И.А. Галкина (к.пс.н.)

Современный запрос общества – раннее обучение иностранному языку. Знание одного или нескольких иностранных языков уже давно стало нормой. Уже никого не удивишь, когда при найме на работу спрашивают, каким языком, кроме родного, владеет соискатель. Люди стали много путешествовать по миру, искать информацию, используя источники, как на родном языке, так и на иностранных сайтах. Родители все чаще задумываются о том, чтобы дать своим детям возможность выучить иностранный язык на высоком уровне. Приоритетным при выборе, как правило, бывает английский язык, так как он используется во всем мире, а на его базе потом легче осваиваются и другие иностранные языки.


Последние лет двадцать в русскоязычной среде появилось понимание того, что для успешного освоения иностранного языка его нужно начинать учить как можно раньше. Безвозвратно ушли в прошлое те годы, когда английский язык дети начинали изучать только с пятого класса. И если ещё недавно самые маленькие ученики были 5-6 летнего возраста, то сейчас появились 3-4 летние малыши. Исследования современных ученых, психологов, а также опыт педагогов-практиков показывает, что наиболее сензитивным возрастом для изучения иностранных языков является период от 3 до 8 лет. Причем установлено, что именно в это время ребенок не только усваивает языки на понятийном уровне, но процесс обучения и полученные знания в целом положительно влияют на развитие его когнитивных способностей и уровень общего психического развития.


Вплоть до полового созревания мозг остается гибким и может в высокой степени поглощать информацию и усваивать языки. Но чем ближе переходный возраст, тем больше снижается активность головного мозга, и начинать изучение языка после 14 лет становится сложной задачей. Чем старше становится человек, тем все меньше у него возможностей получить знание быстро и качественно. Многие взрослые, сталкивающиеся с необходимостью изучать иностранный язык, встречались с проблемами, которые возникают при попытке начать разговаривать. Новые слова уже не запоминаются легко и свободно, их нужно «зубрить». Привычные для человека конструкции постоянно мешают говорить правильно на новом изучаемом языке. У детей дошкольного возраста таких проблем не возникает. Они просто играют и повторяют за взрослым новые варианты общения. С удовольствием смотрят мультики на неизвестном языке и интуитивно понимают их смысл.


Мозг ребенка намного эластичнее и восприимчивее к познанию различных форм языкового общения и без усилий может усваивать одинаково хорошо большое количество различной информации. Ребенок не подвержен поиску штампов при разговоре, ему не нужно опираться на знание слова в родном языке, чтобы понять суть разговора. Дети в раннем возрасте легко и непринужденно впитывают звуковые конструкции. Особенностью детей до 7-8 лет является то, что они не боятся сказать или сделать неправильно. Они с удовольствием используют новые конструкции и через исправление неправильных вариантов интуитивно понимают логику языка.


Если сравнить сложность в изучении языка ребенком до 7 лет и 14-18 лет, то заметна разница в восприятии материала и качестве воспроизведения слов и звуков. После завершения полового созревания активность мозга снижается, и человек вынужден учить язык через заучивание грамматики и отдельных слов. Для маленьких детей грамматика не существенна. Они копируют звуки и запоминают алгоритм речи.


В большинстве работ по изучению проблемы раннего изучения иностранного языка специалисты сходятся во мнении, что наиболее благоприятным возрастом для начала регулярных занятий является возрастной период 4-5 лет. К этому возрасту дети уже осваивают родной язык на достаточном уровне и при отсутствии речевых проблем могут с легкостью начинать изучать второй язык. На это есть несколько причин:

  • именно к 4 годам проявляются основные логопедические особенности речи ребенка, и появляется возможность их вовремя скорректировать;
  • возможности головного мозга в этом возрасте находятся на самом пике, что позволяет легко усваивать новый сложный материал;
  • дети этого возраста уже психологически готовы к обучению, но еще не боятся совершать ошибки;
  • дети готовы и стремятся работать в коллективе, могут осваивать материал, как в индивидуальной, так и в групповой форме обучения;
  • у детей уже сформирован большой словарный запас;
  • дети этого возраста более внимательны и сконцентрированы, чем более младшие дети, поэтому могут заниматься около 30 минут;
  • у детей 4-5 лет все чаще возникает необходимость в целенаправленной деятельности и достижении результата.


