И.А. Галкина (к.пс.н.)

 

Средний дошкольный возраст - важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка, его способности, познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), личностные качества (доброта, дружелюбие, дисциплинированность, ответственность и т.п.). Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируется личность ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

В этой статье можно ознакомиться с достаточно простыми развивающими упражнениями (играми), которые могут выполнять с детьми сами родители. Эти занятия очень важны для успешного развития ребенка. Но есть специальные более сложные упражнения, которые целесообразно проводить с детьми психологу на специальных занятиях. В нашем детском развивающем центре «Летиция» работают высокопрофессиональные специалисты, которые ведут ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ с детьми по своим авторским программам. Количество детей в группах 6-12 человек. Это позволяет психологу на занятиях, учитывая индивидуальные особенности детей, уделять внимание каждому ребенку.

 

Игры для развитие памяти

«Фотоаппарат»

В течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку из лото или картинку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

 

«Сорока-белобока»

Разложить на столе 5-6 предметов. Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

 

«Повтори орнамент»

Взрослый дает ребенку половину игрового материала (бусинки, пуговицы, счетные палочки по 12 штук), остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

 

«Запомнил - нарисовал»

Наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

 

«Какая она»

Назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т.п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо - овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.

 

Игры для развития внимания

«Хлопни в ладоши»

Взрослый называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

 

«Вычеркни все буквы К»

Предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «к». Фиксировать время и количество ошибок. Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у» и т.п.

 

Игры для развития мышления

«Да-нет-ка»

Взрослый загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а ребенок должен разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие же вопросы, на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».

 

«Сундук с сокровищами»

Предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, какая вещь внутри сумки.

 

«Снаружи - внутри»

Назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи. Например: дом - подушка, котлета - кастрюля, сердце - кошка, рыба - река, сахар - чай и т. д. Затем поменяться ролями - пусть ребенок назовет пару слов.

 

«Третий лишний»

Взрослый называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, но «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» - нет. Значит, слово рыба «лишнее». Примеры троек слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай и т.п.

 

«Отгадай по описанию»

Заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ. Например: красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром (бабочка).

 

Игры для развития речи и обучения грамоте

«Какой он?»

Предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, - квадратные. Пусть ребенок найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.

 

«Что ты слышишь?»

Взрослый сажает ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или чем производили тот или иной звук. Начать целесообразно с простого - с музыкальных инструментов, а затем переходить к другому: бумаге, фольге, перелистыванию страниц в книге. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа или слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.

 

«Кто как разговаривает»

Предложить ребенку показать, как разговаривает кошка, как разговаривает ее детеныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.

 

«Предлоги»

Расчертить одноразовую картонную тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумать предложение. Пусть сначала оно будет простым.

 

«В слова»

Предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.

 

«Смысл слова»

Предложить ребенку объяснить, как он понимает смысл слов «велосипед», «нож», «шляпа», «мяч», «письмо», «зонтик», «подушка», «гвоздь», «осел», «мех», «алмаз», «соединить», «лопата», «меч», «неприятность», «храбрый», «герой», «стихотворение» и др.

 

«Слого-мяч»

Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу окончание так, чтобы получилось слово. Например, к слогу «ко» можно прибавить «ро – ва» - получится «корова», к «ли» добавить «са» - получается «лиса». Важно, чтобы дети соблюдали правило: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся: «ко – ро – ва», но не «ка – ро – ва».

 

«Книжный детектив»

Загадать букву и дать задание ребенку - найти в книге картинку на эту букву. Если играют несколько детей, ввести элемент соревновательности: выигрывает тот, кто найдет большее число нужных картинок. Усложнить игру можно, загадав какой-то предмет, изображенный в книге, и предупредив ребенка, что в задуманном слове, например, две буквы «о» (корова).

 

Игры для математического развития

«Кто где»

Расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.

 

«Отгадай число»

Спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т.д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а взрослый говорит, больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

 

«Счетная мозаика»

Вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

 

«Точка-путешественница»

Взрослый садится за стол, кладет правильно тетрадь, показывает ребенку, как правильно держать ручку. Предлагает поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно предложить ребенку поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвертой клетке левого угла внизу тетради и т.д.

 

«Только одно свойство»

У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

 

«Найди и назови»

На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Взрослый просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

 

«Чудесный мешочек»

В мешочек взрослый кладет шишки, матрешки, кубики, небольшие шарики. Ребенку объясняет, что в чудесном мешочке спрятались разные предметы, называет их и предлагает достать: 4 кубика, 3 шишки, 2 шарика.

 

«Молоточек»

Взрослый предлагает детям поднимать карточки с цифрами, соответствующие количеству ударов молоточком.

 

«Будь внимателен!»

Взрослый молча показывает ребятам разное количество игрушек, других предметов или изображений. Дети поднимают таблички с соответствующими цифрами.

 

Творческие игры (сюжетно-ролевые)

«Детский сад»

Взрослый предлагает поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, разные зверюшки.

 

«Магазин»

Взрослый предлагает разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. В ходе игры необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями.

 

«У врача»

Взрослый предлагает поиграть в поликлинику. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т.д.