Не хочу читать!

Елена Каримулина психолог

Родители часто жалуются: «Моя дочь не любит читать» или «Сын знает уже буквы и умеет читать, но за книжку его не усадишь».

Слушать же чтение родителей, бабушек или дедушек любят все дети. К сожалению, мы часто отмахиваемся от просьб детей почитать ещё – дескать, некогда, дела. И напрасно. Потому что любовь к чтению начинается не со знания букв, а с интереса к написанному и потребности что-то узнать.

Глава 1. Опять то же самое… 

Известно, что маленькие дети любят слушать одну и ту же историю. Ведь уже знают её наизусть, а всё равно просят ещё раз почитать. За этим может стоять радость узнавания (в отличие от познавания), причём дети любят слушать сказку из одних и тех же уст, потому что в этом случае добавляется ещё и фактор общения с любимым человеком.

Кроме того, неоднократное чтение сказки создаёт предпосылки к тому, что у ребёнка появляется желание самостоятельно её пересказать. Взрослый может подтолкнуть развитие данного психологического явления. Предложите ребёнку закончить предложение (в рассказе, сказке) или строчку стихотворения. Малыши, как правило, охотно на это откликаются – для них это забавная игра. В такой момент иногда даже непонятно, кто радуется игре больше: взрослый или ребёнок.

Известный детский писатель Джанни Родари предлагал использовать хорошо знакомые ребёнку сюжеты для развития у него наблюдательности и фантазии. Попробуйте что-то перепутать, назвать героя по- другому (например, «Синяя Шапочка»), изменить сюжет (позвала Красную Шапочку мама и попросила отнести пирожки и горшочек масла дедушке) и понаблюдайте за реакцией ребёнка. Такие «ошибки» не только развеселят малыша, но наверняка привлекут его внимание, заставят вслушиваться в содержание.

Глава 2. Что «прячется» за звуками?

Чтение знакомых рассказов пробуждает интерес малышей к буквам, к печатному слову: они начинают понимать, что за определёнными звуками прячутся определённые слова.

Покажите ребёнку, где написано ключевое слово («Буратино», «Маша» или «огниво», когда вы читаете соответствующий текст), а в какой-то момент не читайте это слово, а укажите его на странице, пусть малыш «прочтёт» сам, похвалите за это. Малышу постепенно становится интересно не только слушать, но и смотреть на текст.

Известно, что типичная ошибка родителей заключается в следующем: как только ребёнок начинает читать самостоятельно, взрослые перестают читать ему вслух. Более того, думают, что тем самым помогают ему научиться читать быстрее. На самом деле для ребёнка 6–7 лет (не говоря о более раннем возрасте) самостоятельное чтение представляет собой огромный труд, в котором задействованы многие психические процессы: память, внимание, мышление, требующие согласованной работы многих участков мозга. Ребёнок легко устаёт, а со стороны может показаться, что ему не нравится читать.

Глава 3. Какую дверь открывает золотой ключик? 

Ещё одна причина, по которой дети предпочитают слушать, а не читать самостоятельно, заключается в том, что скорость их чтения ещё не соответствует потребности в информации. Книга интригует, завораживает, скорее хочется узнать – что же дальше… А собственное чтение ещё так неповоротливо и неуклюже. Вот почему дети так любят смотреть мультфильмы: в них события развиваются динамично.

Чтобы заинтересовать ребёнка в самостоятельном чтении, некоторые родители делают так. Они договариваются со своим чадом о том, что небольшой кусочек читает он сам, а всё остальное – взрослый. С каждым разом текст для самостоятельного чтения увеличивается. Другой вариант: ребёнок и взрослый читают чередуясь.

Большая ошибка современных родителей – торопливость в обучении ребёнка основам чтения. Понятно, что это диктуется многими причинами, одна из которых - некоторые школы принимают детей, только умеющих хорошо и быстро читать. Это побуждает родителей необоснованно рано переводить ребёнка от послогового чтения к чтению целыми словами. В результате у него формируется угадывающий тип чтения, для которого характерно искажение окончаний слов («Меня з о в у т Лена» вместо «Меня з о в ё т Лена). Ребёнок догадывается о слове по его началу, сокращает слово («налила» вместо «напилила»), искажает структуру слова, читает сначала последующий слог или начало следующего слова (вместо «лиса свернула» читают «лиса свернулась», потому что следующее слово – собаки, и от него малыш успевает «захватить» букву «с»). Понятно, что всё это приводит к искажению смысла прочитанного и последующих трудностей с пересказом.

Глава 4. Рекомендации родителям  

  • Не надо торопить ребёнка при переходе к укрупнённому чтению словами, лучше научить его хорошему беглому послоговому чтению, с правильной артикуляцией (особенно гласных букв, если написана буква «а», то она читается с широко открытым ртом).  
  • Если вы видите, что ваш сын или дочь торопится, угадывает слово, попросите читать медленно, сами задайте темп. В этом случае полезно закрывать последующий слог с тем, чтобы ребёнок читал только ту часть слова, которая видна. Такой приём не дает закрепиться угадывающему способу чтения.
  • Позаботьтесь о том, чтобы дошколёнок правильно произносил слова. Если вы заметили, что некоторые буквы он произносит неправильно, шепелявит, – не затягивайте с посещением логопеда. Активные занятия по постановке правильных звуков проводятся с 5 лет, но полезные советы родителям со стороны логопеда не помешают и в 4 года.

Глава 5. Чем раньше, тем лучше 

Когда родители подозревают, что у их ребёнка проблемы со слухоречевой памятью, проверить это можно, попросив малыша повторить отдельные предложения, например: «В саду за высоким забором росла старая яблоня». Если ребёнок даже после пяти повторений не может полностью воспроизвести предложение, можно предположить, что проблемы с объёмом слухоречевой памяти у малыша действительно есть. И в этой ситуации раннее обучение чтению становится необходимым для задействования компенсаторных механизмов.

Действительно, запоминание слов, предложений у ребёнка, не умеющего читать, происходит в основном за счёт слухового анализатора. В некоторых случаях добавляются зрительный (иллюстрации, отдельные картинки, то есть зрительный образ), а также тактильно-двигательный (например, при пересказе взрослый активно подсказывает ребёнку что-либо с помощью жеста или того же зрительного образа, но как бы прорисованного в воздухе – в том же предложении забор как ряд вертикальных палочек).

Написанное же слово – это памятка. Ребёнок, умеющий читать, запоминает текст, имея дополнительную опору: слово не только звучит, оно видится.

Глава 6. Почему психолог, а не логопед? 

Дело в том, что психологи всё чаще сталкиваются с такими явлениями, как школьная дезадаптация, школьные неврозы у ребят. Психиатры и психологи говорят о дидактогении, то есть об отклонениях в здоровье ребёнка, вызванных самим учебным процессом. И вот, обследовав такого ребёнка, психолог выясняет, что ещё задолго до школы у него появилась негативная установка на чтение. Родительские ли амбиции, неправильная методика раннего обучения могли подготовить почву для этих проблем, но они существуют.

Ещё раз подчеркнём: любовь к чтению начинается с любви и доброжелательности в семье, а совместное чтение – это радость и средство общения. Так что от нас, взрослых, зависит, научится ли наш ребёнок хорошо читать, полюбит ли книгу.