И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

«Трудными», как правило, называют тех детей, чье поведение выходит за рамки установленных правил и практически не поддается воздействию со стороны педагогов и родителей. Следует отметить, что такая формулировка относится, прежде всего, к реакции взрослых людей на взаимодействие с детьми, характер и поведение которых заставляют испытывать напряжение. Родителям и педагогам трудно общаться с ними, просить о чем-либо, пытаться установить контакт. Они часто бывают грубы, непослушны, недоверчивы, склонны вести себя дерзко и вызывающе. Поэтому «трудные» дети — это такие дети, которых взрослым не удается контролировать и которые своим поведением доставляют эмоциональный дискомфорт, вызывают гнев, вводят в недоумение.
Чаще всего отклонения в поведении являются следствием неблагоприятной для детской психики среды, токсичных отношений в семье или неправильного воспитания. Это следует знать тем взрослым людям, которые задаются целью изменить ребёнка, с которым сложно общаться. Установив причину его отклонений, можно решить проблему плохого поведения или непослушания, так как после понимания травм, которые скрываются за маской «трудной» личности, отношение к нему взрослых меняется и появляется шанс найти подход и скорректировать нежелательные реакции.

 

Типы «трудных детей»
Классификаций «трудных» существует немало.

Во-первых, это различение «по причине»:

  • Дети с нарушениями в сфере общения: это и причина, и проявление отклонений в их развитии.
  • Дети с нарушением эмоциональной сферы (крайне возбудимые или апатичные, аутичные).
  • Дети с нарушениями интеллекта (обычно это выявляется с помощью методик специалистами - психологами или детскими неврологами, психиатрами).
  • Дети с нарушением волевой сферы (упрямые и своевольные или, наоборот, безвольные и безразличные).

Однако выявить, к какой из этих групп относится ребенок, обычно бывает недостаточно. Конечно, следует показать ребенка специалисту, если у него выявлены заметные нарушения интеллекта. В этом случае перевод школьника в класс коррекции или специализированное учебное заведение может решить проблемы: у ребенка появится свой круг общения, интересы, возможность получить образование и профессию, исчезнут причины для беспокойства из-за непонятого материала в школе или насмешек одноклассников. Но во всех остальных случаях надо искать еще какие-то причины, которые относятся и к психологии ребенка, и к особенностям воздействия на него среды.

 

С этой точки зрения надо понимать, что дети могут быть:

  • социально запущенными;
  • педагогически запущенными;
  • заброшенными;
  • гиперопекаемыми.

Выявление причины «трудности» дает намек, что делать с возникшей проблемой, как ее решать.

В советское время существовала система регламентированных норм поведения в обществе, поощрений и наказаний за хороший и плохой поступок. С этой целью применялись такие знаки отличия, как красная звездочка, пионерский галстук и т.д. Сейчас в образовательных учреждениях делается упор на индивидуальный подход к каждому ученику и выявление его способностей и талантов. Таким образом, гиперактивность ребенка может быть обратной стороной его незаурядных способностей, а девиантное поведение может указывать, что обычная школьная программа ему не подходит, и он нуждается в дополнительных занятиях. Однако, несмотря на разворот педагогики и психологии в сторону развития личности ребенка, его индивидуальности, на практике родителям и учителям бывает очень непросто взаимодействовать с такими детьми. В этом случае поможет определенный алгоритм действий и некоторые психологические приемы.

 

Что нельзя делать родителям и педагогам?

  • Взрослые должны знать, что такие дети часто чувствуют себя одинокими, поэтому, несмотря на сложности в отношениях, их нельзя бросать или угрожать отвержением. Не стоит отдаляться от ребёнка, если он отгораживается от близких. Если он это делает, то у него есть причины, возможно, бессознательные.
  • Не стоит сравнивать ребёнка с другими — он и так понимает, что с ним не все в порядке, а после сравнений может вовсе замкнуться в себе.
  • Нужно отказаться от любых унижений — физических или моральных, не нужно пугать детей тем, что от них все отвернутся, и они никому не будут нужны.
  • Взрослым людям важно научиться контролировать свои чувства и поведение, быть примером того, что идти на контакт с близким человеком нужно и важно, даже если между ними разверзлась пропасть. Тогда, возможно, ребёнок научится доверять старшим и его поведение станет более приемлемым для социальной среды, а сам он скорее придет к принятию собственной личности.

