И.А. Галкина
(кандидат психологических наук)

 

Хоровое пение с давних времён существует в России как часть жизни. Люди пели везде: в моменты отдыха и за работой, пели на заводах и фабриках, в университетах и дворцах, в городе и деревне. В наше время хоровое пение — одно из основных средств детского музыкального воспитания, которое способствуют физическому и психическому развитию ребенка, творческой реализации, становлению мировоззрения, формированию будущей личности.

Значение хорового пения для развития ребенка заключается в следующем:

  • Способствует развитию музыкальных способностей.
    Занятия хоровым пением позволяют создать среду для проявления и развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, интонации, а также способствуют развитию координации между слухом и голосом.
  • Способствует развитию речи. 
    Благодаря пению у детей улучшается произношение, увеличивается словарный запас, формируется приятный тембр голоса. Упражнения помогают развитию и укреплению лицевых мышц, совершенствованию артикуляционного аппарата, что благотворно влияет на улучшение дикции и детской речи.
  • Формирует сценическую культуру.
    В процессе занятий тренируются многие важные навыки: умение держаться на сцене во время исполнения одного или нескольких произведений, умение выйти на сцену, встать на своё место, уйти со сцены после выступления, а также уважительное поведение по отношению к зрителям и выступающим на празднике или на концерте.
  • Повышает иммунитет.
    Голос человека всегда вибрирует во время звучания, даже если человек кричит или разговаривает шепотом. Когда звучит наш голос, то каждый звук сопровождается колебаниями более высоких частот – обертонов. Это связано с близким расположением гортани, в которой происходят колебания, и мозга. Обертоны резонируют с костями черепа и с головным мозгом, отвечающим за иммунную систему. Благодаря этому стимулируется иммунитет, и поющий ребенок значительно меньше простужается, чем ребенок, лишенный этого занятия. По мнению врачей, пение также является лучшей формой дыхательной гимнастики. Правильная поза поющих, систематическое выполнение специальных упражнений регулирует и углубляет дыхание, разогревает голосовые мышцы, что приводит к укреплению голосового аппарата и лёгких, и, как следствие, является профилактикой утомляемости и заболеваний голосового аппарата. Для профилактики гриппа, например, особенно хороши протяжные народные песни, ведь исполнять их нужно широко от диафрагмы, тренируя и легкие, и гортань. Подобная дыхательная гимнастика укрепляет самочувствие и здоровье всех хористов, так как чтобы красиво петь, нужно правильно дышать.
  • Улучшает работу сердечно - сосудистой системы.
    Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает более качественное функционирование сердечно - сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. Тренированный детский голос охватывает диапазон частот примерно от 70 до 3000 колебаний в секунду. Эти вибрации пронизывают весь организм поющего ученика, улучшают кровообращение, способствуя очищению клеток. Широкий диапазон частот колебаний человеческого голоса улучшает кровообращение сосудов любого диаметра. Высокие частоты способствуют микроциркуляции крови в капиллярах, а низкие – кровотоку в венах и артериях.
  • Улучшает осанку.
    Ровное положение корпуса во время пения (сидя или стоя) укрепляет мышцы спины и пресса, формирует правильную осанку, что является профилактикой сколиоза.
  • Способствует развитию памяти, внимания.
    Запоминание большого количества мелодий и текста способствуют развитию разных видов памяти (эмоциональной, образной, слуховой, механической, логической, двигательной), а распределение ролей в хоре и отслеживание процесса исполнения способствует улучшению концентрации внимания.
  • Расширяет кругозор и развивает эстетический вкус.
    При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. Пение способно влиять на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Посредством хорового пения дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. У них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, дети становятся чуткими к красоте в искусстве и в жизни. Посредством изучения сочинений классической композиторской школы, творчества других музыкантов и коллективов, дети расширяют свой кругозор.
  • Способствует социализации.
    Занятия в хоре позволяют детям привыкать к общению со сверстниками в коллективе, что помогает быстрее и легче адаптироваться в обществе. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, воспитывает понимание важности дружбы и взаимоподдержки.

Хоровому пению, как коллективной музыкально-исполнительской деятельности, свойственны следующие положительные особенности:

- участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные, так и поведенческие;
- работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;
- в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества.

  • Повышает самооценку.
    Коллективное пение помогает неуверенным и замкнутым детям почувствовать свою значимость, первые успехи в певческой деятельности формируют и укрепляют положительную самооценку ребёнка. ПУ него постепенно появляется желание быть лучше, солировать, в результате чего формируются и лидерские качества: целеустремлённость, настойчивость, уверенность.
  • Гармонизирует эмоциональный фон.
    В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Пение способно улучшать настроение, умиротворять, успокаивать. У поющих детей вырабатывается стрессоустойчивость, формируется уравновешенный характер. Занятия искусством снимают нервно-психическое напряжение детей, заряжают положительной энергией, создавая эмоционально-положительный настрой на обучение.
  • Помогает развитию волевых качеств и коммуникабельности.
    Хоровое пение требует дисциплины и работы над собой. При постижении сложных партитур формируется трудолюбие и усидчивость, при подготовке к концертам, конкурсам вытачивается воля и сильный характер, а при общении с певцами-соратниками - дружба и умение слушать и слышать, выходят в систему важных ценностей жизни. Так ребенок постепенно учится общаться и не бояться внешнего мира.
  • Способствует творческому и личностному развитию.
    Хоровое пение оказывает важное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Этот факт усиливает воздействие на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. Сам процесс освоения хорового произведения всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет их подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Эти задачи решаются только в крепко организованном хоре, благодаря целенаправленной работе по усвоению разнообразного репертуара. Именно хоровое пение как искусство массовое воспитывает в детях чувство искренней любви к своей Родине, народу, способствует всестороннему развитию творческих способностей. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления. Хоровое пение является также эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, креативности детей.

Таким образом, значение певческой исполнительской деятельности трудно переоценить. Хор – уникальный инструмент совершенствования души и взращивания в ней наилучших качеств. Чем раньше ребенок начнет свой музыкальный путь в хоре, тем крепче и естественнее в нем утвердятся многие ценные индивидуально-личностные качества.

В этом году в нашем развивающем центре «Летиция» впервые организован кружок вокально-хорового пения для дошкольников. Занятия по этой программе планируется начать в январе 2023 г. Приглашаем всех желающих записать своего ребенка на занятия, чрезвычайно важные для его психологического и физического здоровья, успешного развития личности в целом! Информацию об этих занятиях можно получить у администраторов «Летиции».