И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

Часто родители жалуются на лень своих детей, при этом каждый вкладывает в это понятие что-то своё: например, ребенок не хочет учиться, не занимается спортом, не читает книги, не помогает по дому, откладывает дела на потом. С точки зрения психологии, лень — это лишь симптом, а мотивы нежелания действовать лежат гораздо глубже. Лень даже подразделяют на несколько видов в зависимости от причины возникновения: недостатка мотивации, психофизиологических особенностей человека, усталости. Лень — приобретенная модель поведения, и чаще всего начинает явно проявляться, когда ребенку исполняется 5-6 лет. Дети по природе очень активные и любознательные, поэтому важно выяснить причины лени, а потом уже заниматься коррекцией поведения.

Приведем наиболее частые причины детской лени:

1) Физическое и эмоциональное переутомление
При слишком насыщенном распорядке дня у детей лень может появляться из-за элементарной усталости. Школа, кружки, спортивные секции — в плотном графике у ребенка не остается времени на игры и отдых, а физическая и психологическая усталость перетекает в нежелание действовать.

Решение

  • Понаблюдайте за графиком ребёнка в течение нескольких дней. Если времени на отдых не хватает, расписание следует пересмотреть.
  • Приведите в порядок режим сна и отдыха. Для правильного развития ребёнку 8-13 лет необходимо не менее девяти часов сна, а подростку 14-18 лет — не менее восьми. Важны также здоровое питание и прогулки на свежем воздухе.
  • Помогите ребенку организовать свой день. Научите его вести ежедневник, составлять списки дел, расставлять приоритеты.

 

2) Слабая сила воли
Эта причина лени у детей более характерна для младшего и среднего школьного возраста. Особенно если ребёнка не приучали трудиться, не привлекали к работе по дому или выполнению поручений. Развивать силу воли, как и мышцы, помогают только регулярные тренировки, одного желания здесь мало.

Решение

  • Не оскорбляйте и не высмеивайте ребёнка. Если постоянно называть подростка лентяем, он охотно будет следовать этой роли.
  • Предложите ребёнку заняться спортом. Спорт прокачивает привычку преодолевать себя, стремиться к результату, работать с самоотдачей. Важно выбрать вид спорта, который будет по душе и по силам.
  • Создавайте привычки. Делать что-то регулярно — ещё один способ тренировки и укрепления той самой «мышцы силы воли». Не стоит сразу агитировать ребёнка бегать по утрам — начинайте с маленьких простых привычек. Например, пять минут зарядки по утрам, уборка в комнате.
  • Составьте индивидуальный план развития силы воли. Только обязательно вместе с ребёнком. Как и в случае с тайм-менеджментом, инструменты здесь нужно подбирать строго индивидуально и по возрасту.

 

3) Отсутствие мотивации
У ребенка все получается, когда он берется за любимое дело. Но уборка по дому и уроки — это чаще всего неинтересная рутина. Особенно, если сами родители превращают домашние хлопоты в нудную обязанность, «из-под палки» заставляя что-то делать. Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. Ребенок отлынивает от выполнения тех или иных задач, когда родители просто требуют от него что-то, но никак не объясняют, почему это важно. Мотивация— ключ к успеху человека в любом деле, и на её уровень можно повлиять.

Решение

  • Помогите ребёнку сфокусироваться на том, что ему интересно. Поговорите по душам и внимательно выслушайте, а затем подумайте, как привести образование ребёнка в соответствие с его интересами. Когда ребёнок занимается тем, в чём он успешен и что ему нравится, у него формируются «зоны успеха», которые уравновешивают нелюбовь к некоторым предметам.
  • Если ребёнок ленится учиться, объясните важность разностороннего образования. Зоны успеха — это замечательно, но ЕГЭ по математике для гуманитариев никто не отменял. Хотя бы на базовом уровне, но эту науку нужно освоить всем. Важно объяснить значение и пользу нелюбимого предмета.
  • Приводите правильные примеры. Этот способ хорошо подходит для ленивых, но самолюбивых подростков, которые любят истории успеха и восхищаются людьми, сумевшими многого добиться в своей области. Покажите на биографиях популярных людей, что любовь к знаниям и саморазвитию — непременный спутник успеха.

 

4) Страх неудачи и заниженная самооценка
Иногда за ленью скрывается страх неудачи: ребёнок боится проиграть, не справиться и предпочитает просто ничего не делать. В ряде случаев за нежеланием ребенка что-то делать скрывается не истинная лень, а страх поражения и низкая самооценка. Когда малыш не уверен в себе, он с трудом берется за что-то новое, заранее настраивая себя на поражение. Он рассуждает так: «зачем вообще что-то делать, если все равно у меня ничего не выйдет».

