И.А. Галкина (к.пс.н.)

 


Ребенок на третьем году жизни активно исследует пространство, осваивает время, учится работать по образцу, происходит активное накопление слов и формирование лексической базы речи, накопление и обобщение первого опыта, появляется самосознание. Педагоги и детские психологи рекомендуют именно в период между вторым и третьим годом жизни вплотную заниматься со своим ребенком интересными играми, проводить больше времени на свежем воздухе, при возможности больше путешествовать и дарить малышу яркие эмоции. В таком случае ему будет намного легче и интереснее заниматься изучением новой и очень полезной информации. Игры для детей этого возраста должны давать ребенку представления о форме, цвете, величине и фактуре предметов, давать возможность различных манипуляций с игрушкой (складывать, сопоставлять, накладывать, нанизывать, вставлять, разбирать–собирать), проявлять творческую инициативу.

Занятия с ребенком третьего года жизни имеют свою специфику:

- предоставление большей самостоятельности ребенку;

- уважительное отношение к ребенку, признание его права на собственный выбор;

- тактичная помощь и контроль за действиями ребенка.

 


Игры для развития внимания и памяти

 


Чего не хватает на столе?

Расставьте на столе 5-6 игрушек, попросите ребенка внимательно посмотреть на эти игрушки. Далее, пока ребенок отворачивается, вы убираете одну игрушку и говорите: "Угадай, чего не хватает на столе, какой игрушки?" Если ребенок справляется с этим заданием, увеличивайте количество игрушек. Затем поменяйтесь ролями - теперь ребенок прячет игрушку, а вы отгадываете. По мере усвоения ребенком смысла этой игры усложняйте задание. Даете ребенку такое задание: "Посмотри на меня внимательно, запомни все в моей одежде, затем я выйду из комнаты, а когда войду, ты должен угадать, что изменилось". Выходите из комнаты и, например, надеваете шапку, входите в комнату. Ребенок смотрит на вас, видит, что появилась шапка, которой раньше не было. Вы хвалите ребенка, и игра продолжается дальше. Усложняйте постепенно задание, меняйтесь ролями.

 


Спрячь шарики

Ставите на стол три емкости разной величины с крышками и кладете три шарика тоже разной величины. Попросите ребенка спрятать большой шарик в большую банку, средний шарик - в среднюю, а маленький - в маленькую. Затем нужно закрыть каждую банку соответствующей по размеру крышкой. После этого вынуть шарики из банок и вложить банки друг в друга.

 


Игры для развития восприятия

 


Ищи подходящее

Используйте объемные игрушки с отверстиями различной формы, сквозь которые проходят круглые плашки, шары, кубики, пирамиды и т.д. Если ребенок не сразу найдет нужное отверстие, помогите ему.

 


Проведи линию

Прикрепите к столу лист бумаги. Дайте ребенку карандаш или фломастер и помогите ему провести вертикальные и горизонтальные линии. Сначала хвалите за любые попытки вам подражать. По мере приобретения ребенком навыка, учите его различать горизонтальную и вертикальную линии. Во время прогулок на улице можно показать, как провести палочкой линию на снегу, земле или песке. Если малыш четко отличает вертикальные линии от горизонтальных, покажите ему их сочетание. Пусть он поучится рисовать пересекающиеся линии.

 


Что больше?

Подберите пары одинаковых предметов, различающихся лишь размерами. Это могут быть две ложки - чайная и столовая, две шапки - взрослого и ребенка, ботинки, книжки, тарелки, кубики, куклы, игрушечные машинки; словом, любые предметы, знакомые ребенку. Попросите его: "Покажи мне большую ложку", "Поцелуй маленькую куклу". Попросите ребенка надеть вам на голову большую шляпу. Спросите: "Этой кукле годятся большие туфли? Или ей нужны маленькие?" Предложите ребенку построить большую башню из больших кубиков и маленькую башню из маленьких. Покажите ребенку один из двух разных мячей и спросите: "Это большой мяч или маленький?" Попросите ребенка нарисовать большой или маленький круг, большое дерево и маленький цветок. Пусть вылепит из пластилина большой пирог и маленький пирожок.

