И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

Многие взрослые связывает оценки в школе с успешностью их ребенка в будущем, не вполне понимая, что между первым и вторым не всегда есть прямая связь. Оценка — дело субъективное. Она складывается из многих факторов, в том числе из личного отношения учителя к ребенку, прилежности школьника и так далее. Плохие оценки могут быть обусловлены разными причинами. Перечислим некоторые из них.


Отсутствие подготовки к конкретному уроку, усталость, плохое самочувствие
Плохая оценка как следствие неподготовленности к уроку - это самая простая и очевидная причина, которая может случиться с каждый ребенком, и из нее можно сделать только один вывод – лучше подготовиться в следующий раз. Увеличение количества ошибок, которое приводит к занижению оценок, может быть также показателем усталости или плохого самочувствия.

 

Хроническая неуспеваемость по предмету
«Тройки» и «двойки» часто появляются по причине того, что ребенок пропустил, не освоил какую-то тему, и этот пробел в знаниях нарастает, как снежный ком. В таких случаях в принципе получить положительную оценку нет возможности, потому что отсутствуют базовые знания. Решение этого вопроса требует дополнительных занятий по предмету, чтобы освоить программу и наверстать упущенное.

 

Привлечение внимания родителей
Несмотря на то, что родителям может казаться, что дома всё в порядке, нередки случаи, что в семье не налажен качественный контакт с детьми, поэтому плохие оценки являются для них одним из способов привлечения к себе внимания взрослых. Например, если ребенок получил двойку, он получает большее количество внимания от родителей - они могут, отложив все дела, сесть и позаниматься с ним, а когда проблем с оценками нет, родители не видят смысла уделять дополнительное время общению с детьми.

 

Разные способности
Только часть из широкого спектра способностей и талантов раскрывается в рамках типичного учебного процесса. К тому же, способности могут находиться в разных областях – например, детям с гуманитарным складом ума легче писать сочинения, но сложнее доказывать теоремы. У всех детей также разный темп формирования навыка: одни, после объяснения на уроке, уже понимают, как выполнять подобные задания, и легко справляются с первой же самостоятельной работой, а другим нужно время на освоение нового материала. Причём, это не значит, что первые «умнее» вторых. Так, детям с творческим типом мышления легче придумывать, чем воспроизводить то, что демонстрируют другие. Иногда в школе они производят впечатление тугодумов. Оценивая уровень старательности, важно замечать количество потраченной ребёнком энергии на выполнение задания, а не ориентироваться на оценку и даже качество выполнения работы. Например, гиперактивный ребёнок тратит гораздо больше сил на выполнение письменной работы, чем ребёнок, способный управлять своей активностью. Не все дети способны управлять своим вниманием, особенно в процессе длительной деятельности.

 

Отсутствие мотивации к учебе
Для некоторых школьников приготовление домашних заданий и работа на уроке не попадает в зону ведущего интереса и высокой личной значимости. Например, многие одарённые дети в начальных классах учатся не очень хорошо, так как им не свойственна так любимая учителями «старательность». Эти дети готовы массу времени и сил тратить на то, что им интересно, но и их трудно заставить выполнять рутинную работу.

 

Мы перечислили основные причины, по которым ребенок может получить плохую оценку. При каждой из них стратегия поведения родителя должна отличаться, но есть общие правила, которым лучше следовать для того, чтобы спокойно реагировать на оценки.

 

Сначала рассмотрим, чего точно не стоит делать родителям.

Придавать оценкам слишком большую значимость

Не стоит слишком заострять все свое внимание на оценках, ведь они зачастую субъективны. В целом нужно снижать степень важности внешних оценок, в противном случае во взрослой жизни дети могут стать неуверенными, бояться негативных характеристик и слишком зависеть от чужого мнения. У детей не должно возникнуть связки «хвалят – я хороший, нет – плохой». Нужно оставлять ребенку право на ошибку и показывать, что ошибиться может каждый.

 

Приклеивать ярлыки и сильно ругать
Часто родители называют ребенка двоечником после полученной неудовлетворительной оценки. При этом могут никогда не называть его отличником при получении пятерки. Нельзя называть ребенка «троечник», «двоечник», «глупый», «неспособный». Если ребенок старался выполнить задание, но вышло не очень удачно, учитель поставил низкий балл, дети в классе посмеялись, да еще и родители расстроились, отругали, то по законам психологии, учеба неизбежно свяжется с неприятными переживаниями, сформируется негативное отношение к ней. Если постоянно ругать и стыдить за оценки, то можно создать ситуации, когда ребенок не захочет возвращаться домой из школы из-за мысли, что его ждет суровое наказание.

 

Сравнивать своего ребенка с другими детьми
Важно учить детей сравнивать свои достижения не с чужими, а со своими собственными. Допустим, ребенок пришел на занятия со скоростью чтения 80 слов в минуту, спустя несколько занятий он читает уже около 120 слов. Это хороший результат, это его победа. И нельзя сравнивать его результаты с другом. Странно будет соотносить результаты, если друг изначально пришел на занятия с иной скоростью чтения и добился результатов, исходя из своих первоначальных данных.

