И.А. Галкина (канд. психол. наук)

Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Физическое развитие тесно связано с возрастными особенностями детей. У дошкольников оно направлено, прежде всего, на укрепление здоровья, формирование двигательных навыков, развитие физических качеств, освоение культурно-гигиенических навыков и правил.


Деятельность детей в дошкольном возрасте выражается, прежде всего, в движениях. Представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного психического развития.


Чрезвычайно важно развитие:

- координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени и пространства);
- способности запоминать последовательность движений и двигательных операций (память: запоминание и воспроизведение);
- внимания к своим движениям и действиям других;
- умения выполнять движения по словесной инструкции (воображение);
- инициативности в движениях;
- анализа движения по качеству его выполнения (мышление);
- развитие речевых умений и навыков, связанных с движениями.


Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.

У физического развития существуют оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.


Оздоровительные задачи имеют жизнеобеспечивающий смысл. Работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений.


Воспитательные задачи направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Средствами реализации этих задач являются деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства). Данная группа задач предполагает воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, чувство товарищества, взаимопомощи.


Образовательные задачи связаны с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.


Физическое развитие у детей 4-5 лет проходит очень интенсивно. Детям этого возраста просто необходимо двигаться: так они снимают напряжение. Поэтому в этом возрасте важная задача  — стимулировать укрепление мышц, развитие скелета, а для этого необходимы ежедневные тренировки.


Физическое развитие важно не только с точки зрения укрепления мышц – активность влияет на качество психического развития, формирование личности. При отсутствии физической активности малыши становятся вялыми, часто болеют, на фоне сверстников выглядят неумелыми, застенчивыми. Это плохо сказывается на самооценке, мешает правильно общаться, заводить друзей. Достаточная физическая подготовка дает уверенность в себе. Спортивные тренировки, зарядка, физкультура развивают координацию движений, повышают реакцию и концентрацию.


Физические упражнения оказывают многогранное физиологическое воздействие на организм. При сокращении мышц активизируются процессы обмена веществ, кровообращения, перестраивается работа всех внутренних органов и систем. Работающая мышца поглощает в 7 раз больше кислорода и в 3 раза больше питательных веществ по сравнению с бездействующей. Занятия физкультурой также помогают малышу поддерживать нормальный вес. Из-за пассивного образа жизни, недостатка движений часто начинаются проблемы с весом еще в раннем возрасте, а это отрицательно сказывается на функционировании эндокринной системы.


Очень важны физические упражнения и для полноценной работы головного мозга: улучшается его кровоснабжение, повышается общий тонус коры, благодаря чему усиливается деятельность всех анализаторов. При активной мышечной работе перевозбуждение систем мозга уменьшается или полностью снимается. Кроме того, улучшаются основные свойства нервной системы - сила, подвижность, уравновешенность.


Необходимо отметить, что у дошкольников физическое развитие малышей 4 лет отличается от развития 5-летних детей. Давайте рассмотрим оба возраста, чтобы увидеть различия.


В 4 года ребенок:

- хорошо бегает, но все еще имеет проблемы с координацией движений;
- выполняет некоторые простые гимнастические упражнения: мостик, стойка на одной ноге, преодоление препятствий, и т.п.;
- может пробежать до 150 метров;
- прыгает вперед и назад, может сделать 5-6 прыжков вперед подряд;
- умеет лазить по шведской стенке, правда, ручки еще слабые;
- делает кувырок вперед.


В 5 лет ребенок:

- бежит уже 200-250 метров без остановки, на бегу может перепрыгнуть через небольшое препятствие;
- движения более уверенные, ребенок реже падает;
- развивается равновесие – кроха может пройтись по бревну;
- прыгает через скакалку, крутит обруч;
- любит упражнения на шведской стенке: может часами лазить, спрыгивать.

Таким образом, мы видим, значительную разницу между физическим развитием 4-х и 5-ти летних детей.

Для ребенка интерес к движениям очень важен. Не принуждайте кроху 4-5 лет долго сидеть спокойно и играть в тихие игры. Это приведет к тому, что малыш будет перевозбуждаться, плохо спать ночью. Движения — возможность сбросить напряжение, дать выход энергии. Если малыш не посещает садик, то обязательно чаще ходите с ним гулять на улицу. На площадке он сможет побегать, полазить, поиграть с другими детьми в активные игры.


Чтобы физическое развитие проходило правильно, с ребенком нужно заниматься. Например, утром пригласите малыша позаниматься с вами зарядкой.

Вот самые простые упражнения для ребенка 4-5 лет:

- 5 приседаний;
- наклоны в разные стороны;
- «мельница», повороты с вытянутыми руками;
- постоять на одной ноге, поменять ногу;
- прыжки на одной и двух ногах;
- бег на месте (1-2 минуты).


Такие упражнения можно выполнять и дома, и на спортивной площадке. Когда кроха сможет без труда справляться с упражнениями, вводите что-то новое. Например, предложите потихоньку пробежать круг вокруг стадиона.
Такие упражнения для детей полезны не только с точки зрения физического развития. Они помогают концентрироваться, ставят некую задачу перед малышом. Ему хочется научиться делать что-то лучше, быстрее – это способствует волевому развитию.


Родителям, которые занимаются физкультурой с малышами, нужно помнить несколько простых правил.


Вот эти правила:
    1. Нельзя заниматься, если у ребенка простуда, он болеет. Это сильная нагрузка на сердце и легкие.
    2. Малышу 4-5 лет надо подбирать только простые упражнения, рассчитанные на его возраст.
    3. Должно быть не более 5 повторений одного упражнения для малыша 4 лет, и не более 10 – для 5 летнего ребенка.
    4. Если малыш жалуется, что ему тяжело, то лучше уменьшить нагрузку. Нельзя заставлять делать что-то через силу, особенно если ребенок жалуется на боль.
    5. Не следует ругать кроху, если что-то не получается. Указывайте на все ошибки мягко и тут же показывайте, как делать правильно.

Таким образом, надо всячески поощрять двигательную активность малышей, учить их и получать удовольствие от совместных занятий спортом. Если у вас есть возможность отдать ребенка в секции, где есть элементы спортивной подготовки, это также положительно скажется на его общем развитии. Только занятия лучше подбирать, исходя из интересов и особенностей вашего малыша. Кому-то больше подойдет плавание, кому-то – борьба или танцы, а некоторые дети предпочтут занятия физкультурой в игровой форме.


В нашем детском развивающем центре «Летиция» для детей, начиная с 3-х летнего возраста, организованы разнообразные занятия, включающие в себя физическое развитие. Это и УШУ, и МИНИ-ФУТБОЛ, и плавание, и танцы с хореографией. Есть и специальная программа, направленная на комплексное физическое развитие детей. Занятия проходят в игровой форме. Все программы по психологическому развитию детей разного возраста также обязательно включают в себя и элементы физического развития. В программу по подготовке детей к школе также обязательно включены физкультминутки и специальные физические упражнения на развитие внимания, памяти и т.п. Занятия проводят опытные специалисты: психологи, педагоги, известные спортсмены, имеющие специальное педагогическое образование для занятий с детьми. В нашем развивающем центре «Летиция» родители обычно записывают детей на 2-3-4 программы: общее психологическое развитие, художественное развитие (рисование, музыка, танцы), иностранный язык и физическое развитие (УШУ, мини-футбол, комплексное физическое развитие для малышей). Такой набор программ в целом наиболее благоприятным образом сказывается на психическом, физическом и личностном развитии ребенка. Приходите к нам заниматься! И мы уверены, что вы не пожалеете!