 


Игры для развития тонкой моторики и творческих способностей

 


Рисование

Как можно чаще рисуйте вместе с ребенком. Научите его рисовать домик, человечка, машинку, паровозик и т.д.

 


Лепка

Оторвите маленький кусочек пластилина и покажите ребенку, как можно сделать из него шарик, палочку, кружочек и т. д. Постарайтесь привить ребенку интерес к лепке: это очень важно для его развития.

 


Вырезание

Купите ребенку небольшие ножницы с закругленными концами. Покажите, как пользоваться ножницами. Обхватив руку ребенка, помогите ему что-нибудь вырезать.

 


Игры для развития познавательных способностей

 


Одним цветом

Положите перед ребенком два кубика - красный и синий. Возьмите еще один красный кубик и поставьте его на первый, назвав его цвет. Протяните ему второй синий кубик и попросите поставить его на такой же синий. Повторите это задание несколько раз. Возьмите затем кубики других цветов (черные, белые, желтые и зеленые). Всегда называйте цвета ребенку, просите его повторить за вами эти названия. Но не ожидайте, что все они сразу же войдут в его речь.

 


Выбери одно из двух

Дайте ребенку возможность выбирать - еду, одежду, игрушки, книжки или занятия. "Что ты будешь пить - молоко или сок?". И будьте готовы дать ему именно то, что он выбрал. Если он ничего не выбрал, спросите его еще раз попозже. Когда вы готовитесь почитать малышу сказку перед сном, пусть он сам скажет, какую книжку взять. Пусть малыш выбирает себе занятие: "Что ты будешь сегодня делать - рисовать красками или лепить из пластилина?" Изобразительная деятельность вообще дает широкие возможности выбора. Рисуешь - надо выбрать краску или карандаш. Занимаешься аппликацией - надо взять нужную цветную бумагу.

 


Образное мышление

Пусть ребенок сыграет роль папы или мамы, взяв что-нибудь из одежды взрослого, нацепив на нос мамины очки или нахлобучив на голову папину шляпу. А вы позвоните по игрушечному телефону и попросите подозвать того, чью роль он играет. Пусть малыш имитирует вашу повседневную работу по хозяйству. Купите или сделайте сами уменьшенные копии таких предметов, как швабра или грабли. Учите ребенка мести пол, стирать пыль с мебели, сгребать листья в саду. Когда вы готовите обед, дайте малышу поиграть ложками, пустыми мисками, кастрюльками.

 


Игры для развития речи

Чтение

Выберите время, когда малыш готов посидеть спокойно, и почитайте ему. Начинайте со сказок и стихов (простых, звучных, ритмически ясных). Позвольте ребенку самому выбрать книжку, которую он хотел бы послушать. Поощряйте и удовлетворяйте интерес малыша к картинкам. Обязательно отвечайте на вопросы, которые могут у него возникнуть. Пусть он сам переворачивает страницы. Если вы прочли малышу сказку, расспросите его о том, про кого сказка, что в ней происходит. Выслушайте его внимательно, не стремитесь поправлять его, даже если он понял что-то не так или не может правильно назвать героев сказки. Всякий раз, когда это возможно, соотносите сказку с жизненным опытом ребенка. Если в сказке встретилась собака, заметьте: "Эта собачка как у твоего друга, правда?" Старайтесь читать с выражением, интонации вашего голоса помогут ребенку понять чувства героев, смысл происходящего. Можно помочь себе и жестами.

 


Что нарисовано?

Подберите книжки с ясными и занимательными картинками. Попросите ребенка рассказать вам о том, что изображено на картинках, внимательно выслушайте его. Если он что-то не понял, задайте ему наводящие вопросы, помогите правильно построить высказывание. Рассмотрите с малышом изображения животных, которых он знает. Поговорите с ним о том, где вы видели то или иное животное, и напомните, какие звуки оно издает (так ребенку будет легче назвать его). Рисуйте простые изображения - домик, солнце, забор и т.п., т.е. такие предметы, которые малыш мог бы назвать.