 

Устраивать рыночные отношения
Если просить ребенка получить «пятерку» в обмен на подарки или карманные деньги, вряд ли это пробудит истинный интерес к занятиям. Так дети начинают стремиться вовсе не к знаниям, а к материальному поощрению, а их запросы с возрастом только растут. Учеба – это их работа, которую они должны выполнять не за награды.

 

Интересоваться только оценками
Когда родители интересуются только оценками, дети начинают отдаляться. Важно следить за тем, чтобы общение с ребёнком не ограничивалось темой школьных отметок и выполненных/невыполненных домашних заданий. Часто случается, что чем больше отметки не удовлетворяют ожидания родителей, тем сильнее этот перекос в отношениях. Хорошая школьная успеваемость даёт много преимуществ растущему человеку и это вполне достойная цель. Но у детей должно оставаться время на общение с членами семьи и друзьями.
Назначение оценки - показать ученику насколько он усвоил тот или иной материал, какой навык у него пока недостаточно хорош. Школьная отметка - это не оценка личности, не оценка способностей, не повод расстраиваться! Отнеситесь к ней как к информации о том, что уже усвоено, а что еще нет. Это повод разобраться и найти способ решения проблемы. Если мы принимаем этот принцип, тогда фразам типа «Ты меня расстроил!» и «Как тебе не стыдно!» нет места. Наша задача - помочь ребёнку сделать вывод и выстроить план решения проблемы.

Приведем следующую последовательность диалога по поводу «плохой» оценки:

1. Как тебе самому эта оценка?
Или (когда плохие оценки стали уже типичной ситуацией и у ребенка включилось внешнее «безразличие», как механизм психологической защиты): «Я вижу, что тебе самому эта оценка неприятна». Или даже: «Ты делаешь вид, что тебе все равно, но я вижу, что эта оценка тебе неприятна».

2. Как так получилось, что ты получил эту оценку?
Для того, чтобы разговор удержался в русле поиска причины, важно следить за своими интонациями - в них не должно быть обвинения и запугивания. При получении поверхностного ответа нужно продолжать задавать уточняющие вопросы до тех пор, пока не дойдёте до тех действий (или бездействий), которые привели к проблеме.

3. Как планируешь решать проблему?
Здесь не должно быть обобщённого ответа типа: «Я буду стараться!» (Что именно ты будешь делать? Что конкретно ты будешь делать по-другому?), «Я исправлю!» (Как именно ты будешь исправлять?). Цель разговора состоит в том, чтобы его итогом стал конкретный план действий.

4. Этого достаточно для решения проблемы? Есть что-то, что может тебе помешать? Как этого можно избежать? Нужно быть готовыми к тому, что ребёнку сначала будет сложно находить ответы на вопросы, поэтому важно помогать ему их найти.

 

Таким образом, узнав о низкой оценке, пробуем выяснить причину, без обвинений и запугивания, найти то действие или бездействие, что привело к такой ситуации. Если в процессе разговора ребенок будет перекладывать ответственность на других, то через вопросы возвращаем ему ответственность за сложившуюся ситуацию. Например: «Это сосед по парте меня отвлекал!» — «Как так получилось, что ты отвлекся на него?». Дальше стараемся выйти на конкретный план действий, узнать, что ребенок будет делать для исправления проблемы. Уточняем, достаточно ли составленного плана действий для решения, нет ли еще каких-то помех, на которые можно обратить внимание уже сейчас. Выстраивая разговор подобным образом, мы учим детей направлять свое внимание на поиск решения возникающих неприятностей и формируем адекватную реакцию на трудности, что очень пригодится в жизни. Разговаривая по этой схеме, родители постепенно формируют у детей алгоритм реагирования на трудности, который им очень пригодится и в других сферах жизни, так как дети учатся сосредотачивать свое внимание, прежде всего, на поиске решения проблемы, а не на своих эмоциях и переживаниях.

 

Основная задача родителей — не вырастить отличника, а вырастить человека, способного идти по жизни уверенно, получая радость от движения к своим целям, и не потерять в погоне за «пятерками» здоровье детей и хорошие отношения с ними.

 

Даже зная общие рекомендации психологов по поводу того, как решать ту или иную проблему, родителям не всегда удается самостоятельно это сделать. В этом случае, конечно, целесообразно обратиться к специалисту – психологу, который учтет все особенности конкретной ситуации и индивидуально-личностные особенности вашего ребенка, и подскажет наиболее оптимальный способ решения проблемы. В нашем детском развивающем центре «Летиция» работают высокопрофессиональные и опытные психологи, которые всегда рады вам помочь! Не сомневайтесь и не откладывайте решение проблемы на потом. Звоните и приходите в «Летицию»!