Рекомендуемый возраст для начала обучения ребенка иностранному языку подтверждается не только научными работами, но и практической деятельностью. Поэтому почти все языковые школы и курсы предлагают свои услуги детям, начиная с 4 лет.

 

Кроме очевидной пользы от знания ребенком иностранного языка, выявлены следующие позитивные изменения в развитии ребенка, происходящие благодаря процессу обучения и усвоению нового языка:

  • ребенок становится более свободным и креативным;
  • ребенок лучше понимает логические операции;
  • развиваются внимание и память;
  • совершенствуется образное мышление;
  • расширяется кругозор;
  • развивается речь, улучшается ее четкость и чистота.

 

Обучение ребенка иностранному языку проводится подобно тому, как он обучается родному языку. Детей дошкольного возраста не обучают письму, грамматике. Для этого возраста важными навыками, которые нужно освоить в иностранном языке, являются: восприятие на слух (детей обучают распознавать и понимать слова; навыки разговорной речи; изучение строится на звуковом восприятии, которое переходит в подражание и использование услышанного слова в речи). Обучение этим навыкам позволяет детям освоить начальные ступени языка и приступить к изучению более сложных. Цель обучения иностранному языку на данном этапе не подразумевает обязательного запоминания и умения использовать в речи всего услышанного. Гораздо важнее выработать умение выслушивать необходимую информацию, не бояться иностранной речи, слышать, понимать и адекватно реагировать на происходящее во время занятий. Даже если ребенок молчит почти все занятие, это не означает, что он не усвоил материал. Основная задача языка – коммуникация, поэтому с первых занятий необходимо создавать условия для вовлечения детей в общение на иностранном языке. Очень важно при любой возможности включать изученный материал в условно-речевые ситуации, связанные с личным опытом ребенка. И пусть эти диалоги состоят всего из нескольких фраз или даже слов, важность использования их в речи не подлежит сомнению. Дети включаются в игру со сверстником, сразу принимая необходимость говорить на иностранном языке, как часть этой игры.


Существует заблуждение, что для того, чтобы ребенок мог выучить язык, он должен иметь врожденные способности к этому навыку. Специалисты сходятся во мнении, что это не так. Для изучения иностранного языка ребенком до достижения им подросткового возраста препятствий практически не существует. Это мнение обосновано тем, что все дети с рождения могут выучить тот язык, который они слышат. В случае если ребенок определенного происхождения растет в иноязычной обстановке, он будет воспринимать язык, на котором с ним разговаривают, как родной. Проблемы при изучении иностранного языка могут возникать, если будет нарушена структура обучения и материал будет преподнесен в неправильной форме. На качество влияет регулярность использования нового навыка и любовь ребенка к языку. Говорить о способностях у ребенка нужно, только если вы хотите обучать его сразу более чем одному иностранному языку.


Итак, вы приняли решение, что учить ребенка иностранному языку нужно. Следующий вопрос: «Где лучше заниматься?». Если родители хорошо владеют английским и имеют необходимые педагогические умения, то хорошего результата можно достичь дома, совсем другое дело, если мамы и папы вовсе не знают чужой язык или плохо на нем говорят. Неправильное произношение родителей может передастся и ребенку, если вы не уверены в своих силах, то лучше довериться профессионалам. Если жe вы решили зaнимaтьcя c мaлышoм caмocтoятeльнo, тo мeтoдику изучeния инocтpaннoгo языкa нужнo выбиpaть, иcxoдя из ocoбeннocтeй вaшeгo peбёнкa. Taк, oдним бoльшe пoдxoдят индивидуaльныe cтpуктуpиpoвaнныe зaнятия, дpугим – cтиxи и пeceнки, тpeтьим – кoмпьютepныe диcки или мультики.


В детских садах также бывают занятия по английскому языку. Но они обычно больше похожи на школьные, то есть ребенок сидит за партой и учит новые слова. Гораздо интереснее проходят занятия в детских центрах, где их обычно проводят в игровой форме. Разностороннее изучение английского языка приносит гораздо больше пользы, а также при таком разнообразии у детей сохраняется интерес к обучению. B любoм cлучae, будeтe ли вы учить aнглийcкий язык co cвoим ребенком caми, или oтдaдитe eгo в дeтcкий цeнтp paзвития, зaнятия дoлжны пpoxoдить бeз oтмeтoк и больших дoмaшниx зaдaний, бeз экзaмeнoв, и бeз кaкoгo-либo cpaвнeния c дpугими дeтьми.