 

Методы воздействия на «трудных» детей

  • Просьба
    Этот метод переключает внимание с конфронтации с ребенком на сотрудничество с ним. В просьбе следует объяснить, почему вы обращаетесь именно к нему и подчеркнуть важность его помощи и участия.
  • Поощрение или авансирование
    Поощрение – это, другими словами, «пряник», который дается в знак одобрения конкретного поступка, в то время как авансирование – положительная оценка или поощрение, которое школьник пока не заслужил в полной мере. Данный прием схож с тактикой под названием «Правило взаимного обмена», которая описывается в книге Роберта Чалдини «Психология влияния» и заключается в том, что все мы ощущаем необходимость платить людям «той же монетой». Поэтому в случае отсроченной похвалы у ребенка создается ощущение долга, и он чувствует обязанность не подвести и не разочаровать.
  • Обходное движение
    Эту методику описывал в своей книге Антон Макаренко. В случае, когда против «сложного» ребенка ополчились все вокруг, учитель или родитель выражает ему поддержку или в некоторых случаях встает на его сторону. В такие минуты ребенок меняет свое отношение к поддерживающему взрослому, он для него становится другом и помощником. Влияние авторитета может помочь решить конфликтную ситуацию и погасить конфронтацию.
  • Вовлечение в коллективную деятельность
    Макаренко считал, что человек воспитывается через коллектив. Именно чувство ответственности, общности интересов и целей в сочетании с дисциплиной превращают «трудного» ребенка во взрослую, сформировавшуюся личность. Прекрасным воспитательным подходом педагог считал предоставление автономии коллективу. Подопечные получали возможность самоуправления, и ни один педагог не имел права повлиять на решение общего собрания. Каждый в коллективе мог попробовать себя в роли командира, что воспитывало в них ответственность и чувство долга. Свой опыт он отразил в книге «Педагогическая поэма». Как применить метод Макаренко сейчас? Хороший вариант – проведение различных конкурсов и игр, когда коллектив делится на группы, и они соревнуются за приятные бонусы или титулы. В такой игре каждому члену группы отводится своя роль и своя зона ответственности. Таким образом, противостояние «сложного» ученика с преподавателем превращается в здоровое соревнование со сверстниками, что только развивает его как личность. Этот метод позволяет «трудным» детям включиться в игру, проявить свои лидерские качества.
  • Авторитет и личный пример
    Если учитель или родитель не вызывает желание следовать и подражать, то любые воспитательные методики потеряют свою эффективность и не подействуют на «трудных» Только живой пример воспитывает ребенка, а не просто правильные слова, которые красиво звучат, но не подкрепляются поступками. Именно взрослые, с которыми чаще всего дети находятся в контакте, закладывают основу личности ребенка, учат уважать старших, быть порядочными, самостоятельными и ответственными.
  • Терпение и спокойствие
    С трудными детьми тяжело разговаривать — они могут отказываться от общения, грубить, «бить» взрослого в слабые места. Ребёнок, психика которого не является стабильной, будет тяжело воспринимать то, что ему говорится, если разговоры с ним ведутся преимущественно в повелительном или уничижительном тоне. Тем более что это не даст результатов — дети после крика, нотаций или угроз не становятся послушнее или добрее. Наоборот, «трудный» ребёнок может ожесточиться еще больше или уйти в себя настолько, что из него будет сложно «вытянуть» даже слово. Как правило, эти дети когда-то были лишены эмоциональной поддержки взрослых, поэтому если родители решили поменять методы взаимодействия с ними, то им стоит начать демонстрировать выдержку, терпение, стойкость и неуязвимость. Возможно тогда, спустя время, ребёнок поверит в то, что близкие люди являются надежными и начнет доверять им.
  • Перевод агрессии в другое русло
    Важно знать, что беспричинная агрессия, проявляющаяся на других детей или самого себя, наблюдается обычно не из-за того, что ребёнок злой от природы, а скорее всего по той причине, что когда-то агрессия не была выражена вовремя или по назначению. В этом случае запрещать ребёнку драться или ругаться бесполезно, лучше всего организовать занятия с психологом — специалист установит причину его агрессивных проявлений и предложит безопасное пространство для выражения чувств – например, спортивную деятельность или творчество.
  • Формирование мотивации
    Иногда наступает тот момент, когда родители понимают, что их ребёнок ничем не интересуется. Может прийти время, когда это станет серьезной проблемой. Все маленькие дети имеют большой интерес к миру вещей и занятий. Повысить интерес ребёнка к какому-либо занятию можно с помощью личного примера, частого совместного взаимодействия, откровенных бесед на разные темы, поиска того, что его сможет увлечь.

 

Важно знать, что каждый ребенок проходит через период негативизма и неприятия правил и норм, что является частью его психологического развития. Таким образом, любой ребенок бывает «трудным» в том или ином возрасте, это естественный процесс его взросления, становления психики и личности. Поэтому необходимо не искоренять это состояние, а помогать найти правильный путь, чтобы выбраться из мира внутренних противоречий. Для этого важно понимать психологические аспекты и социальные мотивы детей, чтобы, во-первых, вовремя отследить проявление такого поведения, а во-вторых, найти подход к ребенку. Родителям не всегда бывает просто выявить истинную причину «трудности» ребенка и найти адекватные способы взаимодействия с ним. В этих случаях, конечно, большую помощь может оказать опытный специалист психолог. Главное, не упустить время, и чем скорее родители обратятся за помощью к специалисту, тем быстрее и легче будет решена проблема «трудного» ребенка. В нашем детском развивающем центре «Летиция» работают высокопрофессиональные опытные психологи, которые всегда готовы оказать помощь родителям и детям.