И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

Домашнее задание дается для того, чтобы у школьников была возможность закрепить пройденный материал, потренироваться в решении, повторить правила, сделать работу над ошибками. Но иногда «домашка» может стать причиной расстройств и конфликтов в семье. Если подготовка домашнего задания с ребенком отнимает регулярно много времени и нервов, можно попробовать новые подходы к выполнению домашней работы, которые помогут облегчить этот процесс для родителей и сделать его действительно полезным для детей.

Распространенные ошибки родителей:

Осуждение за ошибки
Обучение – это процесс, в котором неизбежны трудности и ошибки. Если постоянно ругать ребенка за совершенные ошибки, он может из-за страха перестать хотеть вообще что-либо делать. Именно так формируется мотивация избегания неудач. Если же ученик пробует новое, экспериментирует, выполняет задания и ошибается, а взрослые поддерживают его, анализируют вместе с ним трудности и помогают с ними справиться, то формируется мотивация преодоления трудностей, мотивация достижений. 

 

Материальное вознаграждение как основная мотивация

Родители иногда пробуют подкупить ребенка, делая хорошие оценки условиями получения подарков. Несколько раз это может сработать, но когда запросы вырастут, то попытки договориться зайдут в тупик. Так формируется мотив материального поощрения. Есть вероятность, что в дальнейшем ученик за любое свое действие будет требовать плату, и не только за выполнение учебных обязанностей, но и домашних дел. Поэтому материальные вознаграждения могут быть, но не должны становится системой и основным стимулом для учебы.

 

Избыточный контроль
Слишком активное включение родителей в домашнюю работу или выполнение задания за ребенка самостоятельности не научат. Ученик привыкнет рассчитывать на помощь взрослого, а на контрольной работе в школе может просто растеряться. Важно помнить, что уроки – зона ответственности ребенка. Нужно помочь школьнику самому разобраться в своих достижениях и трудностях, ставить перед собой посильные задачи, приобретать опыт. Иначе ребенок привыкнет к указаниям, и в будущем может стать хорошим исполнителем, но при этом будет испытывать сложности при необходимости проявлять инициативу, брать на себя ответственность и решать проблемы.

 

Придание избыточной важности оценкам
Если родители будут хвалить ребенка за пятерки и ругать за тройки, то он может считывать в этом поведении подтекст – "Мы любим тебя, когда ты отличник. Не надо нас разочаровывать". И будет всеми силами стараться заслужить эту любовь. И когда по различным причинам ученик не сможет соответствовать ожиданиям родителей, есть вероятность появления проблем уже в эмоционально-волевой сфере ребенка: повышенная тревожность, комплекс неполноценности, самообвинения, негативизм и т. д. Важно научиться вместе с ребенком воспринимать отметку как оценку конкретных знаний; как сигнал, что где-то недоучил или был невнимателен. Надо вместе анализировать работу, находить ошибки, искать способы их исправить, тогда и отметка будет более высокая. И, главное, дать понять ребенку, что если он получил "2" или "3", то он не стал плохим сыном или дочерью, а остается хорошим и любимым, а с трудностями в школе вы вместе обязательно справитесь.

 

Часто родители задают вопрос: «Стоит ли мне помогать ребенку с домашним заданием? Не помешает ли это ему стать самостоятельным?». Надеемся, что наши рекомендации помогут выполнять домашние задания быстро, эффективно и без стресса. Есть определенные правила выполнения домашних заданий. Приведем основные из них.

1. Учитывать возраст ученика
Степень участия родителей в процессе выполнения домашнего задания зависит от возраста ребенка. В начальной школе важно научить его делать уроки: помочь организовать рабочее место; найти, что именно задано на дом; подобрать нужные учебники и тетради. Следующий шаг — постепенное, от класса к классу, ослабление контроля за правильностью и своевременностью выполнения уроков.

 

2. Соблюдать режим
Наличие режима дня предотвращает у детей развитие неврозов и дарит им чувство защищенности. Желательно, чтобы ребёнок занимался в одно и то же время и этому предшествовал какой-нибудь ритуал. Например, включение настольной лампы или раскладывание тетрадей на столе. Мозг привыкнет к этой рутине и будет настраиваться на учёбу, как только начался ритуал. Когда домашнее задание становится не выбором, а привычкой ребёнка, вероятность того, что он отложит его на потом, становится меньше. Можно составлять вместе с ребенком план на каждый день и регулярно проверять, насколько вы ему следуете.

 

3. Правильно организовать рабочее место
Окружающее пространство влияет на продуктивность человека. Важно обеспечить в комнате ребёнка нормальную температуру, освещение и тишину. Если уроки приходится, например, делать на диване в гостиной, где включен телевизор, — вряд ли получится сосредоточиться. Важно, чтобы у ребенка был свой рабочий стол, с которого лучше убрать все отвлекающие предметы. На письменном столе должен быть порядок и достаточно места для компьютера, учебников, тетрадей и других учебных принадлежностей. Расписание уроков и кружков перед глазами также поможет развитию самостоятельности школьника.

 

4. Составить график выполнения домашних заданий
Планирование избавляет от чувства беспокойства. Школьнику важно наглядно увидеть, какие уроки ему нужно сделать. Можно вместе с ним составить график домашних работ: задать периодичность решения регулярных задач, расставить приоритеты для заданий, имеющих срок сдачи. Контроль над ситуацией придаёт ребёнку уверенность в том, что он в состоянии со всем этим справиться. Лучше ученику самому написать план на бумаге, а не в гаджете, так как запись целей и задач от руки повышает вероятность того, что человек будет им следовать. Также нужно помогать ребёнку научиться разбивать объёмные задачу на части и включать каждую из них в расписание выполнения уроков. Распределение нагрузки избавляет от ощущения, будто большие задания — это долго, трудно и нудно. 

