И.А. Галкина (к.пс.н.)


Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. Праздники для каждого человека имеют большое значение, но особенно они важны для малышей, которые ждут их с большим нетерпением и самой искренней радостью. В дошкольном возрасте закладываются основы всего будущего развития. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Это важнейший этап развития и воспитания личности, период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира и вхождения в общество. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Все это дети получают благодаря праздникам, которые являются для них настоящим чудом, в котором они сами принимают непосредственное участие. «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника. Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить Праздники... » - писал К. Д. Ушинский.


Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая в себе различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о мире и людях. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания. Эстетическое воспитание - важнейшая составляющая в процессе воспитания и развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия "красивый" и "добрый" почти идентичны), повышает и познавательную активность, и даже влияет на физическое развитие.


Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений, развивает детский организм, улучшает координацию движений. Праздник - это также прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Таким образом, праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют детей и взрослых, побуждают к творчеству.


Занимаясь подготовкой праздников, взрослые должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка или группы детей, для которых готовится тот или иной праздник. И главный критерий подбора материала здесь - зрелищность, яркость и веселость. В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника. Раскрытию идеи праздника служат песни, стихи, музыка, танцы, инсценировки, художественное оформление. Идея праздника должна быть донесена до каждого ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. При этом учитывается целый рад факторов: уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младшего и среднего дошкольного возраста утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши от 2 до 4.5 - 5 лет способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т.д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.


Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение - все это повышает восприимчивость. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И взрослому предоставляется возможность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать форму проявления для каждого. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует.

Роль семейных праздников в жизни ребенка

В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её традициями, обрядами, позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Через участие в празднествах человек приобщается к духовной культуре народа, ощущает свою причастность к ней. Мир доброты, красоты и гармонии открывается перед человеком через праздники. Все праздники проходят через семью, входят в каждый дом.


Семейные праздники содержат богатый потенциал для развития ребенка. Ребенку необходимо счастливое детство, без него человек не сможет научиться полноценно любить, будет страдать и его эмоциональное развитие в целом. Без преувеличения можно сказать, от того каким эмоциональным состоянием будут окрашены праздничные дни ребенка, будет во многом зависеть его личная жизнь, его будущая семья, его деятельность. Все праздники, а детские в особенности, требуют не столько времени и денег, сколько душевной теплоты и любви.


День рождения

Среди всех семейных праздников самым важным для каждого члена семьи должен быть День рождения. Именно в этот день проявляется отношение всей семьи к имениннику. В свою очередь и он имеет возможность выразить свою любовь и признательность каждому члену семьи.


Празднование Дня рождения готовится заранее, и принимать участие в нем, по возможности должен каждый. Необходимо учитывать возрастные особенности детей: чем младше ребенок, тем ярче должен быть праздник. Этот день полон сюрпризов и неожиданностей. Хорошо, если есть возможность запечатлеть этот день, чтобы позже образовалась целая серия разновозрастных фотографий. Все полученные открытки тоже надо постараться сохранять, потом по текстам этих поздравлений интересно проследить за изменениями характера ребенка, его увлечениями. Желательно чтобы поздравления были в стихах, а также относилось именно к этому человеку. Стихи лучше сочинять самим, даже если они будут не такие совершенные, они запомнятся лучше.


В семьях, где ребенок растет в окружении братьев и сестер есть замечательная возможность использовать коллективную творческую деятельность, которая объединяет детей, учит взаимопониманию, взаимоуважению. В коллективном труде каждый может ярче проявить свои способности - сочинить стихи, нарисовать газету, оформить коллаж, сделать аппликацию и придумать многое другое.


Самым волнующим моментом в жизни каждого именинника является получение подарков. Взрослые должны продумать преподнесение подарка. Ребенку будет приятно увидеть свой подарок сразу после пробуждения, ря­дом со своей кроваткой. В семье ребенка с днем рождения могут поздравлять не только близкие люди, друзья, но и любимые игрушки. Например, девочку могут поздравить куклы, у каждой куклы может быть свой подарок. Для мальчика в День рожденья, подарки могут быть привезены на всех его машинках, где на каждой могут лежать его новые вещи. Подарки могут ожидать ребенка повсюду: под подушкой, под тарелкой, в корзине с игрушками, на его книжной полке.