Решение

  • Заручитесь поддержкой авторитетного для ребёнка человека. Если для школьника 10-12 лет вы всё ещё самый мудрый и знающий, то на подростка 13-16 лет часто большее влияние оказывают старшие братья и сёстры, взрослые друзья, вожатые в лагере. Поддержка, искренняя похвала и интерес к ребёнку со стороны такого человека помогут поднять его самооценку и справиться с ленью.
  • Поддерживайте ребёнка. Внимание родителя ничто не заменит. Как бы вы ни были заняты работой, обязательно находите пару часов на общение с ребёнком, искренне интересуйтесь его успехами и внимательно слушайте его рассказы.
  • Расскажите о пользе неудач. Вся человеческая история подсказывает: успеха добиваются не те, кто меньше всего ошибается, а те, кто не боится ошибок.
  • Критикуйте обоснованно. Завышенные требования родителей и постоянная критика развивают в ребенке неуверенность в себе. Отсюда и мнимая лень, которая на самом деле вызвана страхом поражения. Ребенок, привыкая к тому, что маме и папе сложно угодить, и вовсе перестает что-то делать. Не кричите и не обвиняйте ребенка, а лучше разберитесь, почему он недостаточно хорошо учит уроки и редко помогает вам по дому. Дайте ребенку совет, который поможет ему справиться с задачей. Если и делаете замечания, то они должны быть полностью обоснованы.

 

5) Гиперопека со стороны родителей
Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность и любые порывы как-то помочь. Родители, постоянно повторяя «что ты копаешься, давай я тебе помогу», начинают все делать за ребенка. Конечно, взрослый человек гораздо быстрее и аккуратнее уберет постель и завяжет шнурки. И дожидаться пока малыш сделает это сам, да еще и плохо, совсем не хочется. Но у ребенка из-за такой «заботы» вырабатывается вредная привычка: ожидание, что за него все сделают другие.

Решение

Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Дайте ребенку больше свободы. Возможно, малыш сам хочет каждое утро заправлять постель, но вы ему просто не даете это сделать, излишне опекая и помогая. Ребенок, которому дают возможность проявить себя и поддерживают в процессе, не будет отлынивать от работы.

 

6) Особенности темперамента
Иногда ленью ошибочно называют ярко выраженные особенности темперамента ребенка. Малыш от природы может быть медлителен и неактивен, а родители считают, что он отлынивает от дел, работы по дому.

Решение

  • Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка. Среди детей, так
    же как и среди взрослых, есть холерики и меланхолики, сангвиники и флегматики. Холерику, например, трудно заниматься кропотливой работой, а флегматику быстро выполнять задачи. Постарайтесь направить и использовать особенности темперамента ребёнка ему во благо.
  • Не торопите ребенка и забудьте о «методе кнута». Ребенку просто
    нужно время на «раскачку», чтобы взяться за выполнение той или иной задачи. Будьте терпеливы и добры.

 

7) Депрессия
Отсутствие интересов у ребёнка является частой причиной обращений к психологу со стороны родителей детей подросткового возраста. При этом сами подростки также жалуются на слабость и апатию. В этом возрасте часто возникают депрессивные состояния, которые часто воспринимаются родителями как лень.

Решение
От родителей детей подросткового возраста требуется повышенное
внимание к проблемам ребенка, его эмоциональному состоянию. При хороших отношениях внутри семьи и поддержке со стороны близких депрессию (и как ее следствие лень) удается преодолеть намного быстрее и легче.

 

Важно понимать, что лень может стать выученной моделью поведения, если не попытаться скорректировать привычки ребенка. Все негативные установки он перенесет во взрослую жизнь. Если детская лень игнорируется родителями, значит, и потом ребенок вряд ли станет сильно «напрягаться». И это будет проявляться во всем — в достижении поставленных задач, карьерном росте, построении отношений с людьми и во многом другом.

Психологи обозначают следующие негативные последствия детской лени:

  • плохая успеваемость в школе и ВУЗе;
  • пассивность во всех сферах жизни;
  • плохая физическая форма вследствие пассивного образа жизни;
  • нежелание и неумение достигать поставленных целей;
  • прокрастинация (откладывание дел на потом);
  • преследующее чувство вины из-за вовремя не выполненных дел.

 

Работа с детской ленью — длительный процесс, но результат стоит затраченных усилий, так как решение этой проблемы значительно улучшит качество жизни ребенка, как в настоящем, так и в будущем, а также благоприятно скажется на взаимоотношениях внутри семьи.

В нашем детском развивающем центре «Летиция» работают опытные специалисты-психологи, которые помогают родителям эффективно решать многие проблемы, в том числе и проблему детской лени.