И.А. Галкина
(кандидат психологических наук)
Воля – это одно из важнейших качеств личности, так как она представляет собой способность к сознательной регуляции поведения. Именно от наличия воли и уровня её развития зависит, сможет ли человек добиться своей цели, преодолевая самые сложные препятствия. Именно воля позволяет человеку быть хозяином своей жизни. Поэтому естественно, что каждому надо стремиться развивать волю и начинать работать с волевыми качествами лучше еще в детстве. Сила воли — черта характера человека, в зависимости от уровня которой он может управлять своей психикой и поступками. Воспитание воли в ребенке — это часть гармоничного развития личности.
Сила воли — не врожденная, а приобретенная черта характера. Когда начинать развитие волевых качеств у ребенка? Важно уже с раннего возраста обеспечить ребенку максимально благоприятные условия для воспитания силы воли. В возрасте 3-х лет у детей проявляется важное качество, имеющее прямое отношение к силе воли, — самообладание. Они учатся сдерживать свои эмоции — не устраивать истерики, если родители отказываются купить очередную игрушку, или спокойно стоять в очереди у кабинета врача. Малыши пока не понимают необходимости прилежного поведения — скорее, они стараются держать свои эмоции под контролем, поскольку боятся неодобрения родителей.
В возрасте 4-7 лет дети уже умеют контролировать свое поведение и понимают, что такое «можно» и «нельзя». У ребенка развиваются полезные волевые привычки и индивидуальные черты характера — ответственность, настойчивость, дисциплинированность. Считается, что именно младший школьный возраст — основной этап формирования силы воли. Дальше это качество характера активно развивается.
Развитая воля и целеустремленность — это желание и умение преодолевать трудности, уверенность в себе, позитивный взгляд на окружающее. Понять, насколько волевые качества развиты у ребенка, не слишком сложно. Довольно полную характеристику его волевой активности можно получить, наблюдая за настойчивостью, инициативностью, решительностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью и дисциплинированностью, проявляемых в каком-нибудь виде деятельности. Эти волевые качества наиболее ярко проявляются в действиях и поступках, удобны для наблюдения. Они характерны для всех видов деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа).
Итак, понаблюдайте за своим ребенком, отмечая приведенные ниже признаки волевых качеств. Чем чаще эти признаки проявляются в жизни ребенка, тем более высоким уровнем развития волевых качеств он обладает.
Признаки волевых качеств школьников
Признаки дисциплинированности:
- сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.);
- добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.);
- недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т. п.);
- соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки.
Признаки самостоятельности:
- выполнение ребенком посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить задание и т. п.);
- умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть);
- умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства;
- умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.
Признаки настойчивости:
- стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
- умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;
- умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.)
Признаки выдержки:
- проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);
- умение держать себя в руках в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);
- умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.
Признаки организованности:
- соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и т.п.);
- планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки;
- умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.
Признаки решительности:
- быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;
- выполнение принятого решения без колебаний, уверенно;
- отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;
- проявление решительных действий в непривычной обстановке.
Признаки инициативности:
- проявление ребенком творчества, выдумки, рационализации;
- участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;
- активная поддержка коллектива детей в реализации намеченных планов;
- стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.
Развивать волю у ребёнка нужно обязательно начинать в семье, так как это формирует сильную личность, способную справляться с трудностями не только в учёбе, но и в жизни в целом.
Волевые люди обладают такими качествами, как:
- Самостоятельность. Волевого человека невозможно заставить что-то делать, когда он этого не хочет. Но в то же время он готов прислушиваться к чужим советам, воспринимать их и оценивать.
- Настойчивость. Это качество позволяет доводить начатое дело до конца, даже если очень трудно, нет желания или одолевает усталость.
- Решительность. Способность человека вовремя принимать взвешенные и обоснованные решения, а потом добиваться их выполнения.
- Самообладание. Качество, которое позволяет человеку останавливать себя от выполнения ненужных / необоснованных действий. Если у ребёнка развита воля, то он будет терпеливо и стойко переносить любые трудности и даже боль.
- Смелость и мужество. Люди с такими качествами всегда уверены, что поступают правильно и готовы выполнять даже весьма опасные действия.
Психологи дают родителям следующие рекомендации по воспитанию силы воли у детей:
1. Дисциплина и режим дня
Главное оружие против безволия — дисциплина. Многим детям дошкольного и младшего школьного возраста четкий режим дня помогает быть более ответственными, организованными и сосредоточенными на важных делах. Наглядная временная сетка с расписанием приемов пищи, уроков и секций воспитывает волю в «автоматическом режиме». При этом важно, чтобы он сам принял участие в его составлении, ведь иначе получится, что его просто заставляют выполнять какие-то обязанности. Если же он сам составит себе распорядок дня, то эффективность от этого будет в разы больше, потому что в этом случае ребёнок будет сопричастен к планированию своих дел и обязанностей. Составить вместе с ребенком грамотный распорядок дня — только половина дела. Родители должны отслеживать расписание не от случая к случаю, а систематически. Важно гибко и ненавязчиво контролировать деятельность малыша, хваля и давая полезные советы.
2. Умение завершать начатое
Одно из негативных качеств безвольного ребенка — нежелание завершать начатое. Непонимание задачи, сложности в достижении цели, лень — может быть масса причин, которые побуждают малышей бросать дела незавершенными. Родителям стоит приучать ребенка к тому, что начатое дело должно быть закончено. В процессе обучения в школе ему это пригодится.