 


Сложное поручение

Пришло время давать ребенку поручения, состоящие из двух частей, когда он должен сначала выполнить одно действие, а потом другое: "Положи книжку, а потом закрой дверь". Если ему трудно выполнить вашу просьбу, покажите, что именно нужно сделать, сопровождая свои действия разъяснениями. Если ребенок выполняет только первую часть просьбы, скажите: "А о чем я еще просил?" Если он не может вспомнить, повторите просьбу целиком и помогите ему справиться с обеими ее частями. Поиграйте в игру, в которой ведущий отдает команды, состоящие из двух частей: например, сесть на пол и похлопать в ладоши. Сначала показывайте, что нужно делать; по мере того, как ребенок будет осваивать игру, переходите только к словесным командам.

 


Спроси и скажи

Чтобы ваш малыш учился разговаривать, ему надо больше общаться. А для этого задавайте ребенку вопросы по любому поводу, просите его пойти позвать папу на обед, передать что-либо папе. Конечно, сказанное вами вряд ли дойдет до папы в нужном виде, но ребенок будет стараться сказать что нужно, а это – главное.

 


Ошибка понарошку

Если, например, ребенок вместо "к" говорит "т", подберите несколько картинок или предметов, начинающихся на "к". Возьмите куклу или покажите ее на картинке. С улыбкой спросите ребенка: "Это букла?" и покачайте головой, чтобы ребенок понял игру (звук-заменитель должен быть не тот, который употребляет ребенок). Затем воспроизведите ошибку ребенка: "Это тутла?" Наконец спросите: "Это кукла?". При этом кивок и улыбка подскажут малышу, что данный звук верный. Как только ребенок уловит идею игры, не подсказывайте ему и последите, как он самостоятельно определяет верный звук.

 


У звуков есть названия

Дайте ребенку возможность услышать побольше разных звуков. Называйте источник звука: "Это будильник", "Слышишь? Самолет!", "Послушай, как поют птички!". Тогда у вас будет основание спросить его, когда он услышит звук, который уже должен быть ему знаком: "Что это?". Побуждайте ребенка в игре имитировать знакомые звуки ("Как звонит дверной звонок?", "А телефон?", "А как гудит твоя машина?"). Поиграйте в игру, где малыш будет угадывать, какому звуку вы подражаете. Затем поменяйтесь ролями. Возьмите книжку с картинками, на которых изображены животные. "Как они говорят?" Вы пришли в зоопарк. Обратите внимание ребенка на звуки, которые издают животные. Быть может, он сумеет подражать этим звукам. Купите кассету с записью голосов птиц и зверей - пусть малыш угадывает, кому они принадлежат.

 

 

 

Игры для физического развития

 


Такие разные движения

Поиграйте в игру "Делай, как я". У вас есть возможность показать ребенку некоторые новые движения. Пусть он вслед за вами скрестит руки, помашет ими, дотронется локтем до колена. Вы, конечно, покажете ему немало других движений. Кстати, хорошо бы все это сопровождать песенками, подходящими по ритму. Пусть ребенок свободно подвигается под музыку. Покажите, как в лад музыке можно покачиваться и кружиться. Не настаивайте, чтобы он в точности вам подражал. В данном случае цель - научить его сохранять равновесие.

 


Маршируем под музыку

Помаршируйте под музыку вместе с малышом. Если ребенку трудно выдерживать ритм движения, подчеркните ритм ударами по барабану. В комнате можно помаршировать, переступая через мелкие предметы.

