И.А. Галкина (к.пс.н.)

Дорогие родители!


Давайте обсудим сегодня разные способы обучению детей речи.


Родители часто задают примерно такие вопросы друг другу: «Во сколько заговорили ваши дети?», «Как вы их учили разговаривать?», «С какими сложностями сталкивались и какие способы придумывали для помощи своим малышам?» и т.п. Эксперты по раннему развитию утверждают, что умение говорить в раннем возрасте является важным фактором, определяющим дальнейшее развитие ребёнка. Поэтому сейчас многие родители задаются вопросом о том, как научить ребёнка говорить в домашних условиях. Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение. Рассмотрим способы обучения речи в разные возрастные периоды.


Как научить ребенка говорить в 1 год:


• Почаще задавайте вопросы, делитесь своими впечатлениями. Например, после купания спросите его, какую пижаму он хочет надеть. Конечно, малыш ещё не сможет полноценно ответить на этот вопрос, но может произнести несколько связанных звуков, а это достаточно неплохо.


• Побольше разговаривайте с ребёнком, где бы вы ни были: на улице, в магазине, в гостях.


• Во время выполнения работы по дому рассказывайте ему, что вы делаете. Обсуждайте домашних питомцев, описывайте сюжет игры, которой вы сейчас заняты.


• Старайтесь ежедневно читать ему книги, рассказывайте, что вы видите на картинках. Кроме того, детям интересны энциклопедии с яркими изображениями.


• Старайтесь говорить правильно, не сокращайте и не коверкайте слова.


• Старайтесь не окружать игровое пространство годовалого малыша электронными игрушками, потому что ребенок становится пассивным наблюдателем за игрой, а не активным ее участником.

 

Как научить ребенка говорить в 1,5-2 года:


уберите то, что мешает
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.


расширяйте словарный запас
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.


делайте уроки веселыми
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.


занимайтесь зарядкой для языка
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.


повторяйте друг за другом
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.
стимулируйте мелкую моторику.

В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек (вытаскивать предметы по одному и отгадывать), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все будет на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.


введите в режим чтение и песни
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить. Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни, и пусть он поет, сколько захочет.


«не понимайте» язык жестов
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.


проявляйте внимание
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите. Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.


Как научить детей говорить в 2–3 года:


• Поиграйте в алфавит, ему понравиться повторять за вами буквы. Чтобы малыш смог отобразить звук правильно, чётко выговаривайте их.


• Разговаривайте с младенцем так, чтобы он не смог ответить «да» или «нет», а ему пришлось отвечать на вопрос.


• Несколько раз в день чётко произносите те слова, которые плохо даются малышу. Со временем у него получиться правильно их повторить.


• Для любого проблемного звука подбирайте стишки и песенки. При этом проговаривайте каждую строчку вместе с крохой, чтобы он запоминал, как это правильно делать.


• Ненавязчиво исправляйте ребёнка, когда он заменяет сложный звук (л, ж, р, с) на более простой.


• Включайте детские песни, познавательные мультики, привлекайте к общению новых людей (сверстников и взрослых). Часто общение ускоряет его развитие.


Основной залог развития речи детей всех возрастов - полноценное общение с родителями и разговоры с ними. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Как показывает все вышесказанное, в этом процессе нет ничего сложного. Вы сможете преодолеть большинство трудностей, если будете уделять малышу достаточно внимания и больше общаться с ним.


Однако не надо забывать, что помощь и советы специалистов (психолога, логопеда, педагога) могут облегчить процесс обучения детей правильной, красивой и грамотной речи. В нашем детском развивающем центре «Летиция» вы можете получить консультации высокопрофессиональных специалистов, а также посещать регулярные занятия по психологическому развитию, что, безусловно, будет способствовать активизации процесса развития речи ваших детей.