Kaк oтмeчaют oпытныe пeдaгoги, внимaниe мaлышeй тpуднo пpивлeчь oбычными зaдaниями, пoэтoму зaнятия в нашем детском развивающем центре «Летиция» пpoxoдят в нeпpинужденнoй aтмocфepe игpы, гдe мoжнo пoбeгaть, пoтaнцeвaть, cпeть пeceнку и пocлушaть cкaзку. Игpa вceгдa нaпpямую зaдeйcтвуeт дeтcкoe вooбpaжeниe, которое, в cвoю oчepeдь, aктивизиpуeт дoлгoвpeмeнную пaмять peбёнкa. Ha дeтcкиx зaнятияx пo aнглийcкoму языку иcпoльзуютcя яpкиe пpeдмeты, игрушки, кapтинки, зaбaвныe cтиxи, cчитaлки и пeceнки. Здecь нe учaт cкучныx пpaвил, a cлoвapный зaпac пoпoлняeтcя зa cчёт кpacoчныx oбpaзoв, aнглийcкиx pифмoвoк и пeceнoк. У дeтeй paзвивaeтcя фoнeтичecкий cлуx, блaгoдapя кoтopoму в дaльнeйшeм им пpoщe будeт вocпpинимaть уcтную aнглийcкую peчь. Таким образом, у peбёнкa фopмиpуeтcя бaзoвый зaпac aнглийcкиx cлoв и выpaжeний, oн увepeннo мoжeт paccкaзaть o ceбe, oтвeтить нa пpocтыe вoпpocы, пocчитaть и нaзвaть цвeтa. Ho caмoe глaвнoe – у нeгo пропадает языкoвoй бapьep, появляется языкoвoe чутьё и возникает любoвь к инocтpaнным языкaм.

Психолого-педагогический центр «Летиция» предлагает оригинальную программу обучения по английскому языку для малышей, дошкольников и младших школьников с элементами ролевых игр и психологическими упражнениями.

Цель нашей программы - организация увлекательного и эффективного обучения детей разного возраста английскому языку. Основными задачами является следующее: научить детей понимать простую, доступную по содержанию (в соответствии с возрастом) устную, а затем и письменную речь, привить им умения и навыки разговора и общения на английском языке, поставить произношение, помочь овладеть интонационным рисунком языка.


На уроках английского языка для детей разного возраста наши преподаватели используют следующие учебные пособия:

Happy House I, II; Wonderland Junior A, B; Incredible English 1, 2, 3; Welcome 1, 2; Round up Starter, Round up 1, 2 в сочетании с CD или Cassette, Multimedia CD Rom. Обязательным элементом наших курсов английского языка для малышей и дошкольников является использование видеокурсов: “Patch and Robby Show”, “Muzzy in Gondoland”, “Muzzy comes back” и другие. На занятиях в «Летиции» используются также авторские курсы фонетики и транскрипции. Программа обучения чтению одного из наших преподавателей давно зарекомендовала себя своей эффективностью при обучении детей английскому языку.


На наших курсах английского языка для детей особое внимание уделяется их психологическому комфорту, коррекции самооценки, развитию уверенности в себе, снятию тревожности и развитию познавательной мотивации.


Результатом этих занятий становится следующее:

  • дети с огромным удовольствием посещают наши курсы английского языка;
  • дети демонстрируют не только успехи в освоении английского языка, но и позитивные сдвиги, как в личностном, так и в когнитивном развитии;
  • дети, посещавшие курсы английского языка для малышей в «Летиции», при поступлении в школу имеют развитую познавательную мотивацию, причем не только по отношению к изучению иностранного языка, но и в целом по отношению ко всему процессу обучения в школе.

 

В заключении, хочется ещё раз подчеркнуть важность и необходимость раннего обучения иностранному языку детей дошкольного возраста. На первый взгляд, кажется, что объем изученного малышами материала очень невелик, и можно все тоже самое изучить гораздо быстрее с детьми школьного возраста. Но это ошибочное мнение. Именно в дошкольном возрасте язык усваивается почти как родной. Он просто входит в сознание ребенка и остается там навсегда, а на эту основу гораздо легче ложатся знания, получаемые уже позже в школьные годы.