Пример программы обучения
И. А. Галкина (к.пс.н.)
Период развития ребенка в возрасте от трех до пяти лет – очень важное время, как для детей, так и для их родителей. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, являющиеся важнейшей составной частью психического развития ребёнка и основой формирования его умственных способностей. Задача родителей, педагогов и психологов помочь ребенку освоить большой объем всевозможных знаний, умений и навыков. Насколько успешно будет это усвоение, настолько успешным будет и общее умственное и психическое развитие ребенка.
В первой части нашей статьи мы рассмотрели особенности развития детей от трех до пяти лет и то, на что следует обращать внимание при их воспитании. Родительское участие, несомненно, первостепенно для ребенка, но при этом, оптимально будет, если семья сможет также организовать для своих малышей занятия с педагогами и психологами, которые имеют большой опыт работы в области детской психологии. В этой статье в качестве примера мы опишем специфику работы психолога по одной из программ нашего центра «Летиции», а именно по программе «Психологические развивающие занятия» для детей от трех до четырех лет и подробно расскажем о том, чем она может быть полезна для ребенка.
Цель программы носит триединый характер и задачи объединяются в три категории.
1. Обучающие задачи заключаются в том, чтобы:
- Сформировать у ребенка мотивацию учения, познавательную активность, радость творчества.
- Расширить представления о предметах и явлениях окружающего мира.
- Обогатить словарный запас ребенка и активизировать его.
- Познакомить со звуками и буквами родного языка, научить слоговому чтению.
- Научить практическим действиям сравнения, обобщения, классификации.
- Познакомить детей с общими математическими понятиями.
- Сформировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени.
2. Развивающие задачи заключаются в том, чтобы:
- Развить познавательные психические процессы: внимание, память, мышление зрительное и слуховое восприятие ребенка.
- Развить пространственное восприятие, ориентирование, сенсомоторную координацию и моторные навыки.
- Развить графические навыки.
- Развить речь, чувство темпа, ритма, выразительности.
- Развить восприятие цвета, умения различать и соотносить цвета.
- Развить восприятие формы, величины, длины и умения соотносить предметы по данным категориям.
- Развивать мыслительные операции «обобщение», «сравнение», «классификация».
- Развить умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Развить произвольность (умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры).
- Развивать коммуникативные навыки.
3. Воспитательные задачи заключаются в том, чтобы:
Воспитать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу.
Сформировать у детей положительное отношение к учению, интерес к процессу познания.
Сформировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.
Развить у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Программа состоит из шести тем:
- «Речевое развитие».
- «Развитие элементарных математических представлений».
- «Развитие познавательных процессов».
- «Ознакомление с окружающим миром».
- «Развитие коммуникативных навыков».
- «Развитие двигательной сферы».
Каждая тема в свою очередь состоит из трех-пяти подтем.
Психолог, работая с детьми по первой теме - речевое развитие , обращает внимание на формирование словаря, звуковой культуры и связной речи. Для этого он использует игры со словами, загадки, стихи. Особо внимание уделяется составлению описательных рассказов по игрушке и картинке.
Результатами работы психолога становятся:
- Умение детей использовать в речи существительные, обозначающие названия профессий и техники; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношения людей; глаголы.
- Умение правильно произносить все звуки и определять их на слух, говорить не торопясь, выразительно.
- Умение пользоваться прямой и косвенной речью, поддерживать беседу, составлять небольшие рассказы о предмете, картине, по теме.
Вторая тема - развитие элементарных математических представлений - состоит из пяти подтем: количество и счет, величина, геометрические фигуры, ориентация в пространстве и ориентация во времени. Используются игры, упражнения и практические задания, например, такие как «Разложи полоски по длине», «Найди самый высокий домик», а также различные игры на воображение.
В результате ребенок должен уметь следующее:
- Уметь считать в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько всего?». Сравнивать две группы предметов, используя счет.
