Дорогие родители! С 4-го сентября "Летиция" начинает свою работу. В этом году мы продолжаем обсуждение актуальных проблем воспитания и развития ребенка. Будем рады вашим вопросам и комментариям!

Это период интенсивного интеллектуального развития малыша. Теперь ребенок очень хорошо понимает многие вещи, в том числе правила поведения в обществе. Если правильно организовать воспитательный процесс в этот период, то очень легко можно закрепить в ребенке нравственные нормы, сформировать умение ребенка контролировать и регулировать свои психические процессы, потребности и желания. В речи ребенка рассматриваемого периода можно наблюдать проявления мышления. Ребенок понимает смысл сказанного. С ним уже можно беседовать на серьезные темы. Данный этап развития ребенка важен еще и тем, что в это время приобретаются социальные навыки общения. Общаясь с детьми и взрослыми, ребенок учится непроизвольно выбирать манеру и способ общения.

Рекомендации родителям

Нужно обучить малыша основным навыкам самообслуживания. Ребенок должен уметь самостоятельно есть, ходить на горшок, знать свои вещи из одежды. Важно к этому возрасту научить ребенка быть благодарным и говорить «спасибо». Нужно быть с ребенком крайне терпеливым. Дети трех лет легко возбуждаются от резкого окрика и настроения окружающих, поэтому взрослые должны быть ласковыми, уравновешенными и внимательными, так как ребенок легко перенимает поведение и потом трудно будет что-то скорректировать. Запретами пользоваться можно и даже нужно, но делать это надо в форме беседы. Если «нельзя», то тут же надо объяснить «почему именно нельзя». Только при этом важно не пугать детей какими-то страшными последствиями. Особый момент в развитии трехлетнего ребенка - формирование его самостоятельности. «Я сам» — частые выражения малыша конца раннего возраста. Неважно, умеет он, или не умеет, но он будет пробовать это сделать. Здесь важно не загубить первоначального стремления ребенка к деятельности. Вообще, активность ребенка – это основное условие развития в раннем детстве. Родителям нужно как можно больше общаться с малышом, играть с ним, позволять исследовать новые территории, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Желательно также уделить особое внимание эстетическому развитию, нравственному и трудовому воспитанию, чтобы ребенок с первых лет учился воспринимать красоту, быть добрым, внимательным и помогать окружающим.

 

В первую очередь, данный возраст связан с очень большой подвижностью ребенка. Ребенок начинает ходить, и мир его восприятия становится намного шире. Перемещение доставляет ему огромное удовольствие. Передвигаясь, на своем пути ребенок пытается ухватить все, что плохо, и даже хорошо лежит. Захватив что-то, малыш ощупывает предмет и рефлексивно тянет в рот, знакомясь с его свойствами. С одного года у детей начинается формирование важнейших функций головного мозга, что способствует становлению особенностей поведения и формированию характера. Общение с другими детьми и взрослыми формирует социальные черты поведения маленького человечка. Возрастает тяга к познанию. Через прикосновения к разным вещам ребенок получает различного рода информацию. В этом же возрасте интенсивно развивается речь. Постепенно ребенок начинает использовать монологические высказывания, дает определения, характеризуя их точными качествами. Например, он точно знает, что «кошечка — это мяу-мяу, а собачка — это гав-гав». Словарный запас ребенка быстро растет. Появляются фразы, взятые из обихода общения взрослых, находящихся рядом. Также в период до двух лет ребенку становятся понятны его внутренние ощущения. Можно заметить, что настроение у малыша часто меняется.

Рекомендации родителям

Нужно как можно больше говорить с малышом, комментируя свои действия. Не надо коверкать слова, исключая произнесение сложных звуков. Важно использовать как можно больше игр, особенно тех, которые вызывают у ребенка желание произносить разные слова и фразы. Можно применять метод повторения. В этом возрасте также очень полезны игры, развивающие мелкую моторику. Это могут быть просто переборы игрушек разной формы, разглядывание фигур разного цвета, игры на угадывание через ощупывание. Сейчас для развития начали использовать метод акватерапии: в воду помещаются различные игрушки. Вода действует успокаивающе, а водные игры стимулируют развитие нервной системы ребенка.

Данный возраст считается фундаментальным с точки зрения интеллектуального и физического роста, поэтому для гармоничного развития во всех сферах стоит уделить максимальное внимание ребенку именно в эти годы. Только в раннем возрасте можно наблюдать, как стремительно происходит преобразование малыша в маленькую личность. В это время ребенок начинает осознавать себя, свои действия, у него развиваются память, внимание, мышление, восприятие, закладывается личность. Ребенок учится общаться, усваивает основные моральные и нравственные нормы, у него закладывается самооценка, впервые появляются волевые формы поведения, необходимые как во взрослой жизни, так и при поступлении в школу.