И.А. Галкина (к.пс.н.)

 


Время от времени в сфере образования появляются «новинки». В последние годы родители все чаще стали отдавать детей на обучение «ментальной арифметике». Данная методика была разработана турецким исследователем Халитом Шеном. Ее основой послужил абакус – древние счеты. Первые подобные счеты появились в Древнем Вавилоне и Египте. Потом их переняли народы Китая и Индии, а в Европу они пришли только к концу VIII века. Позднее на их основе японцами был создан калькулятор, широко используемый в наше время. Но с точки зрения развития детей, ученые сочли, что устройство абакуса намного полезнее. Так счеты стали применяться в процессе обучения и послужили причиной появления особой методики, которая сейчас известна, как ментальная арифметика или менар.

Ментальная арифметика – одна из наиболее молодых, стремительно развивающихся и перспективных методик детского образования. Обучение менару началось в 1993 г. На сегодняшний день функционирует около пяти тысяч образовательных центров, обучающих устному счету, в 50 государствах. Наибольшее распространение метод получил в странах Ближнего Востока, Китае, Таиланде, Австралии, Канаде, Австрии и США. Сейчас ментальная арифметика также интенсивно развивается в России и СНГ.

На первых уровнях используются древние счеты – абакус. Но они чуть усовершенствованы, в них есть две площади с костяшками для двух рук. Согласно общеизвестному мнению, правое полушарие человеческого мозга ответственно за образное мышление, восприятие и творчество, а левое – за логическое мышление. Кода человек работает левой рукой, он активизирует работу правого полушария, а когда правой – левого. Таким образом, гармоничная и одновременная работа двух полушарий создает идеальные условия для развития ребенка. Задача менара – сделать так, чтобы мозг принимал участие в образовательном процессе полностью. А достигается это посредством выполнения математических операций с использованием абакуса обеими руками. В результате ментальная арифметика способствует освоению способности к быстрому счету и развитию аналитических навыков. Сравнивая абакус с калькулятором, можно сделать вывод, что второй расслабляет мозговую активность, а абакус, напротив, тренирует и оттачивает деятельность мозга. В отличие от традиционных русских счетов, косточки располагаются вертикально, и ни одну цифру абакус не представляет двумя способами. Подобное устройство не только развивает математические способности, виртуальное воображение, но и исключает какую-либо путаницу в подсчете.

Вся программа по освоению ментальной арифметики состоит из двух этапов.

Первый этап включает в себя овладение техникой счета на косточках с одновременным применением обеих рук, благодаря чему в процесс работы включаются сразу оба полушария - и правое, и левое. Так достигается максимально быстрое выполнение и усвоение действий. Используя в работе абакус, ребенок учится совершенно свободно и легко выполнять арифметические операции (сложение, вычитание, деление и умножение, вычисление квадратного и кубического корня).

Второй этап предполагает переход учеников к счету в уме, т.е. к ментальному счету. Постепенно проходя занятия, ребенок отходит от привязки к абакусу, тем самым стимулируя также и свое воображение. Левым полушарием воспринимаются цифры, а правым – образ косточек абакуса. На этом и построено обучение проведению умственных расчетов – в воображении ребенка появляются счеты, на которых он мысленно проделывает требуемые вычисления. В процессе работы с воображаемым абакусом мозг воспринимает числа в виде картинок, а выполнение математических операций ассоциируется с тем, как на счетах двигаются косточки.

На занятиях детей делят на подгруппы согласно их возрастным категориям. Дети в игровой форме преодолевают 10 уровней. Каждый этап занимает 3-4 месяца. Занятия нужно посещать не менее двух раз в неделю. Обучение длится 2,5- максимум 3 года. А что касается возраста, когда лучше всего начинать обучение менару, то рекомендуется делать это, начиная с 5-ти лет, но не позже 12, когда мозг уже подготовлен к такой работе и находится в состоянии самого активного развития. Есть организаторы групп, которые набирают детей в 4 года и до 16 лет, но, согласно наблюдениям родителей и педагогов, для четырехлеток - это еще слишком рано из-за большой нагрузки и незрелости мозга, а после 12 лет мозг уже не так пластичен и, соответственно, занятия уже не так эффективны.

С помощью этой уникальной методики можно развивать слух, внимание, фотографическую (образную) память, воображение, логическое и творческое мышление. Если для овладения менаром педагогом был применен профессиональный подход и поставленные задачи были достигнуты, ребенок научится выполнять и простые, и сложные математические задачи в уме. Он становится способен, к примеру, за несколько секунд складывать десятизначные числа, умножать сотни и тысячи и осуществлять другие арифметические действия быстрее, чем это делает калькулятор. А благодаря тому, что как образовательная программа, менар касается не только области математики, но и других сфер, ребенок становится в принципе умнее и увереннее в себе, а также учится эффективно и без ущерба для результата заниматься разными делами одновременно. Многие родители говорят о том, что у их детей значительно улучшилась память, мышление стало более креативным, повысились способности к концентрации внимания. Отмечается и то, что ребенок в целом становится более наблюдательным, сосредоточенным, целеустремленным и уверенным в себе, у него повышается самооценка, что благоприятным образом сказывается на развитии его личности в дальнейшем.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что менар стал не просто новым способом освоения навыков вычисления, но и результативной методикой для всестороннего развития личности ребенка. Потенциал, активизирующийся при занятиях ментальной арифметикой, способствует формированию успешной и здоровой личности подрастающего человека.

Важно отметить, что для успешного усвоения материала требуется наличие у ребенка определенного уровня развития познавательной мотивации, то есть у него должен быть интерес к занятиям арифметикой, но при этом важно также и наличие у него определенных склонностей. Если малышу тяжело даются занятия (а это происходит, когда он не интересуется числами и операциями с ними), то бесполезна любая ментальная арифметика. Психологи настоятельно не рекомендуют насильно отправлять ребенка на эти занятия, так как это даст прямо противоположный результат. В случае явно гуманитарных склонностей малыша, лучше отдать его в шахматный кружок. Дети, занимающиеся с охотой и интересом, добиваются высоких результатов, а родители получают как результат все заявленные преимущества этих занятий: от развития двух полушарий головного мозга, до роста творческого потенциала личности. Поэтому главный совет: записывая ребенка на занятия ментальной арифметикой, убедитесь, что ему это нравится (иногда бывает целесообразно взять один-два пробных урока). В этом случае через три-четыре месяца действительно будут видны позитивные изменения и результаты.

В нашем развивающем центре «Летиция» набирается группа по обучению ментальной арифметике. Занятия проводит опытный педагог, который умеет делать их не только полезными, но и увлекательными.