- Уметь сравнивать три предмета разной длины, ширины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, ширине, высоте; понимать соотношения между ними.
- Узнавать и называть круг, шар, треугольник.
- Определять направления движения (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз). Знать правую и левую руку.
- Называть части суток.
Третья тема - развитие познавательных процессов - включает в себя развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, а также формирование мыслительных операций (навыков анализа; синтеза; сравнения; обобщения). Здесь психолог работает с такими играми как «Снежный ком», «Что изменилось?», «Кого не стало?», корректурные пробы, «Чем похожи, чем отличаются?», дает детям логические задачи, ребусы, игровые упражнения.
Дети учатся таким вещам как:
- Различать звуки природы, родной речи, звучание различных предметов.
- Воспринимать цвета предметов, форму, размер, величину.
- Запоминать предметы (объем 3-4), удерживать внимание (объем 3-4)
- Анализировать предметы по признакам (цвет, форма, размер). Исключать предметы по отличительным признакам. Обобщать. Выделять отличия и сходства по всем имеющимся признакам
Четвертая тема - ознакомление с окружающим миром - позволяет детям узнать о явлениях общественной жизни, предметах ближайшего окружения, природе. Ребята получают знания с помощью составления рассказов по картинкам, описательных рассказов, ролевых и дидактических игр, загадок, игр со словами, знакомству с художественной литературой.
Освоив эту тему, ребенок должен:
- Иметь представления о праздниках.
- Знать профессии взрослых.
- Знать названия предметов быта, их назначение, уметь вычленять признаки предметов, определять материал, из которого изготовлена вещь.
- Знать названия транспорта.
- Уметь различать и называть овощи, фрукты, ягоды, знать названия деревьев, цветов.
- Знать названия домашних животных (их пользе, о труде людей по уходу за домашними животными). Знать названия диких животных, иметь представление об их жизни в природе.
Пятая тема - развитие коммуникативных навыков - направлена на формирование у детей опыта поведения среди сверстников, воспитание элементарных навыков вежливого общения, формирование образа Я и представлений о семье. Для этой цели служат составление рассказов, чтение художественной литературы, проективные методики, игры с правилами, настольные игры, упражнения в парах.
Дети обучаются:
- Соблюдать правила, уметь делиться со сверстниками.
- Иметь представление о своих особенностях (пол, цвет глаз, волос, предпочтения в еде и др.), о своих достижениях, умениях.
- Здороваться, прощаться, благодарить за помощь.
- Знать, как зовут членов семьи, чем занимаются.
Шестая тема - развитие двигательной сферы - включает развитие крупной и мелкой моторики, основы саморегуляции, снятие психомоторного напряжения, развитие зрительного анализатора. Детям даются игры со шнуровкой, мозаикой, занятия в сенсорной комнате, пальчиковая гимнастика, логоритмика, работа с пластилином, аппликация, подвижные игры и т.д.
В результате освоения данной темы дети умеют:
- Выполнять упражнения, согласуя движения рук и ног, держать равновесие, выполнять упражнения в парах.
- Расслабляться, выполнять упражнения на дыхание.
- Выполнять глазодвигательные движения в разных направлениях.
- Уметь управлять своим поведением и соблюдать установленные правила
Таким образом, актуальность данной программы заключается в том, что она обеспечивает качественное, комплексное обучение, развитие и воспитание детей среднего дошкольного возраста. Программа учитывает личностное своеобразие каждого ребенка, дает ориентировку на развитие способностей и расширение кругозора ребенка, способствуя познавательному, интеллектуальному, речевому, эмоциональному, музыкальному и физическому развитию.
Регулярное посещение занятий в нашем детском центре «Летиция» поможет не только ребенку развить свою память, внимание, различные способности, усидчивость, любознательность, коммуникативные навыки, но и родителям получить представления о грамотном психолого-педагогическом сопровождении процесса воспитания и обучения своих детей.