Подарки, сделанные своими руками, или подарки со значением вруча­ются лично. Для памятных подарков можно оформить папку или полочку, а позже весь этот маленький архив передать детям или внукам. Воспитательное значение играет также то, что в семье нет разделения на «плохие» и «хорошие» подарки. Хранится все, что можно сохранить.


Важные элементы праздника - оформление комнаты для создания праздничного настроения. В оформлении может принимать участие и именинник. От люстры до карниза можно протянуть гирлянды, на которых отдельными буквами написано имя виновника торжества или «Поздравляем». Приятно увидеть в День рождения на зеркале смешную рожицу, нарисованную подкрашенной зубной пастой, а над потолком шарики. Можно оформить кресло или стул именинника, задрапировав тканью.


Заранее необходимо продумать меню. В этом тоже большой воспитательный момент: дети учатся правильно и красиво, а главное свободно, вести себя за уже сервированным столом. Все блюда украшены соответственно возрасту именинника. Детям лучше подать индивидуальные хорошо оформленные тарелочки. Именинный торт ждут все. Торт обязательно украшается свечками. Этот ритуал, тушение свечей и загадывание желания, увлекателен для всех.


Во время торжества проводятся различные игры. Можно провести конкурс на лучший комплимент. Детям также нравится участие в лотереях. Для этого пригодятся различные мелкие предметы (нитки, иголки, ручки, карандаши и т. д.). В лотерее пожеланий пожелания пишутся на отдельных бумажках, скручиваются, опускаются в шапку. Затем каждый выбирает себе бумажку. Пожелания шуточные вызывают всеобщее веселье.


Интересно проведение игры «Что бы это значило?». На отдельных листах бумаги приклеивается фотография (можно именинника, или кого-нибудь из гостей), на которой запечатлена смешная, нетипичная ситуация. Каждый участник игры ставит свою подпись и заворачивает, передает другому, таким образом готовится несколько фотографий. Все подписи читаются потом вслух, и самые остроумные награждаются сувенирами. Сюрпризами могут быть интересные пожелания, написанные на сердечках, их преподносят имениннику или всем гостям. Гости могут получить в подарок розочки с именинного торта, сделанные из теста, соответствующие возрасту именинника. Исполнение любимых песен в сопровождении фортепьяно или караоке тоже доставит всем большое удовольствие. Можно еще сочинить песню на знакомую мелодию, в которой отражается жизнь именинника.


Празднование семейных событий


В семье дети участвуют в праздновании Дней рождений родителей. Родителям всегда приятно получать в свой День рождения подарки, сделанные ребенком: фотоальбомы, открытки, рисунки, аппликации, фотоколлажи и т.д.


Празднование Дня свадьбы родителей - это празднование Дня рожде­ния семьи. Содержание праздника может включать в себя конкурсы, посвященные «молодоженам» или интервью, когда мама и папа откровенно отвечают на разные вопросы. Родители тем самым поддерживают родственные связи и воспитывают у детей чувство ответственности и гордости к своему роду. Знакомство со своей родословной дает много нового и полезного: самым важным является то, что у детей появляется чувство причастности к семье и Родине в целом. Благодаря рассказам бабушек и дедушек можно узнать родословную нескольких поколений, составить генеалогическое дерево своей семьи.


Вообще, в праздник можно превратить любое семейное событие, любое даже небольшое путешествие. Например, весной хорошо организовать выезд в лес за подснежниками. Это всегда большая радость видеть пробуждение природы, мощную силу зеленых росточков, которые тянутся к солнцу. Встречи с природой – это поход в мир красоты и гармонии, и это всегда праздник. Не только цветок, но и любое очень красивое место можно «запечатлеть» в памяти. Через много лет при воспоминании об этом перед глазами будет являться картина этого места и воспоминание о празднике.


В нашем развивающем центре «Летиция» преподаватели и администрация уделяют особое внимание эстетическому воспитанию детей и организации различных праздников: «Прощание с осенью», «Встреча зимы», «Новый год», «Рождество», «Проводы зимы», «Масленица», «День защитника Отечества», «Встреча весны», «Международный женский день восьмое марта», «Пасха», «День Победы», «Международный день защиты детей» и другие. По желанию родителей имеется возможность организовать праздничное поздравление ребенка с днем рождения в группе сверстников. Как праздники проходят и открытые уроки перед Новым годом и в конце учебного года, на которых дети не только показывают родителям, чему они успели научиться за прошедшее время, но и играют, участвуют в разных конкурсах и соревнованиях, получают призы, и такие события, безусловно, остаются в памяти детей, как праздники.