И.А. Галкина (к.пс.н.)

Часть 2

 

Игры для развития мелкой моторики

  • «Веселые ручонки»

Познакомьте ребенка со своими пальцами, называя их — большой, указательный, средний, безымянный и мизинец. Поиграйте с ними: каждый пальчик на одной руке здоровается со своим «тезкой» на другой — большой с большим, указательный с указательным и т.д. (прикасаясь подушечками пальцев). Затем каждый палец одной руки знакомится с каждым по очереди на другой. А теперь пусть малыш сложит ладошки и потрет подушечки пальцев друг о друга. Далее перебирая пальцами, покрутите карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок. Сначала используйте все пальцы, затем по два. Откручивать и закручивать пробки на флаконах, бутылках — полезное и интересное занятие для малышей. Пусть ребенок катает каждым пальцем карандаш, фасоль и т.д.

 

  • «Извилистые дорожки»

Скажите ребенку, что он водитель и ему нужно провести машину к дому. На дороге нужно быть осторожным — не вылезать за пределы дорожки и не отрывать карандаш от бумаги, ведя машину по изгибам дорог. Когда ребенок научился водить карандаш по таким изгибам — сужайте дорожки или меняйте сложность изгибов. 

 

  • «Пластилиновые рисунки»

Предложите ребенку нанести ровным слоем пластилин на картон или на контур рисунка (ваза, птица, дерево и т.п.), или на настоящий предмет. Затем путем вдавливания украсьте поделку горохом, рисом и т.д. А что это будет — решать вам. Например, можно облепить пластилином старую вазу и украсить ее пуговицами.

 

  • «Бумажный лес»

На листе ватмана вместе с ребенком нарисуйте или наклейте деревья, животных, птиц — это лес. Предложите ребенку через весь лес провести тропинки от домиков животных друг к другу. Заштрихуйте муравейник, нору лисы и т.д. Эта игра увлекает ребенка, в нее можно играть несколько дней, пока не заполните весь лес его жителями. Произведение повесьте на стену, пусть на него посмотрят все домочадцы. А может, добавят что-нибудь свое.

 

  • «Рваные рисунки»

Предложите ребенку порвать бумагу на мелкие части, а затем наклеить кусочки внутри контура предмета. Например, это будет волшебный цветок или сказочное дерево. Клеить можно несколько дней, ведь это занятие кропотливое. Наклеивать кусочки можно произвольно друг на друга. Используйте клеящий карандаш. Творение ребенка повесьте на стену — будет очень красиво.

 

Игры для развития общей физической подготовки

(ловкости и координации движений)

 

  • «Колокольчик»

 

Повесьте над дверным проемом веревку, привязав к ней колокольчик. Ребенок должен ползать под ней туда - обратно, не задев колокольчика. Если колокольчик зазвенел, значит, ребенок проиграл. Можно использовать и две веревки с двумя колокольчиками, привязав их концами к спинкам стульев. Расстояние между веревками должно быть не менее 50 см.

 

  • «Достань-ка»

Привяжите к дверному косяку шарик или любую другую игрушку. Ребенок должен подпрыгнуть и достать предмет. Дайте ему задание — дотронуться до игрушки 5 раз. Если получилось — значит, победил.

 

  • «Попади-ка»

Поставьте тазик на пол. Предложите ребенку с расстояния в 20-30 см бросать туда мяч или мелкие игрушки. Если попал — значит, победил.

 

  • «Дорожка препятствий»

В дождливую погоду, когда нельзя гулять на улице, поиграйте дома: устройте дорожку препятствий. Например, ребенок должен спрыгнуть со стульчика, пройти по «канату» (веревке, лежащей на полу), подлезть под веревку, допрыгать на одной ноге до стульчика, где лежит флажок, колокольчик, лента и пр., и поднять этот предмет. Полосу препятствий можно менять и дополнять: бросить мяч в корзинку, прокатить мяч по дорожке и т.п.

 

  • «Накинь-ка»

Хорошо развивает ловкость и координацию движений набрасывание колец на крючки, висящие на стене, на шею игрушечных утки, жирафа. Или пусть взрослый держит в руке палку, а ребенок будет накидывать на нее кольца.

