И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

Мир технологий стремительно развивается каждый день. То, что недавно было фантастикой, уже стало для нас обыденностью: умные телефоны, беспилотный транспорт, роботы-помощники. Наши дети живут в новой реальности, в которой постоянно появляются новые сферы для развития детей. Сейчас набирают популярность занятия по робототехнике, где ребенок может познакомиться с основами роботостроения, интересно провести время и развить многие важные способности.
Робототехника — мультидисциплинарная наука, которая изучает проектирование и создание технических систем и роботов, способных действовать без помощи человека. В основе робототехники — механика, физика, информатика, электроника, математика. Основные направления робототехники — проектирование, конструирование и производство роботов.
Робот — это такое программируемое устройство, которое выполняет заданные действия без помощи человека. Действуют роботы по заложенной программе, могут подстраиваться под окружающие условия. Необходимые данные роботы получают от датчиков. Роботы востребованы в разных сферах, например, в медицине, промышленности, в космической и военной отрасли, в сфере обслуживания.

Сегодня создание роботов доступно не только учёным, но и обычным детям. Польза робототехники в том, что она объединяет в себе развлечение, получение практических знаний и развитие ценных навыков. Робототехника позволяет охватить очень большой пласт знаний и компетенций, показать ребенку их взаимосвязь, развить принципиально новые навыки.

 

Какие навыки развивает робототехника:

  • способствуют развитию технических навыков;
  • активизируют творческое мышление и логику;
  • помогают лучше ориентироваться в пространстве;
  • улучшают мелкую моторику и память;
  • развивают ответственность, критическое мышление, коммуникативные навыки, дисциплинированность.

 

Кроме того, занимаясь робототехникой, ребенок намного проще осваивает и другие науки:

  • азы математики, физики;
  • основы компьютерной грамотности;
  • базовые знания английского в технической отрасли;
  • принципы работы с техническими механизмами.

 

Приведем несколько основных причин выбора занятий по робототехнике:

1. Возможность заложить основание для получения перспективной профессии. Занятия робототехникой могут стать отличной базой для будущей профессии ребенка. Сегодня в вузах и колледжах существуют специальности, которые связаны с конструированием роботов:

  • Робототехник. Занимается созданием технических систем и роботов. Специалист может работать в любой компании, институте, где требуются его навыки конструирования. Профессия востребована в космической индустрии, медицине, промышленности и военном деле.
  • Проектировщик детской техники. Разрабатывает игрушки для детей, любые игры и устройства, которые создаются на основе программируемых роботов.
  • Проектировщик домашних роботов. Специалист занимается созданием роботов для дома и квартиры. Домашние роботы выполняют всевозможные функции: сиделки, пылесоса, садовника, уборщика. Машины заменяют всю прислугу и выполняют множество дел по дому.
  • Проектировщик нейроинтерфейсов. Разрабатывает систему, которая позволяет оператору управлять и контролировать действия робота. Специалист отвечает за искусственный интеллект машины.

Занимаясь робототехникой, ребенок получает хорошую базу для дальнейшего изучения прикладных наук. Даже, если ребенок не станет разработчиком роботов или ученым-исследователем, он может найти себя в технической профессии.

2. Помощь в развитии кругозора. Мы уже говорили, что робототехника — это наука, которая построена на базе математики, физики, программирования, механики, черчения. Конструируя роботов, дети узнают много нового и из смежных наук, больше читают, охотнее изучают незнакомую информацию. Большой плюс курсов и кружков по робототехнике в том, что дети получают теорию и тут же применяют знания на практике. Это также повышает мотивацию развиваться, так как ребенок сразу видит результат своих усилий.

3. Хобби, которое будет с ребенком надолго. Заниматься робототехникой можно с 5-6 лет и до любого возраста. Вначале дети осваивают материал на нулевом уровне, затем получают базовые знания конструирования и с каждым годом задачи усложняются. Даже после окончания школы можно продолжить заниматься роботостроением как хобби или выбрать это направление для профессиональной деятельности.

4. Развитие навыков работы в команде. Такой навык пригодится в школе, университете и в любой работе. Командные игроки высоко ценятся в современных компаниях. На занятиях по конструированию роботов дети приучаются к дисциплине, понимают, как сотрудничать с другими, как распределять обязанности и нести свою часть ответственности по проекту. Для современных детей, привыкших много времени проводить онлайн, такие кружки очень важны для социализации, развития коммуникативных навыков и живого общения.

5. Формирование целеустремленности. Многим взрослым сложно достигать целей, так как еще с детства они привыкли бросать начатое на полпути. Занятие робототехникой помогает сформировать в ребенке понимание, как пройти путь от постановки цели до ее достижения. Ребята сначала осваивают теорию, слушают преподавателя, а затем переходят к практике — сами собирают робота, программируют его, проверяют его работоспособность. Учебный процесс построен в формате игры, ребенку хочется довести дело до конца и посмотреть, каким же будет результат. Это ценный навык, который пригодится и в учебе, и во взрослой жизни.

Польза робототехники для детей также состоит в том, что она объединяет в себе как развлечение, так и множество практических знаний. Приобретая новые навыки, дети становятся увереннее в себе, активнее и самостоятельнее.


Робототехника в школьной программе, а тем более в программе детского сада, не существует. Эта тематика затрагивается в основном в рамках дополнительного образования, а также на уроках технологии и информатики. Кроме того, практически в каждом городе России существует множество кружков, секций и центров робототехники, как сетевых, охватывающих практически всю страну, так и местных. В школах также появился модуль робототехники в рамках предмета “Технология”. Даже если ребёнок не собирается связывать свою жизнь с роботами, то во время обучения в школе он познакомится с миром роботизированной техники.


Заниматься робототехникой можно начинать, когда ребенок уже понимает абстракцию, способен составлять алгоритмы и проектировать схемы, то есть с 5-6 лет. При этом, его можно развивать дома, покупая конструктор с механическими деталями. С 10-летнего возраста дети, помимо робототехники, начинают уже серьезно изучать программирование: разбираться в структурах хранения данных и сложных алгоритмах. Для каждой возрастной группы существует своя программа по робототехнике, учитывающая особенности развития учеников.


Психологи, основываясь на возрастных особенностях дошкольников и младших школьников, советуют, чтобы дети в этом возрасте попробовали как можно больше разнообразных занятий, сами почувствовали, что их привлекает, увлекает больше всего. Известная детская поэтесса Агния Барто абсолютно верно писала о детях этого возраста: «Драм кружок, кружок по фото, а еще мне петь охота…». Познавательная потребность в детском возрасте велика. Предлагать ребенку 6-12 лет и давать ему возможность попробовать совершенно разные занятия - верный путь развить у него целый «веер» разнообразных способностей, что в дальнейшем поможет ему выбрать наиболее подходящее занятие именно для себя.