 

5. Чередовать занятия и отдых
Дети не чувствуют времени. Часто школьник садится за уроки, но отвлекается на соцсети, игры, и выполнение уроков растягивается на весь вечер. Предложите ему заниматься по будильнику. Интенсивную мыслительную деятельность необходимо чередовать с физической активностью или простым коротким «ничегонеделанием». Выполнение домашнего задания следует разбить на короткие периоды по 25 минут каждый. В этот период нужно, не отвлекаясь, делать уроки. Зато потом следует короткий пятиминутный перерыв, во время которого можно бегать, прыгать и скакать. После четвертого двадцатипятиминутного периода время отдыха надо увеличить до 15-30 минут.
Кстати, оптимальное время на выполнение уроков также зависит от возраста школьника:

  • 1-й класс —1 час
  • 2–3-й классы — 1,5 часа
  • 4–5-й классы — 2 часа
  • 6–8-й классы — 2,5 часа
  • 9–11-й классы — 3,5 часа

 

6. Обозначать границы ответственности
Родители часто стремятся помочь своему ребёнку. Но если школьник приходит с вопросами по урокам, а взрослый просто решает за него задачи, он ему не помогает. Он стремится поскорее покончить с этим, сэкономить своё время и нервы. Важно не отмахиваться от ребёнка, когда он просит помочь ему с домашним заданием, но и не делать за него. Нужно установить чёткие границы: домашние задания — это обязанности ребёнка, а не взрослого.

 

7. Выделять время для отдыха
Если день расписан по минутам и время на уроки есть только поздно вечером, продуктивность явно будет страдать. Нужно распределять нагрузку, чтобы учебная деятельность сменялась творческой или спортивной, была возможность переключиться на прогулку и общение с друзьями. Кружки и секции очень дисциплинируют, но если у ребенка совсем нет времени на отдых, рано или поздно это негативно отразится и на его работоспособности, и на успеваемости.

 

8. Учить ребёнка понимать, что он не знает
Метакогнитивные навыки — половина пути к самостоятельной учёбе. Метакогниция означает «знать, что я знаю», «понимать, как именно я думаю». Иными словами, уметь задать вопрос, если чего-то не понял. Например, ребёнок должен уметь сказать: «Я не понимаю, как из этой формулы получается другая» или «Я не понимаю, почему здесь надо писать «ться», а здесь - «тся».

 

9. Учитывать индивидуальные особенности
Чаще всего, если ребёнок не может делать уроки сам, у него есть проблемы с нервной системой. Кому-то легче сделать уроки сразу после школы, а кому-то необходимо сходить погулять и отдохнуть. Кого-то после обеда будет клонить в сон, а кто-то не может заниматься на голодный желудок. Некоторые дети лучше усваивают материалом днем, другие – вечером. Ответы на эти вопросы сугубо индивидуальны, поэтому важно понимать, когда работоспособность ребенка выше и какое время лучше всего подходит для выполнения домашней работы.

 

10. Увлечь предметом 
В учебнике по биологии иногда факты выглядят сухо, а формулы по физике воспринимаются как непонятное заклинание. Если ребенку неинтересен какой-то предмет, то можно его заинтересовать – например, показать фильм по теме или отвести в музей или на мастер-класс, где проводят яркие и веселые опыты.

 

11. Показывать пример
Если ребенок видит, как родители осваивают новый язык, слушают лекции, стараются узнать что-то новое — учеба для него становится естественной частью жизни и не вызывает вопросов. А если, например, папа утверждает, что даты по истории ему в жизни никак не пригодились, а мама рассказывает, как болтала на уроках математики, то, скорее всего, и ребенок будет относиться к учебе не слишком добросовестно.

 

Выполнение домашнего задания – сложный, но необходимый процесс. Здесь главная задача родителей быть терпеливыми и чуткими, позволяя детям быть самостоятельными и оказывая поддержку там, где это необходимо. Школа — один из важных этапов жизни. Постарайтесь относиться к нему спокойно, терпеливо и позитивно.

Чтобы ребенку было легко учиться в школе и выполнять домашние задания, чтобы школа не стала для ребенка неожиданным и неприятным сюрпризом, необходимо как минимум за год до школы (а лучше за два) начать посещать развивающие занятия по разным направлениям (ИЗО, шахматы, лепка, моделирование, иностранный язык и др.). Но, пожалуй, самыми полезными занятиями в возрасте 5-7 лет являются психологические развивающие занятия, психологическая подготовка к школе и развитие учебных навыков. Все эти занятия давно и успешно проходят в нашем развивающем центре «Летиция», и ведут их опытные высокопрофессиональные специалисты – педагоги, психологи, логопеды. Дети, которые посещали занятия в нашем центре, спокойно, уверенно и комфортно чувствуют себя в новой школьной обстановке – для них она не нова, как таковая, и домашние задания тоже не новы, поскольку на дошкольных занятиях они обязательно получали соответствующие их возрасту задания на дом. Психологически эти дети готовы к обучению в школе. Адаптация к школьному обучению проходит у них в несколько раз быстрее и легче, чем у детей, не посещавших подобные занятия в дошкольном возрасте. В «Летиции» всегда рады новым ученикам, к каждому из которых наши педагоги, психологи, логопеды стараются подобрать свой «ключик» и максимально учитывать индивидуальные особенности и способности детей.