 

Игры для развития творческих способностей

 

  • «Театр»

Дети любого возраста любят играть в ролевые игры, посредством которых они пытаются познать мир, учатся понимать взаимоотношения между взрослыми людьми, изучают законы общества, в котором живут. Чаще всего малыши дошкольного возраста играют в сказки, представляя себя на месте доброго и отважного героя. Малыши любят импровизировать на основе сюжетной линии конкретного произведения. Если ваш малыш силён как сценарист, помогите ему в постановке игрового сюжета, подготовке сцены и костюмов, подборе музыкального сопровождения, сыграйте одну из ролей в его игре. Организуйте домашний театр, в котором каждому члену найдётся место на «сцене» или в «зрительном зале».

 

  • «Последняя буква в слове»

Нужно подобрать слово на ту букву, которой заканчивалось предыдущее слово, при этом не повторять уже названных. В эту игру особенно хорошо играть и дома, и по пути в школу, и в путешествии, и в очереди.

 

  • «Сложи из фигурок картинку»

Для этой игры вам надо будет вырезать из цветной бумаги много простых геометрических фигур разных размеров и форм. Попросите ребёнка собрать из этих фигурок небольшую картинку. Какую? Пусть подскажет его воображение.

 

  • «Предметы сменили работу»

Ребенок должен придумать знакомому предмету (утюгу, пульту от телевизора, мелу, книге, газете) новые возможности: то есть ответить на вопрос: «А какую еще работу может выполнять этот предмет?».

 

  • «Предметы ожили в нашей квартире»

Предложите ребёнку пофантазировать на тему, какой был бы характер, например, у утюга, если бы тот ожил? А у телефона? А как бы вела себя лампа? Вы можете подвергнуть оживлению любой предмет в квартире. Кстати, альтернативная идея: можете на досуге нарисовать несколько пар глаз и ртов, которые можно будет в процессе игры приклеить скотчем к оживляемым предметам. Не забудьте перед игрой подогнать их по размерам оживляемых предметов.

 

  • « Угадай картинку»

Нарисуйте часть картинки и попросите ребенка угадать, на что это похоже. Если малыш не справился, дорисуйте еще деталь и опять спросите. Так до тех пор, пока он не отгадает. Потом поменяйтесь ролями: ребенок рисует, а Вы угадываете.

 

 

  • «На что похоже»

 

В эту игру можно играть на улице, например по пути в магазин. Задача состоит в том, чтобы найти элементы природы, похожие на какой-либо предмет, сказочного героя, животного. Например, палка похожа на змею или рогатку, облако похоже на черепаху и т.п.

 

  • «Смешные предложения»

Для игры понадобятся карточки с различными изображениями, лучше конечно с детскими. Каждый игрок тянет по две карточки, которые лежат рубашками вверх. И с выпавшими предметами придумывает смешные предложения. Например, воздушный шарик и машина: «машина любила пылесосить», или «машине подарили воздушный шарик». Чем больше участников будет играть в игру, тем она будет интереснее и веселее.

 

  • «Делаем книгу»

Предварительно подготовьте иллюстрации из журналов, может быть старых книг и несколько альбомных листов. Пусть ребенок выберет первую картинку, помогите ее приклеить на альбомный лист и придумайте вместе с малышом начало истории. Побуждайте кроху фантазировать, а сами записывайте историю. Таким образом оформите несколько страниц. В итоге у Вас получиться книгу, которую можно читать перед сном. Ребенку такая сказка точно понравиться, он почувствует значимость своей «работы». Возможно, первую книгу придется полностью сделать Вам, а малыш больше будет наблюдать, зато вторую книгу он точно будет делать почти сам.

 

В данной статье мы описали те игровые упражнения, которые вы можете организовать для занятий с ребенком сами дома. На их основе вы можете придумать свои собственные игры, купить настольные - главное, чтобы детям было увлекательно проводить с вами время и постоянно учиться новому. Есть также игры, которые проводятся в группах и с педагогами, психологами. Существуют специальные программы занятий с детьми 3-4 лет, которые проводят специалисты психологи и преподаватели. На сайте нашего  центра для детей «Летиция» можно ознакомиться с набором программ для занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Существует определенная специфика развивающих психологических и других занятий для детей этого возраста, Об этом вы можете узнать у администраторов и преподавателей нашего детского развивающего центра «Летиция». Они помогут вам сориентироваться и выбрать для вашего ребенка наиболее подходящую программу или набор дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, которые будут ему наиболее интересны, максимально соответствуя его индивидуальным и возрастным особенностям и способствуя развитию его личности и способностей.