И.А. Галкина (канд. психол. наук)
Психологические границы личности ребёнка — очень важный
показатель личностного здоровья и благополучия. Как не бывает
полноценного государства без ограничения территории, не может быть и
благополучной личности без сформированных и осознаваемых границ.
Личные границы защищают «Я» человека: его осознание себя как отдельной
личности, его право на свои желания, на своё мнение, на физическую
неприкосновенность и эмоциональную автономию. Без этого ребёнку сложно
разобраться со своим личным пространством, почувствовать себя, принять
себя и научиться защищать себя от внешних воздействий.
В современных условиях безопасности детей угрожает множество
ситуаций риска. С психологической точки зрения, способность ребенка
противостоять опасностям, требует от него соответствующих внутренних и
внешних ресурсов. Одними из важных внутренних ресурсов,
обеспечивающих безопасность, являются осознание своих личных границ и
умение их защищать.
К сожалению, дети не всегда осознают, что их границы нарушаются,
они не доверяют своим ощущениям, не умеют отказывать. Одной из причин
этого является то, что в семье уделяется недостаточное внимание границам
ребенка. Поэтому очень важно разобраться в том, как мы можем
способствовать развитию их осознания у наших детей.
Для облегчения понимания можно на примерах из жизни
познакомиться с распространенными случаями нарушения границ.
1. Физические: применять физические наказания, заставлять целоваться и
обниматься, если ребенок не хочет, мешать спать или требовать спать,
когда вам нужно заняться своими делами и т.д.
2. Пространственные: заходить без стука в комнату к подростку, заглядывать
в ванную или туалет, проверять телефоны, компьютеры, карманы,
запирать в комнате в качестве наказания.
3. Право собственности: брать или отдавать детские игрушки, выкидывать
личные вещи без разрешения ребёнка, заставлять ребенка насильно
делиться игрушками.
4. Эмоциональные: заставлять рассказывать обо всем, игнорировать и обесценивать его чувства (запрещать плакать, сердиться, грустить),
дразнить, оскорблять.
5. Временные: опаздывать, резко менять планы и требовать их немедленного
выполнения, постоянно следовать именно вашему плану: «сначала
обязательно сделай уроки», не давать ребенку возможности иметь свое
личное время.
6. Интеллектуальные: запрещать ребенку высказывать свое мнение,
высмеивать и критиковать его, заставлять вне школьной программы читать
книги, которые ему не интересны.
С целью профилактики нарушения границ в семье, желательно
выполнять следующие рекомендации психологов:
- уважайте и принимайте право ребенка иметь свое мнение и высказывать
его; - позволяйте делать выбор или участвовать в обсуждении вопросов, которые
относятся к границам ребенка - разрешайте иметь, принимать и выражать различные чувства, учите
ребенка распознавать свои чувства и чувства других; - позволяйте ребёнку сталкиваться с последствиями собственного выбора;
- учите ребёнка планировать дела и старайтесь придерживаться режима;
- давайте возможность ребёнку пользоваться его личными вещами так, как
он хочет; - четко говорите «нет» и соблюдайте договоренности, а также научите
ребенка отказывать; - исключите физические наказания, крики, оскорбления;
- предоставьте ребенку свое личное время и личное пространство, чтобы у
него была возможность иногда побыть наедине с собой.
Очень важно не только найти свои психологические границы, но еще
необходимо научиться их оберегать. Показателем того, что границы в
порядке, является ощущение гармонии с самим собой. Если же границы
систематически нарушаются, то дети часто становятся агрессивными,
раздражительными, тревожными. И чем жестче нарушаются личные
границы, тем тяжелее последствия. Вот лишь несколько примеров, к чему это
может привести:
- Неуверенность в себе. Размытые личные границы ведут к утрате
самоценности. Человек не чувствует себя хорошим просто так, по
умолчанию, а постоянно стремится что-то всем доказать, заслужить
доброе отношение и любовь. Такие дети, став взрослыми, часто
сталкиваются с физическим и психологическим насилием, так как не могут распознать его на начальных этапах отношений и не в состоянии
грамотно выстроить защиту от нападающих. - Нерациональные установки. Например, если ребенку все его детство
твердили: «Тарелка после обеда должна оставаться пустой», то он
привыкает доедать, во что бы то ни стало. Эта установка переходит на
бессознательный уровень. И потом, во взрослой жизни, ребенку будет
сложно, а иногда без помощи психолога и невозможно преодолеть эту
вредную для здоровья привычку. Отсюда могут быть переедания,
лишний вес, чувство вины, если не доел все, что было на тарелке. - Воровство, жестокость. Ребенок рассуждает примерно так: «Раз я
должен отдавать свое, значит, и другие должны отдавать мне свое». А
если не хотят, можно и отобрать или взять незаметно. Формируется
искаженное представление о справедливости, а понятие сочувствия
пропадает. - Психосоматические заболевания. При постоянном сдерживании
эмоций, возникают различные недуги, которые не могут вылечить
врачи, поскольку эти недуги имеют психологические причины и
формируются под воздействием подавления различных негативных
чувств в детстве.
В заключение важно отметить, что очень сложно научить детей
чувствовать и защищать свои границы, если взрослые еще сами не особенно
овладели этим умением. В советские годы во многих семьях были иная
психология, идеология и стиль воспитания - все считалось общим, больше
прислушивались к мнению коллектива, чем отдельных личностей, детей
зачастую воспитывали достаточно жестко и авторитарно, поэтому многим
мамам и папам приходится разбираться со своими границами уже не в
детстве, а намного в более зрелом возрасте. Для того, чтобы помочь малышу
осознать и научиться защищать личные границы, сначала родителям
необходимо отыскать и обозначить свои. Тогда семья будет союзом
счастливых, уверенных в себе личностей, где у каждого есть своя автономная
территория, к которой уважительно относятся другие члены семьи, и есть
общее пространство, где все встречаются с радостью и доверием друг к
другу.
По любым сложным и проблемным вопросам воспитания детей вы
можете обратиться в наш детский развивающий центр «Летиция», где
опытные психологи помогут вам разобраться в сложившейся ситуации и
дадут необходимые рекомендации. Звоните и записывайтесь на
консультации к нашим высокопрофессиональным психологам,
педагогам, логопедам. Многолетняя практика работы «Летиции»
показала, что наши специалисты обязательно вам помогут!