3. Ответственность
Безвольные дети часто рассеяны, непунктуальны, несобранны, неусидчивы. Это негативно сказывается на успеваемости школьника. Уже в младших классах ребенок должен понимать, что учеба — это его обязанность. Только он, а не мама с папой, в ответе за полученные оценки. Это развивает дисциплину и высокий уровень ответственности. Да, родители должны контролировать выполнение ребенком домашних заданий и его внеурочное расписание, при необходимости помогая ему. Но нельзя допускать, чтобы ребенок отстранялся от своих прямых обязанностей, перекладывая на маму и папу выполнение уроков.
4. Мотивация
Заставлять ребенка что-либо делать — это не воспитание волевых качеств у ребенка, а подавление его личности. Вместо этого родителям лучше организовать жизнь малыша таким образом, чтобы у него была мотивация к достижению поставленных задач. В идеале ребенок сам должен хотеть преодолевать преграды и достигать целей. Родителям важно научиться правильно мотивировать ребенка. И это не карманные деньги за выполненную по дому работу. Необходимо объяснить малышу, какую пользу он получит по завершению дела: выученные уроки делают умнее; занятия в спортивной секции прибавляют физическую силу; порядок в комнате настраивает на продуктивные занятия; опрятный внешний вид повышает шансы завести новых друзей.
5. Уверенность в себе
Задача родителей — воспитать в ребенке уверенность в себе. Это качество характера очень пригодится ему во взрослой жизни. Малыш вырастет уверенным в себе, если в семье доверительные отношения. Он не должен бояться гнева родителей. Когда мама и папа выказывают одобрение и всячески поощряют любые начинания, ребенку проще идти к поставленной цели. А если та или иная задача решена, важно похвалить малыша за успехи. Постоянная критика, нравоучения, строгие запреты и наказания — не самые подходящие методики для формирования уверенности в себе и силы воли.
6. Самостоятельность
Иногда сами родители культивируют в ребенке безответственность и отсутствие стремления к выполнению поставленных задач. Видя, что у ребенка что-то не получается, они сразу спешат ему помочь. Дети привыкают к этому и начинают думать, что родители «сами все сделают». Для того, чтобы ребенок рос уверенным в себе, хотел и умел достигать поставленных целей, ему нужно давать свободу действий. Нельзя делать за ребенка то, что он вполне может сделать сам. Ребенок испытает больше радости, если сам достигнет цели. Самостоятельное преодоление препятствий станет источником активных действий.
7. Терпение
Терпение — одна из составляющих силы воли. Это важное качество личности, которое закаляет характер. И его лучше развивать в ребенке одним из первых. Малыш должен понимать, что иногда нужно терпеливо подождать, прежде чем решительно действовать дальше. Терпеливые дети более усидчивы и сосредоточены на деле. Терпеть трудно. Даже взрослые не всегда бывают терпеливы, нервно реагируя на длинные очереди в магазинах и пробки на дорогах. Для тренировки у детей младшего и среднего возраста понятия «подожди и получишь результат» прекрасно подойдут домашние опыты. Например, можно попробовать вырастить кристаллы из соли или прорастить семена любого растения.
8. Польза неудач
В развитии силы воли и целеустремленности даже неудачи бывают полезны. Важно объяснить ребенку, что «промах» — это не повод отступать от цели, а отличная мотивация проделать работу над ошибками и стать лучше. Отрицательный опыт — тоже опыт, который учит ребенка не бояться сложностей. Если ребенка постигла неудача, родителям важно не ругать, а поддержать его. Малыш должен понимать, что трудности преодолимы. Задача родителей: выстроить обратную связь с детьми так, чтобы они не боялись своих ошибок, легко принимали вызов, знали, что всё смогут сделать. Вопрос лишь во времени и усилиях. Психологи называют это самоэффективностью — уверенность в своей способности изменить ситуацию к лучшему и достичь цели. Если верить, что у тебя есть навыки и задатки для достижения желаемого и продвижение к успеху зависит от тебя, а не от окружающих условий, то становится легче делать то, что неприятно и тяжело. Классический путь к повышению самоэффективности: поставить цель, приложить усилия, тренироваться, получить результат и обратную связь.
9. Трудовое воспитание
Воля является регулятором нашего поведения и формируется в ходе целенаправленной деятельности. Соответственно, ключевое условие для воспитания волевых качеств – это активное участие ребёнка в деятельности. Поэтому неслучайно трудовое воспитание в значительной степени влияет на академическую успеваемость ребёнка. И трудиться своего ребёнка надо приучать с самого детства, в первую очередь, приучать его выполнять элементарные обязанности по дому.
10. Физические упражнения на координацию и силовые упражнения
Спортивные занятия считаются универсальным и самым эффективным способом тренировки воли, так как в них легко ставятся цели, определяются шаги к их достижению и измеряется результат.
Сила воли не является врожденной, она подобна мышце, которую можно нарастить. Будут взлёты и падения, но в целом именно регулярность даёт устойчивый рост. При этом чрезмерные нагрузки показывают противоположный результат. Усталое тело сложно заставить заниматься спортом, и любой спортсмен будет заботиться о своём здоровье и режиме. То же самое с мозгом. Усталая психика не может напрягаться. Если вы хотите закалять волю у ребенка, то следите за тем, чтобы он избегал стрессов, высыпался и был в хорошей физической форме. Если у ребёнка хронический стресс из-за напряжения в школе или неурядиц в семье, сначала важно восстановить гармонию, а потом думать обо всём остальном.
Воспитание воли у ребенка – дело необходимое, но совсем непростое. Если у вас после прочтения статьи остались вопросы, или вы уже в процессе воспитания воли у своего ребенка столкнулись с какими - то трудностями, то не сомневаясь и не откладывая решение проблемы на потом, обратитесь за советом и помощью к опытным специалистам-психологам, давно и успешно работающим в нашем детском развивающем центре «Летиция». Мы всегда готовы и рады вам помочь!