 


Мячом в цель

Поставьте на пол мишени - пустые молочные пакеты, пластиковые бутылки и другие подобные предметы, которые легко опрокидываются. Пусть малыш, отойдя на небольшое (около метра) расстояние, попробует покатить по полу достаточно большой мяч так, чтобы он сбил мишень. Покажите ему, как это делается, помогите повторить за вами нужное движение. Постепенно, по мере того как малыш будет добиваться успехов, дистанцию увеличьте. Поиграйте в эту игру во дворе. Тут еще можно выкопать ямку - пусть малыш закатит в нее мяч. Иногда дети предпочитают бросать мяч, а не катить его. Пусть малыш сядет на пол, разведя ноги; из этого положения ему волей-неволей придется все-таки покатить мяч. Когда малыш освоит большой мяч, переходите к мячам поменьше. Пусть ребенок попробует покатить большой мяч не руками, а ногой. Затем пусть поменяет ногу. И так несколько раз.

 


Пройти по планке

Положите вдоль стены планку (брус) шириной примерно пять сантиметров. Покажите малышу, как стоять на планке и как ходить по ней. Он будет повторять ваши движения, когда ему захочется. Покажите малышу, как одной ногой ступать по планке, а другой - по полу, слегка опираясь рукой о стенку. Предложите ребенку держаться другой рукой за ваш палец. Покажите малышу, как ходить по планке боком; помогите ему в этом. Покажите, как передвигаться по планке, ступая по ней обеими ногами. От раза к разу старайтесь все меньше помогать ребенку; через некоторое время лишь слегка придерживайте его за плечи или позвольте держаться только за ваш палец. Похвалите ребенка за успехи.

 


Игры для развития самостоятельности

 


Без напоминаний

В этом возрасте ребенок учится понимать последовательность действий и переходить от одного вида занятий к другому без напоминаний. Теперь вы уже можете заранее предупреждать ребенка: "После того как мы кончим играть с кубиками, мы спустимся к почтовому ящику за газетой". Если вы видите, что ребенок действительно готов без вашего дополнительного напоминания перейти к новому занятию, похвалите его. Помогайте ребенку перейти к следующему делу, косвенно подсказывая, что именно нужно делать. Не говорите: "А сейчас будем готовиться к купанию". Спросите: "Куда мы сегодня поставим ванночку?"

 


Начни игру

Игрушки ребенка должны лежать в отведенном для них месте: ящике шкафа, стоящей в углу комнаты коробке, на книжной полке. Когда малыш ничем не занят, направьте его туда и предложите самому найти себе игрушку для игры. Помогите ему лишь начать занятие, которое он выбрал, - а дальше пусть играет сам. Время от времени смотрите, как он играет, поясняйте словами его действия и хвалите его за то, что он "все делает сам". Обратите внимание малыша на то, что каждый из членов семьи занят каким-то делом. Скажите: "Смотри, папа прибивает книжную полку, мама готовит нам обед, твоя сестренка катается на велосипеде. А что будешь делать ты?" Пусть ребенок занимается тем делом, которое он может делать самостоятельно, например, рассматривать книжку с картинками или играть с машинками, поездами или куклами.

 

 

Мы рассмотрели основные развивающие игры и занятия, способствующие успешному развитию ребенка от 2 до 3 лет. Конечно, очень важно, чтобы родители как можно больше времени уделяли своему малышу, чередовали разные игры и проявляли свою собственную фантазию и творческий подход в занятиях с ним. Однако, для того чтобы развитие ребенка в возрасте от 2 до 3 лет прошло как можно более успешно, важно не только правильное воспитание детей родителями, постоянные занятия с ними дома, но важна также и помощь профессионалов - психологов, педагогов - в этом интересном, но трудном деле. Желательно, по возможности, посещать с детьми специальные занятия, проводимые опытными специалистами. В нашем детском развивающем центре «Летиция» есть несколько дополнительных общеразвивающих программ для детей этого возраста: «Гимнастика мозга», «Познание мира – музыка – спорт» и др. Опытные администраторы нашего детского центра «Летиция» подробно расскажут вам о специфике каждой программы, и помогут сориентироваться в какую группу лучше всего записать вашего ребенка.