает практика, самое сложное – это мотивировать дочь писать о себе самой что-то положительное.

 

Игра для повышения ответственности

Если родители доверяют ребенку, то в нем развивается ответственность. Лучший способ повысить самооценку малышу – это доверие со стороны родителей. В этой игре также понадобится лист бумаги и ручка. На бумаге перечисляются задания, которые под силу выполнить ребенку. Это может быть уборка постели, складывание вещей или обуви, полив цветов и другое. После того, как ребенок выполняет какое-то задание, он получает похвалу. Но здесь важно не переусердствовать. Если малыш допускает ошибки или ленится что-то делать, мотивируйте его, помогайте исправить неточности, но не акцентируйте внимание на его недостатках.

 

Упражнения для визуализации желаемых результатов

Негативные мысли, апатия или лень способны тяготить даже уверенного в себе человека. Если малыш переживает подобный период, ему можно помочь упражнениями на визуализацию. Это упражнение начинается с разговора. Родитель узнает, чего остерегается ребенок, почему испытывает негативное ощущение к какому-то действию или предмету, почему он недоволен своим поведением. За основу медитации берется определенный вопрос и ребенку предлагается сосредоточиться на возможных путях решения его. Малыш закрывает глаза и визуализирует в своих мыслях то, что он чувствует, когда справляется с поставленными задачами. Рекомендуется не только устно описать свои ощущения, но и записать их.

 

Упражнение для изменения внутреннего диалога

Внутренний диалог – сильная практика, которая оказывает большое влияние на человека, его душевного состояние. Не имеет значения, что говорят или думают окружающие, главное то, что человек думает сам о себе, то, во что он верит. Эта практика способна всего за несколько часов сменить негативный взгляд на положительный. Берется ручка и бумага. Лист делится на две колонки с названиями положительных и отрицательных черт характера и убеждений. В первую колонку записывают все негативные качества. Во второй ребенок должен преобразовать их в положительные.

 

Игра для повышения уверенности в себе

Смастерите вместе сундучок успехов. Для этого можно использовать красивую коробочку или декорированную банку. Дайте малышу задание: каждое достижение, даже небольшое, он должен записывать на листочек. Например, помог маме, покормил рыбок, выучил стишок. Если сын/дочь еще не умеют писать, пускай взрослые напишут о его хорошем поступке, а ребенок опустит листочек в сундучок. Раз в неделю родители с детьми достают листочки и читают, что на них написано. Дети с помощью этой игры научатся обращать внимание на свои успехи и достижения.

 

Применяйте также свой родительский опыт, вспоминайте то, как решали вопросы при неуверенности в себе в детстве и юности, а главное сами верьте в своего ребенка и его силы, так как ваше доброе и уважительное отношение – фундамент для формирования здоровой самооценки ваших детей.

 

Конечно, все описанные упражнения и игры родители могут самостоятельно выполнять со своими детьми. Но, когда этим занимается профессионал и добавляет к этим упражнениям приемы коррекции самооценки в группе, во взаимодействии со сверстниками, результаты будут более быстрыми и ощутимыми. В нашем детском развивающем центре «Летиция» в группах, работающих по программам «Психологические развивающие занятия», «Психологическая подготовка к школе», «Развитие учебных навыков» и др., которые ведут опытные психологи и педагоги, проблеме формирования позитивной и адекватной самооценки уделяется особое внимание. Самое главное, не упустить момент и постараться еще до школы сформировать у ребенка позитивный образ самого себя, адекватную самооценку, уверенность в себе, своих силах и возможностях!